Дело Быкова Дело по парку Победы Марадыковский Красота и здоровье Мой бизнес Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Автор:
30 октября 2019, в 13:55
Просмотров: 1329

С 31 октября по 1 ноября в Кирове будет проходить второй Урбанистический форум - мероприятие, на котором приглашённые эксперты в сфере транспорта, градостроительства и благоустройства рассказывают и обсуждают с кировчанами, как улучшить город. Накануне события мы решили вспомнить, что обсуждали чиновники, урбанисты и общественники год назад на первом Урбан форуме, какие изменения в Кирове произошли с тех пор, а если не произошли, то почему.

Что сделано и не сделано на практике по итогам года

  • Заборы: новый цвет, старые оправдания

Незадолго до начала первого Урбанистического форума (в 2018 году он проходил 24-25 октября) на дорогах Кирова началась массовая установка жёлтых заборов. В частности, они появились на перекрёстке улиц Московская-Менделеева, на углу Преображенской и Свободы, на пересечении Октябрьского проспекта с улицей Труда. В соцсетях пешеходы начали жаловаться, что заборы перегородили привычные пути передвижения. В ГИБДД тогда заявили, что жёлтые заборы установлены в целях безопасности. Однако глава администрации Илья Шульгин отнёсся к этим заявлениям скептически и распорядился свернуть «озаборивание», а вместо пешеходных ограждений предложил организовать на аллее Октябрьского проспекта «зебры» и пешеходные светофоры. На какое-то время ставить заборы действительно прекратили, а также перекрасили уже существующие из «кричащего» жёлтого в нейтральный серый цвет. Но в 2019 году пешеходных ограждений в городе стало ещё больше.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Фото: Евгений Кириллов

Впрочем, тема пешеходных ограждений остаётся в повестке дня. 23 октября она стала предметом обсуждения на дискуссионном клубе «Вечерний». Во время дискуссии выяснилось, что власти рассматривают установку пешеходных ограждений всё же в качестве временной меры, пока не будет принято решение на государственном уровне о снижении скорости движения в городах и пока не появятся деньги на внедрение более прогрессивных мер безопасности. Пока же установка пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных переходах является обязательной в рамках выполнения ГОСТа. Хотя стоит отметить, что в Кирове их устанавливают не только у переходов, но и вдоль улиц, где проезжая часть отделена от тротуара широким газоном.


  • Маршрутная сеть: без потрясений и прогресса

На первом Урбан форуме приглашённые эксперты в сфере транспорта рассказывали о современной транспортной политике в России и в мире. Например, речь шла об эффективности выделенных полос и платных парковок, а также о том, как увеличить спрос горожан на услуги общественного транспорта.

В конце лета-начале осени общественники, чиновники и сотрудники транспортных предприятий вместе разработали новую маршрутную сеть города. Впервые в современной истории Кирова к этому процессу привлекли специалистов «извне» - экспертов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (г. Москва), которые участвовали в создании маршрутных сетей для других городов. Также был приглашен рязанский «Институт развития транспортных систем» - организация, с которой город заключил контракт на подготовку целого комплекса документов по организации дорожного движения (их наличие является обязательным условием для участия в проекте «Безопасные и качественные дороги»).

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Маршрутная схема, предложенная рабочей группой. Фото: Свойкировский

В итоге рабочая группа фактически «перепридумала» маршрутную сеть для Кирова. Было предложено уменьшить интервал движения общественного транспорта до 5-7 минут за счёт ликвидации дублирующих маршрутов, сокращения длины оставшихся маршрутов и более частых, но бесплатных пересадок. В результате этого также продлевалось время работы общественного транспорта до 23.30 часов, а по ночам планировалось запустить спецмаршруты. Для того, чтобы автобусы и троллейбусы ездили быстрее, предполагалось сделать выделенные полосы на некоторых улицах.

Вдобавок к этому, изменениям должны были подвергнуться контракты с перевозчиками. Их хотели составить так, чтобы оплата перевозчикам осуществлялась за выход на линию, а не число перевезённых пассажиров, как сейчас. По версии разработчиков схемы, такой подход предотвратил бы гонки между водителями автобусов.

Однако кировчане не оценили предлагаемых нововведений. Большинство горожан, судя по опросам в соцсетях, было недовольно тем, что исчезают прямые маршруты из одной части города в другую. В итоге после критики новой схемы, прозвучавшей от губернатора Игоря Васильева, обсуждение новой концепции свернули. Во время круглого стола на тему развития транспорта один из участников рабочей группы по разработке маршрутной сети, координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов заявил, что чиновники провалили информационную кампанию и не смогли объяснить кировчанам логику предложений.

Зато в Кирове уже в ноябре-декабре обновят троллейбусный парк. АО «Сбербанк» в счёт лизинга поставит в город 15 новых троллейбусов. Также за год было немало экспериментов по упорядочиванию дорожного движения. Так, на перекрёстке улиц Карла Маркса и Молодой Гвардии этим летом в тестовом режиме нанесли «вафельную» разметку. Она обозначает участок, на который запрещено выезжать, если впереди образовался затор. «Вафельную» разметку планируют нанести ещё на семи перекрёстках города. Если она докажет свою эффективность, её оставят.

Ещё одна экспериментальная разметка появилась на подъезде к новому мосту. Она представляет собой красный квадрат, на котором при температуре ниже нуля градусов проявляется рисунок снежинки и знак «скользкая дорога». Такая разметка предупреждает водителей об опасных погодных условиях и призывает снизить скорость.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Нанесение пластиковой разметки. Фото: admkirov.ru

Помимо разметки, на дорогах Кирова появились новые дорожные знаки. В частности, на перекрестке улиц Советской и Старославянской и на повороте из Субботихи на улицу Проезжую в Макарье установили знак «Уступи всем, и можно направо» для снижения заторов. Знаки поставили в качестве эксперимента на полгода. За это время вместе с ГИБДД чиновники проанализируют автомобильный трафик. Если эффект окажется положительным, знаки на этих перекрёстках оставят насовсем и попробуют использовать их в других загруженных точках города.


  • Развитие парков и пешеходности города: то густо, то пусто

Часть программы первого Урбан форума была посвящена практической работе: участники обсуждали идеи и разрабатывали проекты по благоустройству парков и скверов Кирова. В частности, состоялись мастер-класс по созданию общественного пространства на территории оврагов Засора и воркшоп по благоустройству ленточного парка вдоль малых рек Кирова.

В случае с оврагами Засора пока продолжаются обсуждения. Накануне второго Урбан форума в ВятГУ прошёл проектный семинар по ландшафтному проектированию оврагов. Было предложено, например, определить для каждого отрезка оврага своё назначение и название: «Васнецов» - для арт-пространства, «Рудобельский» (по фамилии вятского садовода- селекционера Антона Рудобельского) - для сада и огорода, «Поющие фонтаны» - площадке с водным пространством для детей, «ЗОЖ» - для спорта. А также создать безбарьерную среду, обеспечить охрану, оборудовать кафе и туалеты, коротко отчиталась об итогах семинара организатор проекта «Вятские сады» Светлана Кекина.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Фото: admkirov.ru

А вот ленточные парки понемногу начали развиваться. В частности, территория вокруг пруда реки Люльченки на Юго-Западе города (сквер в районе домов № 35 - 39 на улице Солнечной). Инициатором этого проекта является исполнительный директор компании «АЖИО-финанс» Константин Кропанев. После Урбан форума он вместе с другими общественниками организовал конкурс проектов благоустройства сквера: свои работы прислали дизайнеры из разных городов России. Лучший проект выбирали вместе с кировчанами с помощью онлайн-голосования и с учётом мнения чиновников горадминистрации.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума
Пирс в сквере «Солнечная Люльченка». Фото: Свойкировский

В течение лета в сквере проходили субботники: инициативные горожане очистили берега и прилегающую территорию, установили скамейки, обновили мост через Люльченку, сделали пирс.

- Проект по благоустройству пруда мы начали непосредственно с Урбан форума. Он стал некой отправной точкой, плюс сформировалась команда, которая помогала нам в его реализации. Возможно, мы бы провели какие-то мероприятия и без Урбан форума, но, поскольку проект там обсуждался, это заставляло нас действовать более активно, - сообщил Константин Кропанев. - В следующем году я хочу запустить подобные проекты на других малых реках: на Хлыновке - в сквере на улице Блюхера и на Ежовском озёрно-родниковым комплексе.

Также отметим, что при благоустройстве общественных пространств подрядчики стали использовать современные элементы благоустройства - скамейки-качели. Их установили на набережной в Нововятске, обновлённой в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Планируется, что в рамках второго Урбан форума её осмотрят и оценят московские эксперты.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Ещё ряд предложений, которые год назад выдвинули приглашённые эксперты, осталась вообще не воплощённой. Они исследовали улицу Спасскую вместе с горожанами и постарались определить, как можно сделать её более удобной: где добавить пешеходные переходы и пандусы, расширить тротуары, изменить продолжительность зелёных фаз светофора. В октябре 2019 года проезжую часть Спасской отремонтировали на деньги, сэкономленные в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Но для пешеходов ровным счётом ничего не изменилось. Также центральная часть Октябрьского проспекта, по которой московские урбанисты предлагали продлить пешеходную аллею, уже определили под парковку. Автомобилисты и сейчас паркуют там машины, но кировские чиновники хотят обустроить её по всем правилам: расширить, поставить ограждения, определить въезды и выезды.


  • Дизайн-код улицы Ленина. Финал близок

Разработка дизайн-кода - единых правил и рекомендаций оформления фасадов и наружной рекламы - для улицы Ленина началась ещё в 2015 году по инициативе кировского дизайнера Максима Микитенко. В 2016 году специалисты МКУ «Архитектура» разработали паспорта наружной отделки фасадов зданий, расположенных в исторической части Кирова, но, как отмечали авторы дизайн-кода, диалога с чиновниками не получилось: паспорта наружной отделки так и остались на уровне рекомендаций.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Презентация дизайн-кода ул. Ленина для предпринимательского сообщества. Фото: Свойкировский

На первом Урбанистическом форуме о дизайн-коде заговорили вновь. Руководитель Центра развития городской среды Удмуртской Республики Марина Нургалиева рассказала кировчанам о том, как дизайн-код разрабатывался и внедрялся в Ижевске. А после Урбан форума в Кирове состоялось несколько презентаций наработок по дизайн-коду для улицы Ленина. Сейчас работа выходит на финальную стадию.

- Урбан форум, безусловно, ускорил работу над дизайн-кодом, - прокомментировала замначальника городского управления архитектуры и градостроительства Татьяна Говорова. - В прошлый раз с нами поделились опытом коллеги из Ижевска, которые на тот момент уже внедряли дизайн-код в своём городе. За 2018 год мы также изучили практику других городов. Мы учли рекомендации коллег начинать внедрение дизайн-кода с пилотной территории, а не разрабатывать его сразу для всего города. Для Кирова она уже определена (историческая часть ул. Ленина. - прим. ред.). Требования и рекомендации по размещению средств наружной информации на фасадах зданий будут готовы к декабрю. Утвердить дизайн-код планируется в 2020 году.

Примечательно, что аккурат перед вторым Урбанистическим форумом владелец пивного магазина в здании на ул. Ленина, 84 повесил на фасаде «кричащую» вывеску и волей-неволей актуализировал обсуждение дизайн-кода. В администрации города уже заявили, что оштрафуют предпринимателя.


  • Центр компетенций и сайт о городской среде. На низком старте

По итогам первого Урбан форума организаторы собирались создать в Кирове единый ресурсный центр или центр компетенций, чтобы объединить усилия горожан, заинтересованных в развитии городской среды. Подобные учреждения работают в Ижевске и Казани.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Обсуждение проектов благоустройства в овраге Засора во время первого Урбан форума. Фото: Свойкировский

Он должен был стать своеобразной точкой входа для жителей, которые хотят заниматься благоустройством и участвовать в городских проектах. Такого центра в городе пока не появилось и непонятно, будет ли. Но тему развития городской среды «взял в оборот» ВятГУ - один из организаторов Урбан форума.

- Я доволен, что первый Урбан форум активизировал тему урбанистики в университете, - прокомментировал ректор опорного вуза Валентин Пугач. - В январе 2019 года мы предложили всем Опорным университетам России сетевой проект «Урбан-Челлендж», который получил поддержку российского студенчества и был проведен 27-29 мая 2019 года на базе нашего университета.

Также студенты ВятГУ представят на втором Урбан форуме свои проекты преображения городской среды. Среди них, например, проект «Островок безопасности». Это интерактивный медиапродукт, на стыке журналистики, геймдизайна, сторителлинга и мультипликации, как охарактеризовали его сами авторы. Сейчас они разрабатывают приложение для смартфонов, которое в игровой интерактивной форме расскажет о современных принципах организации городского пространства. Также ВятГУ реализует проект «Свободный квартал» по благоустройству внутреннего двора 14-го и 16-го корпусов вуза. Сейчас он лидирует в конкурсе Агентства стратегических инициатив «100 городских лидеров».


Робкий прогресс или стагнация? Что думают эксперты об «эффекте Урбан форума»

Организаторы и участники Урбан форума разошлись в оценках его последствий. Так, организатор движения «Красивый Киров» Игорь Багин считает, что после первого Урбан форума взгляды кировчан на некоторые городские проблемы начали меняться. Чиновники, представители местных сообществ, активисты, по его словам, с интересом слушали спикеров. Их идеи об устройстве городов во многом совпали с идеями участников «Красивого Кирова», которые они и раньше пытались донести до администрации города. Игорь также отметил открытость чиновников и работу администрации в соцсетях, однако, по его словам, после форума он стал острее реагировать на недостатки, на которые раньше не обращал внимания.

- Одновременно с этим мои ожидания на развитие города сильно возросли. Хотелось каких-то быстрых кардинальных решений. Но на практике налаживать коммуникацию между множеством городских стейкхолдеров и выстраивать совместную работу оказалось намного сложнее, чем послушать несколько классных лекций, - резюмировал Игорь Багин. - И в силу многих обстоятельств ничего заметного для меня не произошло и, наверное, не могло произойти. А те изменения, которые происходят в городе за последний год после форума, меня не впечатляют. Что-то даже огорчает ещё сильнее.

В целом организатор «Красивого Кирова» считает, что Урбан форум должен иметь, прежде всего, образовательный характер:

- Невозможно нигде больше получить такую концентрированную порцию знаний об устройстве города, кроме как на форуме. Надо только успевать впитывать идеи, тренды и принципы, о которых нам расскажут, и потом стараться учитывать и применять это на практике, консультируясь с экспертами. На это времени будет уже предостаточно.

Валентин Пугач также видит в Урбан форуме большой образовательный потенциал. По его мнению, мероприятие уже принесло немало полезных идей городу. Например, конкурс проектов по благоустройству реки Люльченки, конкурс проектов трансформации Театральной площади, также разработан дизайн-код улицы Ленина.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Ректор ВятГУ Валентин Пугач. Фото: urban.vyatsu.ru

- Ежегодный формат форума становится своего рода дорожной картой развития города Кирова, позволяющий каждый год анализировать текущие результаты и вносить необходимые коррективы для подготовки к грядущему 650-летию, - прокомментировал ректор ВятГУ.

Участник первого Урбан форума, активист микрорайона Радужный Михаил Целоусов оказался более скептичен в своих оценках. Он не заметил реальных изменений в городе, хотя предположил, что одного года для реализации прозвучавших на форуме предложений может быть недостаточно.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Михаил Целоусов. Фото: Свойкировский

- Результатов нет, потому что исполнители решений в городе не менялись и не было изменений у них в головах, - считает Михаил. - Подход чиновников остался прежним: никто не идёт ни на какие серьёзные назревшие изменения из-за страха перед нелояльностью жителей, которые, в свою очередь, ничего не понимают в современных подходах и потребностях населения города в целом. Система управления в сфере благоустройства очень косная, сломать её можно только целенаправленными постепенными движениями в одном направлении, чего пока не видно. Поэтому и особых ожиданий уже нет.

Константин Кропанев отмечает, что Киров серьёзно деградировал за последние год по сравнению с другими городами. Он считает, что одно мероприятие тренд не изменит, но Урбан форум дал «мощный посыл» от администрации и показал, что чиновники открыты к новым тенденциям, готовы «слушать, спорить и искать лучшие решения и практики в современном градостроительстве».

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Константин Кропанев (в центре). Фото: urban.vyatsu.ru

- На мой взгляд, есть две проблемы, почему мы не видим резких изменений в жизни Кирова. Первая - это временной лаг. От обсуждения до планирования, финансирования и реализации задачи в среднем требуется 3-5 лет. Но лучше поздно, чем никогда. Поэтому будем надеяться, что проекты, которые администрация города будет реализовывать в 2020-2024 годы, сделают наш город гораздо привлекательнее, как для жителей, так и для гостей Кирова.

Член Общественной палаты Кировской области, директор по проектам радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» Светлана Занько обращает внимание на необходимость создать в Кирове Центр компетенций, который профессионально и на регулярной основе занимался бы развитием городского пространства, по примеру Ижевска и Казани.

Ожидания и реальность. Что (не) изменилось в Кирове через год после первого Урбан форума

Светлана Занько (с микрофоном). Фото: urban.vyatsu.ru

- Серьёзно менять городскую среду только силами активистов не удастся, - уверена она. - К уровню реализации проектов в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» сейчас есть вопросы. Работа Центра позволила бы значительно улучшить качество проектов, и горожане бы это сразу увидели.

Светлана Занько также отметила, что в ближайшей перспективе имеет смысл работать над комплексным подходом в реализации различных проектов, интегрировать федеральные программы, инициативы граждан и проекты, поддержанные бизнесом. Это позволило бы действительно создать комфортную городскую среду, а не только отдельные объекты благоустройства.

Второй Урбан форум пройдет в Кирове с 31 октября по 1 ноября в Детском космическом центре. Программу можно посмотреть по ссылке.

Источник фото на обложке: Заксобрание Кировской области | zsko.ru

Все соцсети
Комментарии
12
 
Комментарии (12)
Предложить новость
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 15:53
Все приплели, все сделано благодаря этому форуму, хотя забор строили совсем по другой программе , так же и парки, лучше бы конкретно заасфальтировали пешеходные дрожки, Едешь на автомобиле и видишь, как пешеходы по грязи идут, Не ужели чиновники всего этого не видят или не хотят видеть, Позор, А то, что город не улучшается (деградирует" это бдагодаря Рубцовой
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 15:59
Да, заборы по другой программе. Это меняет их сомнительную эффективность, о которой говорили на первом форуме? Асфальтирование пешеходных дорожек - это не тема урбан форума. Необходимость этого и так очевидна, что тут обсуждать, собственно? :)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 октября 2019, в 13:27
Да, дорожки обсуждать зачем? Пуст грязь остается. Лучше нью-васюковщиной заняться в очередной раз.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 18:34
Главное в городе - чтобы по нему передвигаться нормально можно было. Каким образом это делать людям, которые ходят пешком? Когда льда и снега на тротуарах нет - они разбиты вусмерть, как на улице Карла Маркса от Труда до Профсоюзной; на Профсоюзной от Карла Маркса до Володарского и на Ивана Попова вдоль дома 31, где "Глобус". Зимой - снег, лёд на тротуарах. Можно хоть устараться придумывать дизайн-коды на улице Ленина, всё равно на них никто смотреть не будет, все под ноги смотрят, дабы в здравии остаться, проходя по этой улице, тротуары на которой тоже вдребезги разбиты от Герцена до Спасской.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 октября 2019, в 13:39
Проблемы с тротуарами по всему городу, везде местами лужи во всю ширину тротуара и т.п., а где-то тротуаров нет до сих пор от слова "совсем".
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 20:49
Великий Шульгин вывел город на первое место в России по благоустройству дорог и территорий библиотек.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 21:17
неужели это последнее фото быкова за трибуной?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 октября 2019, в 07:36
С прошлого форума
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 22:48
Изменилось то, что оратора с трибуны от кормушки отлучили. Надо его замом к Никите в библиотеку отправить.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 октября 2019, в 23:22
одна большая пустая болтовня за дармовые деньги... вернее их осваивание ...кировцы -они такие доверчивые..... бусы побрекушки в ушки .. тьфу все просто и прозаично в НиНо не проводят подобного дибилизма там просто делают благоустройство просто... напросто... без соплей трибун и форумов и как то справляются мать вашу кировцы
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 октября 2019, в 09:56
как много Пиара и Пафоса, мероприятие для буржуазии. УЛИЦУ СУРИКОВА ОТ НЕКРАСОВА ДО ЩОРСА ВНЕСИТЕ В ПЛАН ГОРОДА, бессовестные благоустроители!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 ноября 2019, в 08:46
В план чего? Размышлений на свободные темы? Этот форум как вукраине, разговоры про монорельс но даже яму на дороге заделать нет компетенции.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Свойкировский.рф
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!