Арендаторы помещений на главной улице исторического центра не понимают, почему должны отказываться от привычных вывесок, и опасаются новых затрат. Свои мнения они озвучили 22 августа на встрече с авторами дизайн-кода, который собираются внедрять на улице Ленина в 2020 году.
Напомним, смысл дизайн-кода заключается в том, чтобы упорядочить вывески магазинов и компаний, привести их к единому стилю и убрать визуальный шум, чтобы здания выглядели эстетично и горожанам было удобно ориентироваться. Также дизайн-код разрешит споры между самими арендаторами, так как размер вывесок, место их размещения и внешний вид будут приведены к единым правилам.
Впервые дизайн-код улицы Ленина презентовали в апреле 2019 года во время «Дизайн-выходных» в библиотеке им. Герцена, но тогда предпринимателей присутствовало немного.
Один из авторов дизайн-кода, дизайнер Максим Микитенко вкратце напомнил, зачем нужно стандартизировать вывески и как они могут помочь увеличить продажи.
- Предприниматели считают, что чем больше вывеска, тем лучше. Логика такая: чем больше вывеска, тем больше к ней внимания. Но на исторических улицах это не работает, - рассказал он. - Это работает там, где большой скоростной поток, на трассах. Но там, где основные клиенты - пешеходы, пассажиры общественного транспорта, велосипедисты, скоростной поток меньше. Выгоднее, чтобы пешеходам было приятно ходить по улице. Архитектура - это штука очень чувствительная и капризная. Если здание красивое, улица красивая, людям приятно гулять, они фотографируются, смотрят по сторонам. Это можно конвертировать в продажи. Люди начинают делать спонтанные покупки в магазинах, выкладывать фото в соцсетях. Увидев красивую фотографию какого-то места в соцсетях, в магазин придёт ещё больше людей. Это уже бесплатное продвижение бизнеса.
В ходе презентации дизайн-кода его разработчики привели в пример международное исследование, согласно которому 49% покупателей, пришедших в магазин, попадаются на привлекательную вывеску, причём 17% из них в этот день вообще не планировали шопинг.
- Это не говорит о том, что нужно делать большую яркую вывеску. Исследование говорит о том, что если есть хорошая вывеска в отсутствие большого количества баннеров вокруг, она работает эффективнее, она не теряется среди баннеров, - пояснил дизайнер-архитектор Александр Головизнин.
Хорошая вывеска должна вписываться в архитектурный облик здания и не перекрывать его элементов, подчеркнул Максим Микитенко. Разработчики дизайн-кода разделили улицу на «красную» и «синюю» зоны: к первой отнесли объекты культурного наследия и исторически ценные здания, ко второй - остальные здания. Для «красной» зоны регламентация вывесок более строгая: они должны соответствовать паспортам фасадов, вписаться в отведённые для них зоны и быть определённой формы и размера. Для «синей» зоны устанавливаются лишь общие требования.
Некоторые виды наружной информации на улице Ленина и вовсе будут запрещены. Например, в пределах исторического поселения под запретом окажутся вывески с подложкой (когда буквы размещаются на фоне) и дублирующие вывески, бегущая строка и неон, лайт-боксы и уличные светодиодные экраны, закрытие окон баннерами. Также на вывесках будут применяться только определённые шрифты, цвета и их комбинации, будет определена предельная высота размещения вывесок, примеры их крепления и так далее.
В некоторых городах - по крайней мере на некоторых исторических улицах - дизайн-код уже действует. Например, в Москве, Челябинске, Саратове, Ижевске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Иваново и Тобольске. В качестве примера того, как работает дизайн-код, Александр Головизнин привёл Тюмень. На первом этаже одного из жилых домов размещались магазины, офисы и фитнес-центр. Снаружи этаж был обшит сайдингом, баннеры и вывески размещались хаотично. При этом почти половина помещений пустовала. Как только вывески привели к единому виду, поток посетителей вырос, прибыль арендаторов увеличилась вдвое, а пустующие помещения быстро заполнились.
Здание в Тюмени до и после упорядочивания вывесок. Источник фото: strelkamag.com
Внедрять дизайн-код для улицы Ленина будут в 2020 году. В марте планируется провести заседание Гордумы, на котором будут внесены соответствующие изменения в Правила благоустройства. До 30 июля 2020 года будет переходный период для замены вывесок, после чего дизайн-код вступит в силу. Нарушителям сначала будут выдавать предписания, в случае неисполнения - штрафовать. Для юридических лиц это сумма составит от 50 до 300 тысяч рублей.
Вся озвученная информация вызвала скепсис и недоумение у кировских предпринимателей - арендаторов помещений на улице Ленина, которые пришли на презентацию.
- Я правильно понимаю, что мы говорим про вывески, а не про фасады? - задала вопрос арендатор помещения в пятиэтажной хрущевке возле филармонии. - Ремонт фасада в нашем доме будет осуществлён в лучшем случае в 2022 году. Сейчас, чтобы привести вывеску в порядок так, как вы просите, мне нужно снять световые короба, своими деньгами доработать фасад. Если я сниму свою вывеску, там будет дыра. Когда в 2022 году мне проведут капремонт фасада, я повешу свою вывеску, нет проблем. Но сейчас помещение будет выглядеть «дыряво».
Заместитель начальника управления градостроительства и архитектуры Татьяна Говорова ответила, что к 650-летию города здания на исторической части улицы Ленина планируется привести в порядок.
- Почему подложки убраны как класс? - возмутился представитель магазина «Ив Роше», переходя на крик. - Объясните мне. Вы обрисовали требования ко всему в миллиметрах. Можно было и для подложек их прописать. Подложка может быть элементом дизайна. <...> На пустом месте возникла чья-то прихоть… Нельзя методом исключения решать проблемы своего профессионализма. Мы будем стоять до конца. Если они вписаны и замечательно работают, зачем от них отказываться?
Татьяна Говорова заявила, что на участке от улицы Милицейской до Профсоюзной группа разработчиков дизайн-кода «позволит себе» утвердить его без подложек. А разработчики дизайн-кода добавили, что подложки не вписываются в историческую часть.
- Если все фасады пророcли, половина кирпича упала, начинать надо всё-таки с них, - заявил ещё один из арендаторов.
Дизайн-код повторно обсудят на специальной секции в рамках второго урбанистического форума, который пройдёт 31 октября-1 ноября этого года. В администрации города будут проводить консультации с арендаторами по поводу предлагаемых изменений.