В понедельник, 23 сентября, в Первомайском районном суде начались судебные прения по делу о мошенничестве с земельным участком в парке Победы. Прокуратура запросила для подсудимого, предпринимателя Леонида Яфаркина, 8,5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, штраф в 1 млн рублей, а также удовлетворение исков администрации города и «КЗОРСа» на 165 млн и 119 млн рублей соответственно. Адвокаты потребовали оправдать своего подзащитного.
Прокуроры напомнили обстоятельства дела и фабулу того, как развивались события, показания свидетелей. По версии обвинения, Яфаркин вовлёк в преступный план неустановленных должностных лиц органов местного самоуправления, уголовное дело в отношении которых выведено в отдельное производство.
- Как правило, преступления в сфере экономики, к которым относится и настоящее дело, не так интересны для общественности. По ним не гибнут люди, обстоятельства не лежат на поверхности. В нашем деле нет ничего нового. Отличие - объект хищения. Это земельный участок площадью более 4 га, прилегающий к парку Победы, одному из любимых мест отдыха кировчан. Кроме того, особенность - участие в его совершении должностных лиц органов местного самоуправления, действовавших в сговоре с подсудимым, что помогло ему реализовать свой план, - начал прения прокурор.
Прокуроры акцентировали внимание на том, что Яфаркин не мог осуществить задуманное в одиночку. Они кратко озвучили сведения, полученные из допросов Татьяны Говоровой, Дмитрия Драного, Николая Киселёва, Алексея Лопаткина, Натальи Мамедовой, Ирины Рубцовой, Ивана Строя, Марины Черемухиной, Максима Шевнина, Альберта Бикалюка, Валерия Владыкина Алексея Лопаткина, Татьяны Платуновой.
Ему предъявили обвинение по четырём эпизодам: дважды - ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), ч. 1 ст. 174 («Отмывание денег»), ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»).
- Преступление было тщательно спланировано и серьёзно растянулось по времени. Подсудимый и неустановленные должностные лица настойчиво и терпеливо шли к своей преступной цели почти 10 лет. Такие длительные усилия обусловлены стоимостью похищенного имущества - более 165 млн рублей.
В 2005 - 2006 годах «КЗОРС» взял в аренду участки общей площадью в 4,3 га для строительства спорткомплекса. Затем категорию территориальной зоны изменили с зоны размещения объектов рекреационного назначения на зону общественно-деловую с возможностью жилой застройки. В 2015 году «КЗОРС» приобрёл землю у города за 338 тысяч рублей, затем один участок после межевания разделили на три. В 2017 году один из них напрямую перекупила компания «Кировспецмонтаж» примерно за 7 млн рублей, два других - подставная фирма ООО «8К» за 500 тысяч рублей. Затем братья Мироновы, топ-менеджеры «Кировспецмонтажа» купили оставшиеся участки ООО «8К» за 119 млн рублей. В июле 2018 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту мошенничества при продаже земли в парке Победы (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По оценкам следователей, ущерб, причинённый городу, составил 9 млн рублей.
На суде кировская мэрия заявила иск с требованием 165 млн рублей в качестве возмещения ущерба по сделке с участком в парке Победы. В администрации посчитали разницу между рыночной стоимостью земли, определённой в феврале 2019 года ― 165 млн 354 тыс. рублей, и стоимостью фактической покупки ― 338 тыс. рублей. «КЗОРС» тоже оценил ущерб от недополученной прибыли - около 118 млн рублей.
Обвинение подсчитало, что сумма, за которую купили землю Мироновы и «Кировспецмонтаж», более чем в двести раз превышает размер сделки между «КЗОРС» и «8К».
Также Яфаркина обвиняют в выведении 85 млн рублей через покупку базы «Подгорное» с помощью той же фирмы ООО «8К».
Ещё один эпизод связан с обвинением в мошенничестве в отношении предпринимателя Меружана Игнатяна. Закрытия уголовного дела были намерены добиться адвокаты Яфаркина. По версии обвинения, в 2013 году Яфаркин убедил Игнатяна, что может помочь ему с приобретением права собственности на участок земли в Кирове, принадлежащий муниципалитету, за 2 млн рублей. Он находился рядом с принадлежащим ему отелем на ул. Профсоюзной. Игнатян, поверив обещаниям Яфаркина, перевёл деньги на счёт подконтрольной ему фирмы. В течение пяти лет Игнатян так и не смог получить обещанный земельный участок.
В качестве смягчающих обстоятельств прокуратура учла возмещение ущерба Игнатяну и состояние здоровья подсудимого.
Представитель потерпевшей стороны - администрации города - поддержал требования обвинения.
Сам Яфаркин в суде назвал уголовное дело «заказом», но конкретных имён пока не озвучил. Представителя администрации города он попросил «передать привет Шульгину». По словам Яфаркина, ему предлагали «подписать и наговорить на порядочных людей» в обмен на свободу, но он отказался.
Интересы Яфаркина защищают сразу шесть адвокатов, для двух из них это заседание стало первым. Это юристы из Москвы: адвокат российских звёзд Сергей Жорин и бывший следователь отдела по расследованию особо важных дел главного управления СКР по Москве Левон Агаджанян.
Все защитники призвали прекратить производство по уголовным делам «в связи с отсутствием состава преступления».
Адвокаты Яфаркина обратили внимание, что он никогда не был председателем совета директоров ООО «КЗОРС», так как по уставу, действовавшему на момент правонарушения, такого органа и должности не существовало, единолично решения не принимал и, следовательно, не мог причинить предприятию какой-либо ущерб. По их мнению, обвинение по статье 201 УК РФ в злоупотреблении полномочиями нужно снять, как и претензии по статье 174 УК РФ об отмывании денег.
В эпизоде по земельным участкам в парке Победы они сделали акцент на «неустановленных должностных лицах», которых, по версии обвинения, вовлёк Яфаркин, разработав план. Хотя, как обратил внимание защитник, «неустановленные лица», проголосовавшие на заседании Гордумы в 2011 году за изменения в генплан города, известны, однако в суде допросили только пять депутатов из 36. Кроме того, адвокаты увидели противоречие в оценке ущерба из-за изменения функциональной зоны на Ц-5, хотя этот перевод называется следствием и обвинением незаконным.
Московский адвокат Яфаркина Сергей Жорин во время судебных прений заявил, что не видит опасности в действиях подзащитного, а именно в том, что на проданных участках в парке Победы собирались построить многоэтажки. Также он считает, что эта земля - вовсе не парк Победы, а «территория, прилегающая к парку», и называет её «пустырём и свалкой». При этом Жорин уверен, что Первомайский районный суд, который находится на перекрёстке улиц Попова и Калинина, тоже расположен «в районе парка Победы».
- Когда я в прошлый раз прилетал в Киров, встретил в аэропорту депутатов Кировской городской думы. Они мне даже называли фамилию человека, которого нужно срочно посадить, но для этого Леонид Михайлович страдает, - заявил Жорин.
По словам Жорина, дело Яфаркина могут использовать для привлечения к ответственности нужных следствию людей:
- Всплывает фамилия Быкова. В обвинении говорится, что Быков вёл себя с Киселёвой как со старой знакомой. Во-первых, причём здесь Быков? Или всё-таки причём? Нужно задуматься, потому что я эту фамилию не раз слышал в кулуарах, что якобы именно этого человека хотят привлечь. У меня есть ощущения, что приговор Яфаркину хотят использовать как предикцию, такой распространённый приём: когда человека не могут привлечь, то в рамках других процессов устанавливаются обстоятельства, которые не подлежат обжалованию, так как приговор суда вступил в силу.
Адвокат добавил, что обвинение должно квалифицировать и действия гендиректора «КЗОРС» Светланы Киселёвой, которая утверждает, что лишь исполняла поручения Яфаркина: по мнению Жорина, либо она была таким же подставным руководителем, как учредитель «8К», либо даёт ложные показания.
- Такой акцент на том, что там планировалось строительство спортивных сооружений, но в какой-то момент Леонид Михайлович задумался о строительстве жилых площадей - якобы нарушение целевого использования инкриминируется как преступление, при этом ещё общественно опасное. <...> Давайте называть вещи своими именами. Яфаркин занимался предпринимательской деятельностью. Нельзя обвинять предпринимателя, что он преследует извлечение прибыли. <...> Если он не виноват, почему он должен признавать вину? Человек всю жизнь дорожил честью и достоинством, и вот его в конце жизни обвиняют, что он украл Победу у ветеранов. Депутатов вы выставляете внушаемыми. И ещё акцент на «Единую Россию». По вашему мнению, «Единая Россия» - это фракция, с которой можно договориться? - задался вопросом защитник.
В итоге Жорин сказал, что «следствие собрало доказательства невиновности».
Ещё один новый адвокат, Левон Агаджанян, начал обращать внимание на ошибки следователей в оформлении документов, отсутствие ссылок на нормы закона, заявил о неполноте предъявленного обвинения. Также его возмутило, почему следствие не дало оценки действиям Светланы Киселёвой и сотрудников администрации города.
Кроме того, защита Яфаркина заявила, что существование преступной группы и сговора внутри неё не доказано, а ущерба «КЗОРСу» якобы не было, так как завод продал землю за гораздо большую сумму, чем купил. Адвокат указал на противоречие между двумя преступными эпизодами: по его мнению, если земля приобретена «КЗОРСом» незаконно, он не может ей распоряжаться и требовать возмещения ущерба.
Заседании продолжалось более семи часов. Продолжение прений судья перенёс на 25 сентября.