650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Автобусы ездили, больше меня ничего не заботило». Что рассказал по делу о печном топливе подсудимый, директор заправки и тайные свидетели

«Автобусы ездили, больше меня ничего не заботило». Что рассказал по делу о печном топливе подсудимый, директор заправки и тайные свидетели

Автор:
12 апреля 2019, в 18:19
Просмотров: 3331

В Октябрьском суде Кирова 12 апреля начался допрос подсудимых по делу о печном топливе для автобусов «Автотранспортного предприятия». Экс-замгендиректора Анатолий Криволапов, обвиняемый в мошенничестве группой лиц, признал вину в полном объеме. От дачи показаний он отказался. Два тайных свидетеля по этому делу сошлись во мнении, что Криволапов был в курсе поставок нефтепродуктов низкого качества.

О чем говорится в статье:
  • Схема преступления. Версия следствия
  • Что сказал директор заправки
  • Что сказал Черников
  • Что сказали тайные свидетели
  • Что сказал эксперт
  • Что рассказал подсудимый Анатолий Криволапов

Схема преступления. Версия следствия

Следователи считают, что в 2014 — 2016 годах экс-замдиректора «АТП» Анатолий Криволапов и представители фирм-поставщиков Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин вступили в сговор в целях личного обогащения. Под видом аналогов дизельного топлива городские автобусы заправляли более дешёвыми нефтепродуктами с повышенным содержанием серы.

Ветеран боевых действий Анатолий Криволапов был принят в «АТП» в 2013 году (тогда гендиректором предприятия был Евгений Катаев) на должность инженера по снабжению, в 2014-м он стал замгендиректора сначала по материально-технического обеспечению, затем по эксплуатации и материально-техническому снабжению.


Сергей Бушуев ― директор и единственный учредитель ООО «Промбытсервис». По версии следствия, фактически фирмой руководил Вадим Нелюбин. Последний был оформлен заместителем директора ООО «Типография Вятка». Следствие считает Нелюбина организатором мошеннической схемы.

Автобусы «АТП» по договору с «Промбытсервисом» (а позднее с «Типографией Вятка») заправлялись на заправках ООО «АЗС регион 1». Всего через «АЗС регион 1» для кировских автобусов поставили 7,1 млн литров топлива несоответствующего качества на сумму 236,8 млн рублей. Сотрудники заправки в суде объяснили, как дизельное топливо превращалось в печное: фактически контроля за привозимыми на АЗС нефтепродуктами не было ― всё, что не являлось топливом класса Евро-5 и бензином, сливалось в один резервуар. Из него и заправлялись кировские автобусы.

Разницу между ценой закупки и ценой продажи — 23 млн 567 тыс. рублей — организованная группа забрала себе, распорядившись деньгами по своему усмотрению, считают следователи.


Что сказал директор заправки

Дмитрия Стексова допрашивали 11 марта по видеосвязи из Москвы. Он - директор и один из учредителей ООО «АЗС регион 1» (второй — Дмитрий Бакулин, сейчас, по данным сервиса kartoteka.ru, он имеет статус банкрота). Компания продавала два вида бензина, моторное топливо (в это понятие входят и реактивное, и дизельное, и печное и маловязкое топливо — прим.), дизельное, масла. Какое именно топливо, сказать не смог, сославшись на то, что было много наименований видов топлива, «которые использовались потребителями».

— Я сейчас не помню, в моих показаниях всё есть, я их подтверждаю. Как осуществлялась приёмка топлива на заправке, тоже не помню — в моих показаниях всё есть, я сам лично этим не занимался, — сказал он.

Стексов рассказал, что в середине 2014 года к нему обратился Бушуев, сказал, ему необходима поставка топлива с АЗС, для каких целей, не пояснял. Стексов предложил ему ознакомиться с ассортиментом на АЗС и поставлять тот вид топлива, которое он выберет. Бушуев должен был приехать на заправку, посмотреть, какие виды топлива реализуются, какое у них качество и цена. Вся эта информация находилась на стенде в помещении АЗС. Тогда компания реализовывала топливо Евро-5 и «более дешёвое».

— Бушуев выбрал более дешёвое топливо для дизельных двигателей, его в первую очередь интересовала цена. Это было моторное топливо, я точно не помню название — по техническим условиям, улучшенное или дистиллятное. Возможно, топливо Евро-5 тоже реализовывалось — скорее всего, это происходило, когда объёмов более дешевого топлива не хватало, — рассказал Стексов.

Свидетель настаивал, что Бушуев общался с поставщиками лично, контролировал объём поставок, и уровень цен на топливо.

— Данных о том, что были жалобы на качество топлива, у меня нет. Думаю, Бушуев был осведомлен о характеристиках топлива, которое они закупали — он напрямую общался с поставщиками, знал, с каких заводов мы заказываем топливо, знал цену, проблем узнать это не было, — считает он.

Во время допроса у следователя Стексов подтвердил, что «ДТ ТУ» могли называться любые нефтепродукты, потому что «такая практика сложилась в сфере продаж». Он не смог ответить прокурору, было ли одним и тем же топливом фактически поставляемое на заправку и прописанное в документах от производителя.

— Просто было много видов топлива с разных заводов, и более дешёвое топливо шло на АЗС под одним наименованием. Может быть, это было наименование «ДТ ТУ». Топливо, которое не соответствует стандартам «Евро» и содержит больше серы, относится к «ДТ ТУ», такая практика сложилась в сфере продаж нефтепродуктов. У производителей эти нефтепродукты назывались дистиллятом газового конденсата, дизельная технологическая фракция, на АЗС они продавались под названием «ДТ ТУ». На информационных стендах были размещены стандарты «Евро» и «ДТ ТУ» и паспорта качества и сертификаты на топливо, — сказал он.

Стексов объяснил, что под ДТ ТУ понималось печное, судовое маловязкое топливо, дистиллят газового конденсата. Во время допроса следователь спросил его, почему на топливо, предназначенное для технологических установок и отопления, использовалось на АЗС для заправки автобусов? Вопрос о том, почему вообще на заправке продавалось печное топливо (с 2015 года это прямо запрещено законом), следователь Стексову не задал. Ответ свидетеля звучал так:

— В тот момент мне не было известно, что этот вид топлива предназначен именно для этого.

На заседании суда 11 января представители фирм «ТД ИнтаМир» и «Топливная компания ТРГ» (они также поставляли в Киров печное и судовое топливо) Наиль Хайсаров и Константин Сидуллин заявили, что Дмитрий Стексов был в курсе характеристик закупаемых нефтепродуктов и не мог не знать, что они не подходят для заправки двигателей.


Что сказал Черников

Впервые о человеке, который может быть фактическим владельцем фирм, выигравших контракты на поставку топлива в «АТП», упомянул менеджер ООО «Типография Вятка» Артём Савельев. По мнению Савельева, Денис Черников является настоящим руководителем нескольких фирм, зарегистрированных в Кирове по адресу ул. Молодой Гвардии, 63: «Позитив», «СоюзСтрой», «Академия-Строй», «МеталлСтройКомплект», а также бенефициаром «Типографии Вятка» и «Промбытсервиса», директором которого в ЕГРЮЛ значится подсудимый Сергей Бушуев.

Свои предположения свидетель обосновал тем, что все организации обслуживали одни и те же три бухгалтера. Женщины во время допроса подтвердили эту информацию, заявив, что Черников попросил их солгать и сказать, что он не являлся владельцем всех вышеперечисленных фирм.

Застройщик Денис Черников в суде 11 января не согласился с версией о своей причастности к поставкам топлива для «АТП». По его словам, принять участие в конкурсе предложил Нелюбин, для этого ему нужна была свободная фирма. Такая в тот момент была у Бушуева, с которым Нелюбин в дальнейшем и обсуждал детали участия в конкурсе, а потом и детали заправки автобусов.


Одним из доводов в пользу фактического владения Черниковым компанией «Промбытсервис» бухгалтеры в суде называли то, что время от времени они ездили в банк по его поручению, чтобы снять деньги со счёта этой фирмы. Деньги после этого передавались лично Черникову. Комментируя эту информацию, свидетель допустил, что такие события могли иметь место. Но эти деньги, подчеркнул он, шли как возврат долга Бушуева перед Черниковым. Он пояснил, что давал Бушуеву деньги для того, чтобы тот мог закупать топливо для «АТП». Из-за этого какую-то часть средств ему самому приходилось брать в долг «у разных товарищей».

4 апреля Иван Мещеряков, который изначально был адвокатом Сергея Бушуева в этом уголовном деле, как свидетель рассказал, что фактическим владельцем компаний, выигравших контракты на поставку топлива, являлся Денис Черников, а Бушуев был его водителем и номинальным директором фирмы «Промбытсервис».

12 апреля Черникова допросили повторно. Он не согласился с тем, что у него когда-либо был личный водитель, и сказал, что Мещеряков его оговаривает. По мнению Черникова, адвокат просто обижен на него, так как считает, что ему недоплатили.

Адвокаты подсудимых спросили Черникова, почему разные люди — 4 бухгалтера и адвокат — дают в отношении свидетеля одинаковые показания, называя его фактическим владельцем всех фирм и контролирующим контракт по топливу. Черников заявил, что это сговор, так как по одному из недостроенных домов, к которому имели отношение и Черников, и бухгалтеры, и Мещеряков, сейчас возбуждено уголовное дело.

— Если здесь [в этом суде] будет озвучено, что я фактический директор фирм на Молодой Гвардии, 63, это будет использовано в том уголовном деле по недостроенному дому. У Мещерякова такая задача, — считает свидетель.

Бухгалтеры тоже могут нести ответственность за тот недострой (застройщик — ООО «Коммунсервис»), считает свидетель, поэтому сейчас они пытаются переложить на него, Черникова, всю ответственность.


Что сказали тайные свидетели

В деле о печном топливе для автобусов «АТП» два тайных свидетеля. Свидетелей по уголовному делу засекречивают, когда они полагают, что из-за данных ими показаний могут оказаться в опасности они сами, их родственники или близкие. Тайный свидетель даёт показания из специальной комнаты, его голос изменяется, участники процесса не видят этого человека. С реальными паспортными данными такого свидетеля знакомится только судья.

Свидетель №1 был допрошен 2 апреля. Он заявил, что знает директора ООО «Типография Вятка» Николая Смирнова и его зама Вадима Нелюбина, так как работал в этой организации. Свидетелю осенью 2015 года сказали, что их компания «Типография Вятка» выиграет конкурс на поставку горюче-смазочных материалов для “АТП”. Автором идеи участвовать в конкурсе свидетель назвал Нелюбина. Заправлять автобусы изначально предполагалось печным топливом, и свидетель, который занимался документами (договорами реализации, поставки топлива) и мониторил цены на судовое и печное топливо, знал, что это приведёт к поломкам транспорта. Об этом свидетелю сказал директор ООО «Дизельторг» Дмитрий Кара — по его словам, на таком топливе автобусы будут ездить, но недолго. Однако Нелюбин сказал не вмешиваться, он разберётся сам — у него есть связи в администрации города, в том числе в совете директоров АО «АТП».

По документам печное топливо проходило как Евро-5, сказал свидетель, для этого Нелюбин просил его найти фирму, которая переделывала бы им документы. Изменённые сведения фигурировали, например, в товарных накладных от «Типографии Вятка» в адрес АТП — свидетель видел их в почте. По предположению свидетеля, инициатива этих действий исходила от Нелюбина, но утверждать, что кто-то давал такие указания, он не стал. Свидетель понимал, что махинации с топливом незаконны, но тем не менее выполнял поручения Смирнова. Почему — пояснить не смог.

Свидетель по работе общался с Криволаповым. Тот высказывал замечания по качеству топлива, но однозначных утверждений, что топливо явно плохое, не делал. Сам свидетель говорил ему только то, что в топливе, видимо, серы больше, чем допустимо.

— Криволапов достоверно знал, что [для «АТП»] закупается не дизельное, а более низкокачественное топливо. Криволапов и Нелюбин поддерживали тесные отношения, вместе ездили на охоту. При мне Криволапов однажды высказывал Нелюбину претензию, что качество поставляемого топлива уж слишком низкое, и автобусы ломаются часто. На это Нелюбин ответил, что всё решит. Тогда Криволапов заметил, что у него стоит очередь из желающих работать по такой схеме — поставлять в «АТП» низкокачественные нефтепродукты по цене дизельного топлива — прокурор зачитала показания тайного свидетеля, данные им на следствии.

Свидетеля №2 допросили 15 марта. Он назвал себя индивидуальным предпринимателем, который работал с «АТП» как субподрядчик — сдавал в аренду как минимум два автобуса. Свидетель указал, что автобусы в 2014-2016 году заправляли дистиллятом газового конденсата, технологической фракцией, из-за чего транспорт стал чаще ломаться. Названия нефтепродуктов он знал по сайтам заводов-производителей, но не смог пояснить, почему он решил, что под названием «ДТ ТУ» на заправках продаются именно эти нефтепродукты. Сказал: «Это моё личное заключение».

По его словам, водители регулярно сообщали Криволапову и иному руководству об этой ситуации, но отклика не было. Свидетель оценивает, что проблемы с топливом начались, когда Криволапов занял кресло замгендиректора.


Что сказал эксперт

На заседании 12 апреля в суде в качестве специалиста допросили Виталия Лиханова — доктора технических наук, завкафедрой тепловых двигателей автомобилей и тракторов Вятской сельхозакадемии. Он пояснил, что «так как у нас в Кировской области постоянно занимаются хищениями, я с 1995 года выступаю [по таким делам]».

Лиханов рассказал, на что именно влияют те или иные характеристики топлива. Количество сернистых соединений в топливе влияет на образование нагара, коррозию, износ дизельного двигателя. Чем больше процент серы в топливе, тем больше износ двигателя, объяснил Лиханов. Учитывая, что зачастую используются ещё и некачественные масла, через какое-то время произойдет разрушение каких-либо деталей топливной системы.


В обвинительном заключении по данному уголовному делу фигурируют два ГОСТа — 305-82 и 305-2013. Топливо, выпускаемое по ГОСТ 305-82, можно было свободно продавать до 2015 года. Оно предназначено для дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 взамен данного ГОСТа с 1 января 2015 года был введен в действие ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия». Он действовал всего год — по словам Лиханова, показатели серы в нем были запредельными, его разрешали выпускать только для гособоронзаказа и на экспорт. Сейчас это топливо нельзя продавать в розницу и на АЗС. Лиханов подчеркнул, что в ГОСТах не прописано, где могут реализовываться те или иные виды топлива — только для ГОСТ 305-2013 указано, что оно запрещено к распространению через АЗС общего пользования. С 2016 действуют два ГОСТа — ТР ТС 013/2011 и 52368-2005, они применимы для топлива Евро-5.

В то же время частники, сказал он, могут «покупать [печное топливо] и гробить свою технику, если не жалко», если у них на территории колхоза/предприятия стоит своя заправка. «Купил печное топливо — ну и езди, пока не поймают», — заключил он. Похожую мысль высказывал на допросе 4 марта директор ООО «НефтепродуктТрейд» Рамиль Гайфутдинов. Он сказал, что на печном топливе «машина ездить точно будет», хотя этот вид нефтепродуктов и не предназначен для дизельных двигателей.

Отдельно Лиханов остановился на топливе с названием «ДТ ТУ» — сертификаты с логотипом «Чепецкнефтепродукта» висели на заправках «АЗС регион 1». По словам Лиханова «топливо дистиллятное технологически улучшенное» холдинг «Чепецкнефтепродукт» выпускает по своим собственным стандартам, в них сразу прописано, что такое топливо предназначено для технологических установок и отопления. Про дизельные двигатели в стандартах нет ни слова.


Что рассказал подсудимый Анатолий Криволапов

На заседании 12 апреля экс-гендиректор «АТП» сказал, что признаёт вину в инкриминируемом ему мошенничестве группой лиц в полном объеме. От пояснений по обстоятельствам дела он отказался, воспользовавшись ст. 51 Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя. Криволапов отвечал только на отдельные вопросы после оглашенных прокурорами протоколов его допросов.

Впервые Криволапова допросили в качестве обвиняемого в сентябре 2017 года. Тогда он сказал, что просит рассматривать его деяния по ст. 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), а не по ст. 159 (мошенничество).

Криволапов рассказал, что включил в конкурсную документацию на поставку топлива ГОСТ 305-82, хотя и понимал, что поставить его никто не сможет — с 2015 года он переставал действовать, и поставщики не стали бы заявляться на конкурс. В протоколе допроса уточняется, что тогда он только перешёл на новую должность, боялся сорвать конкурс.


В допросе от декабря 2017 года мотивировка другая: в документацию ГОСТ 305-82 включили, чтобы заявиться на конкурс смогли только «Промбытсервис» и «Типография Вятка», так как данного топлива не было в продаже, оно не производится с 2015 года. После оглашения Криволапов уточнил, что цель была обратная — данный ГОСТ прописан, чтобы «расширить количество участников, потому что под этот ГОСТ подходят практически все виды дизельного топлива».

В протоколе от сентября 2017 года указано, Криволапов не вникал в технические характеристики топлива, которое собирались поставлять от «ПБС» и «Типографии», и то, как использование этого топлива повлияет на техническое состояние автобусов «АТП». «Автобусы ездили, больше меня ничего не заботило», — зачитала прокурор.

В декабре 2017 года следователь записал в протоколе допроса, что в декабре 2014 года Криволапов хотел проверить качество топлива, которое тогда уже поставлял для «АТП» «Промбытсервис». По этому поводу они встречались с Бушуевым (экспертиза требует присутствия представителей поставщика). На встрече Бушуев сказал Криволапову, что поставляемое ими топливо «не соответствует ни ГОСТ 305-82, ни другим требованиям, что оно является самым дешёвым из имеющихся в продаже горюче-смазочных материалов».

— Бушуев признался мне, что эти нефтепродукты поставляются в «АТП» по цене топлива стандарта Евро-5. Он сказал, что под видом высококачественного топлива поставлялись судовое маловязкое топливо, дистилляты газового конденсата, дизельная технологическая фракция. Узнав об этом, я хотел расторгнуть контракт с «ПБС», но Бушуев стал убеждать меня, что этот контракт очень выгоден для «ПБС». Тогда я сказал, что если он хочет, чтобы я не принимал меры, он должен предложить мне какое-либо материальное вознаграждение, — огласила прокурор.

Согласно материалам дела, вознаграждением стали топливные карты, по которым Криволапов мог заправлять свои авто. Бушуев предложил карты с перечислением на них 8, 5 и 3 тыс. рублей. После оглашения показаний подсудимый Криволапов уточнил, что слова Бушуева были другими.

— Он говорил не что топливо плохого качества, а что оно иное, другого качества, но не хуже чем ГОСТ [потому что поставлять ГОСТ 305-82 они не могут], — пояснил он.

Также из протоколов допроса следует, что экс-депутат гордумы Сергей Медовиков, который входил в состав директоров «АТП», был мужем сестры Анатолия Криволапова.

Подсудимого Сергея Бушуева планируется допросить 17 апреля.

Все соцсети
Комментарии
7
 
Комментарии (7)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 12 апреля 2019, в 21:26
следствие упорно выгораживает дубровина, но делать это бессмысленно - пойманный никулин сейчас расскажет, по чьему указанию выводил сотни миллионов из ленинской ук в атп. никакой криволапов ему не указ, это очевидно.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 апреля 2019, в 07:39
Странное дело. Не хватает Стэксова и Черникова на скамье подсудимых? Оба пытаются упорно переложить вину на Бушуева, а как он мог без них это все сделать. Судье придется очень постараться чтобы сделать юридическую оценку этому делу.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 апреля 2019, в 08:59
Дубровина и Стеклова, по тексту всех статей из СМИ, понятно почему не хватает .... а черникова то че?)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 апреля 2019, в 09:18
Вы не переживайте: следствие предпологает, а суд распологает
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 14 апреля 2019, в 21:09
Пусть переживают люди кто врет, судья может быть прав а может быть нет. Но бог рассудит точно справедливо..
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 апреля 2019, в 09:01
Спрут какой то. Так вот и работает следствие, что свидетелей в суд по несколько раз вызывают.... а судья должен самолично решыть кто прав, а кто врет. Есть полиграфы, очные ставки, писменные доказательства. Такое чувство возникает , что лишбы осудить а кого(безразницы). Давай те будем соблюдать упк рф.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 14 апреля 2019, в 13:16
А ещё вы могли бы дописать, что в кировском облсуде есть судья Стексов. И он тоже Иванович
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!