В Кирове продолжается допрос свидетелей по делу о печном топливе, которым под видом дизельного заправляли автобусы «Автотранспортного предприятия». На заседаниях 26 и 27 ноября свидетели рассказали, что топливо на заправках, куда приезжали автобусы, не имело паспортов качества, а следствие заставляло подписывать показания, которые они не давали//
Напомним, по версии следствия, в сговор в целях личного обогащения вступили экс-замдиректора «АТП» Анатолий Криволапов и два представителя фирм-поставщиков Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин. Ущерб, причинённый предприятию за два года поставок печного топлива, следствие оценило в 23 млн рублей.
- «Приезжал водитель, оставлял бумажку»
- «Вода попадает — машина не едет»
- «Всё равно пришлось подписать»
- «Пусть напишет дизельное»
«Приезжал водитель, оставлял бумажку»
Свидетельница обвинения Елена Болдырева работала оператором в «АЗС регион 1» с августа 2014 по декабрь 2015 года. Зайдя в зал заседания, она сказала, что из подсудимых помнит только Сергея Бушуева — «заправлялись у нас эти товарищи».
На заправках «АЗС регион 1» продавали 92-й бензин, дизельное и дизельное технологическое улучшенное топливо. На каждой из колонок этой фирмы можно было заправиться как топливом класса Евро, так и ТУ. По словам Болдыревой, автобусы «АТП» заправлялись на всех колонках, специального топлива для них не было.
— Чаще всего автобусы заправлялись ТУ-шным топливом. Если его не было, могли заправиться и из резервуара с топливом класса Евро, на это было указание управляющей [заправки], — пояснила свидетельница.
Купить топливо на заправках за наличный расчёт мог любой желающий, уточнила Болдырева. На заправках на стенде для потребителей висели паспорта качества продаваемого топлива. Соответствовали ли они тому, что заливалось в баки транспортных средств, женщина не знает.
Подсудимый Сергей Бушуев попросил свидетельницу вспомнить, как происходила приёмка топлива, которое на заправку привозил бензовоз.
— Вам по-честному или как должно быть? — повернувшись к нему, уточнила Болдырева.
По факту, по её словам, происходило так. Приезжал бензовоз, водитель оставлял оператору АЗС бумажку с данными, сколько он привёз дизельного топлива (литраж/килограммы). Никаких паспортов качества топлива при этом не предъявлялось и не запрашивалось. При приёме на АЗС замеряли только плотность привезённого топлива. Было ли оно качественным или нет, свидетельница не знает. Доска бесплатных объявлений.
«Вода попадает — машина не едет»
На заседании показания Болдыревой разошлись с ответами работника ремзоны «АТП» Михаила Шаляпина. Он пояснял, что проблемы с качеством топлива возникали всегда: это зависело не от конкретной заправки, а от партии топлива. При этом возможно, что был какой-то один период, когда фильтры приходилось менять чаще обычного. По его словам, это происходило потому, что в топливе содержалась вода.
— Вода попадала в топливо с заправок. Она может там быть, но в каких-то малых количествах, — уточнил Шаляпин.
Когда о нормах содержания воды спросили у Елены Болдыревой, она уверенно заявила:
— Нет допустимого количества воды. Она может попасть при сливе, но так, чтобы ведро воды выливать в топливо, такого быть не могло. Кроме того, вода и топливо — это же несмешиваемые вещи. Даже если в резервуар попала вода, она отстаивается и остаётся внизу, место забора топлива находится гораздо выше. Попадать в бак она никак не может. Топливо зимой может замерзать, если не соответствует именно заявленному типу: например, по документам зимнее, а по факту летнее.
«Всё равно пришлось подписать»
26 ноября показания дал менеджер ООО «Типография Вятка» Артём Савельев. Это одна из фирм-поставщиков, которая фигурирует в обвинительном заключении. По версии следствия, «Типография Вятка» получила контракт на поставку топлива в «АТП», однако по договорённости между замдиректора типографии Вадимом Нелюбиным и замдиректора «АТП» Анатолием Криволаповым поставляла не дизельное, а печное топливо.
В офисе на Молодой Гвардии, 63, где познакомились Бушуев и Савельев, было зарегистрировано множество фирм: «Позитив», «СоюзСтрой», «Академия-Строй», «МеталлСтройКомплект». Все они, по мнению свидетеля, как и «Промбытсервис», фактически принадлежат застройщику Денису Черникову. Свои предположения он основывает на том, что делами всех организаций занимались одни и те же три бухгалтера. По данным ЕГРЮЛ, Черников является одним из владельцев ПО «Траст», которому юрист Александр Выдрин для укрытия от приставов продал известный автосалон «Сапсан». Выдрина в апреле 2018 года признали виновным в мошенничестве при покупке этого автосалона и осудили на 6 лет. Салон сейчас снова выставлен на торги.
Савельев в 2014 году по просьбе Бушуева готовил конкурсную документацию от имени ООО «Промбытсервис» (компания Сергея Бушуева, которая поставляла в «АТП» топливо в 2014 - 2015 годах) для участия в аукционах «АТП» на поставку топлива. В 2015 он же попросил подготовить документацию от имени ООО «Типография Вятка». Свидетель изучал извещение «Автотранспортного предприятия» и говорил Бушуеву, какие документы нужно подготовить для участия в торгах. Какой именно вид топлива нужно вписывать в заявку от имени «Промбытсервиса» и «Типографии Вятка», Бушуев свидетелю не говорил, называя только цену, с которой фирма выходила на торги. Также он передавал Савельеву паспорта качества и сертификаты на топливо, которое предлагалось поставлять в «АТП».
Савельев уточнил, что Вадим Нелюбин никакого участия ни в самой подготовке заявок, ни в предложениях подготовить эти заявки не принимал. После этого прокурор заявила ходатайство об оглашении его показаний на следствии. Наталья Русских зачитала, что указания об участии «ПБС» и «Типографии...» в аукционе Савельеву давал Нелюбин, он же указывал стоимость и вообще руководил процессом.
После оглашения свидетель подчеркнул, что все документы ему передавал именно Сергей Бушуев.
— Женщина-следователь распечатала протокол моего допроса, я указал на эти несоответствия, сказал, что не говорил этого. Она что-то поправила, но именно эти фразы остались прежними. Я снова сказал, что не говорил такого. Меня начали убеждать: «Следствием это доказано, отпираться нет смысла... Дача ложных показаний...» Я в этом ничего не понимаю, в итоге всё равно пришлось подписать, — рассказал он.
«Пусть напишет дизельное»
27 ноября в суде допросили директора ООО «Дизельторг» Дмитрия Кару. Эта фирма продавала на заправки «АЗС регион 1» бензин, дизельное топливо и его аналоги (судовое маловязкое и печное). «Дизельторг» работал и с фирмой «Промбытсервис», им также продавалось дизельное и печное топливо.
Кара рассказал, что один раз Сергей Бушуев обращался к нему, просил указать в накладной, что продано дизельное топливо вместо фактического печного.
— Мы отказались, мы такими вещами не занимаемся. Но это было один раз, и то вскользь, — уточнил свидетель.
Отвечая на вопрос адвоката, Бушуев так объяснил эту ситуацию:
— Да, я обращался к свидетелю. Это было после того, как я привеёз бухгалтеру «Промбытсервиса» счета-фактуры. Она очень удивилась названию «судовое маловязкое топливо». Я сам не специалист, не могу пояснить. Бухгалтер попросила обратиться к поставщику, чтобы он объяснил или написал более привычное название — «дизельное топливо». Я обратился, но он сказал, что это такой вид топлива, всё правильно. Я так и передал в бухгалтерию.
Он подчеркнул, что приобретаемое у «Дизельторг» топливо на нужды «АТП» не шло — им заправлялась техника по более мелким договорам.
- Уголовное дело по факту мошенничества с поставками топлива в «Автотранспортное предприятие» возбудили в 2017 году. Организатором преступной схемы, по версии следствия, является Вадим Нелюбин, сейчас он объявлен в международный розыск.
- На предыдущих заседаниях водители «АТП» сообщали, что проблемы с качеством топлива начались в 2014 году после перехода на заправки «АЗС регион 1» на Ломоносова и Производственной. В настоящее время заправки по этим адресам входят в сеть ПАО «Газпром нефть», принадлежащее правительству РФ.
- Бывший гендиректор «АТП» Евгений Катаев в суде дал противоположные показания. По его словам, до 2013 года автобусы заправлялись на маленьких АЗС, а после его вступления в должность были заключены договора с холдингом «Движение-Нефтепродукт».