Без преступной группировки. Подсудимым по делу о печном топливе для кировских автобусов дали реальные сроки

Судья Октябрьского районного суда Сергей Кырчанов 15 мая вынес приговор по делу о поставках печного топлива для автобусов «Автотранспортного предприятия». Экс-замгендиректора «АТП» Анатолия Криволапова и директора компании-поставщика Сергея Бушуева признали виновными. Суд переквалифицировал обвинение на мошенничество в сфере предпринимательской деятельности и дал обоим реальные сроки - 3 года Бушуеву и 2 года 9 месяцев Криволапову.

Что решил суд

Уголовное дело о мошенничестве с поставками топлива для автобусов городского «Автотранспортного предприятия» (ст. 159 ч. 4 УК РФ) следователи регионального УМВД возбудили весной 2017 года. В суд дело ушло в конце сентября 2018 года.

По версии следствия, в 2014 — 2016 годах экс-замдиректора «АТП» Анатолий Криволапов и представители фирм-поставщиков Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин вступили в сговор в целях личного обогащения. Следствие считает Нелюбина организатором мошеннической схемы, сейчас он скрывается от следствия и объявлен в розыск. Согласно приговору, поставлять топливо в «АТП» предложил Нелюбин, а Бушуев и Криволапов согласились участвовать в мошеннической схеме за вознаграждение. Суд не согласился с позицией обвинения, что это была организованная преступная группировка, факт самого сговора при этом судом не отрицается.

Под видом аналогов дизельного топлива городские автобусы заправляли более дешёвыми нефтепродуктами с повышенным содержанием серы (они продавались под названием ДТ ТУ — дизельное топливо технологически улучшенное). Этими нефтепродуктами автобусы заправлялись на заправках ООО «АЗС регион 1», принадлежащих предпринимателю Дмитрию Стексову. Судья посчитал, что Стексов не знал о преступных намерениях Бушуева по заправке автобусов.

Роль Бушуева, говорится в решении суда, заключалась в подготовке документов, якобы подтверждающих, что в «АТП» поставляется дизельное топливо. Криволапов как сотрудник предприятия-заказчика подтверждал, что с поставленным топливом всё в порядке и бухгалтерия «АТП» переводила деньги поставщикам.

Согласно тексту приговора, Криволапов злоупотреблял доверием гендиректора «АТП» Николая Дубровина — зам знал, что под видом дизельного топлива поставляются нефтепродукты, не соответствующие условиям договора. Криволапов же дал указание другому заму, отвечающему за закупки, внести в техзадание нужный ГОСТ топлива. Из-за этого в конкурсах выигрывали только «Промбытсервис» и «Типография Вятка». Компания «Движение» перестала регулярно заявляться на конкурсы на поставку топлива - в холдинге объясняли, что цена контракта слишком маленькая и за эти деньги нельзя было поставить качественное топливо в нужном объёме.

Ущерб, причинённый «АТП», согласно решению суда, составил 22,7 млн рублей. Эти деньги участники схемы использовали по своему усмотрению.


Следствие предъявило Бушуеву и Криволапову обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере»). Судья переквалифицировал их действия и вменил им ч. 7 ст. 159 («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере»). Санкции по ней предусматривают лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до миллиона рублей.

Сергея Бушуева суд признал виновным по части 7 статьи 159 и приговорил к 3 годам в колонии общего режима. Анатолия Криволапова признали виновным в пособничестве по той же самой статье и приговорили к 2 годам 9 месяцам общего режима. Кроме того, им предстоит солидарно погасить ущерб - 22 млн 670 тысяч рублей. В срок отбывания наказания будет зачтено время, которое они оба провели под домашним арестом.


Что происходило в деле о печном топливе

Показания по делу дали водители автобусов — они сказали, что после перехода на заправки «АЗС регион 1» двигатели стали ломаться чаще. До всей этой истории автобусы заправлялись на заправках компании «Движение». Также допрашивали сотрудников «АТП», которые занимались подготовкой конкурсной документации, — потому что со второй половины 2014 по 2016 год аукционы на поставку топлива выигрывали одни и те же две фирмы: «Промбытсервис» и «Типография Вятка». Почти все разы на конкурс заявлялись только они, поэтому у следствия и суда были вопросы к тому, почему в техзадании прописывались именно эти характеристики топлива и как выбирался победитель.

Сотрудники «АТП» в суде сказали, что конкурс проводился в соответствии с законом. Анатолий Криволапов (он занимал должность замгендиректора по эксплуатации и материально-техническому снабжению) во время следствия рассказал, что требование поставлять топливо определённого ГОСТа вносилось, чтобы участвовать могли только нужные поставщики. В суде он отказался от своих слов, утверждая, что такие формулировки в техзадании выбрал, потому что под них можно подвести любой вид топлива — а значит, потенциальных желающих участвовать в конкурсе было бы больше.

Во время судебного следствия допрашивали также руководителей фирм, которые продавали непосредственно на заправки «АЗС регион 1» судовое, печное топливо и различные дистилляты. Эти свидетели знали, что реализация таких нефтепродуктов через сети АЗС запрещена, но всё равно заключали такие договоры и не задавали лишних вопросов, так как «деньги были заплачены».


Что сказали подсудимые, директора заправки и «АТП»

Дмитрий Стексов в суде не отрицал, что под наименованием ДТ ТУ на его заправках продавались разные виды топлива — сам он понимал под этой аббревиатурой печное, судовое маловязкое топливо, дистиллят газового конденсата. Он заявил, что Сергей Бушуев, обратившийся к нему от имени сначала «Промбытсервиса», а потом «Типографии Вятка», сам выбрал для заправки автобусов «более дешёвое топливо», а не класс Евро-5. Кстати, по словам Криволапова, в то время у «АТП» не было автобусов с двигателями, рассчитанными на стандарты Евро-5.

Всего через «АЗС регион 1» для кировских автобусов поставили 4,1 млн литров нефтепродуктов несоответствующего качества на сумму 134,8 млн рублей. Сотрудники заправки в суде объяснили, как дизельное топливо превращалось в печное: фактически контроля за привозимыми на АЗС нефтепродуктами не было ― всё, что не являлось топливом класса Евро-5 и бензином, сливалось в один резервуар. Из него и заправлялись кировские автобусы.

Анатолий Криволапов в суде сказал, что признаёт вину в инкриминируемом ему мошенничестве группой лиц в полном объёме. От пояснений по обстоятельствам дела он отказался, воспользовавшись ст. 51 Конституции (позволяет не свидетельствовать против себя). Криволапов только отвечал на отдельные вопросы после оглашённых прокурором протоколов его допросов.

Часть свидетелей в суде заявила, что Сергей Бушуев был номинальным директором «Промбытсервиса», а фактически поставку топлива для «АТП» контролировал кировский застройщик Денис Черников. Сам Черников не согласился с версией о своей причастности: по его словам, принять участие в конкурсе предложил Вадим Нелюбин, для этого ему нужна была свободная фирма. Такая в тот момент была у Бушуева, с которым Нелюбин в дальнейшем и обсуждал детали участия в конкурсе, а потом и детали заправки автобусов.

Сергей Бушуев вину в мошенничестве группой лиц по предварительному сговору не признал. Во время допроса в суде он пояснил, что «Промбытсервис» действительно закупал печное топливо, но оно было предназначено не для «АТП», а для мелкооптовых покупателей. Изначально он не знал, что под видом дизельного топлива на заправке «АЗС регион 1» продаются низкокачественные нефтепродукты. Когда узнал, говорить никому не стал, объясняя это тем, что был простым курьером и не видел причин вмешиваться.

Бывший гендиректор «АТП» Николай Дубровин проходил по делу как свидетель. Во время допроса в суде он запутался в своих показаниях и не смог объяснить противоречия с протоколами допросов. На следствии он признавал ущерб, причинённый предприятию мошеннической схемой, в размере 23 млн рублей (это разница между стоимостью дизтоплива по контрактам и суммой, отданной «Промбытсервисом» и «Типографией» за печное топливо). В суде Дубровин сказал, что не считает сумму ущерба значительной. Разошлись его показания и о том, убеждал ли его Криволапов в качественности закупаемого топлива или нет. В конечном итоге экс-директор пришёл к тому, что «АТП» просто обманули на заправке, а со стороны предприятия нарушений не было.