650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Мастер на стройке: «Говорят, кризис в строительстве кончился, но в реальности он всё глубже и глубже»

Автор:
22 ноября 2017, в 17:50
Просмотров: 11902

Сколько платят работникам кировские застройщики, много ли на городских стройках гастарбайтеров и как протесты обманутых дольщиков сказываются на продажах квартир - в нашем блоге «Изнанка профессии».

Наш сегодняшний герой работает мастером на строительстве одного из многоквартирных домов в Кирове. Мы не раскрываем его имя и название компании, потому что его опыт не уникален, а скорее помогает понять, что сейчас происходит в строительной отрасли.
«После школы я поступал в один из кировских вузов, но там не сложилось, и я пошёл в строительный колледж за компанию с приятелем. Не сказать, что я был в восторге от этого учебного заведения и вообще от перспектив работать на стройке, первую сессию кое-как сдал без троек. Но потом, когда начались разные спецпредметы, дело пошло лучше. Колледж я уже окончил с твёрдым пониманием, что стройка - это моё. Я и сейчас не представляю себя каким-нибудь офисным планктоном. Мне нравится свежий воздух, нравится наблюдать, как на пустом месте постепенно растёт дом, а сдача объекта - это вообще самый счастливый момент в работе любого строителя.
После первого курса без проблем устроился на практику в одну из крупнейших строительных компаний Кирова. Нас, нескольких пацанов, сразу же отправили на стройку, получать навыки каменщика. Кое-кто из нас сразу же отсеялся. А меня и остальных студентов после этого поставили в бригаду подсобными рабочими и оставили на лето работать. В то время, в середине нулевых, практику студентам оплачивали. 100 рублей в день - по тем временам это были очень даже нормальные деньги. У меня мама меньше получала. Сейчас я вообще студентов на стройке не встречаю, не берут.
Тогда, в первую свою практику, я и вник, как устроена стройка. Что есть разнорабочие, которые как универсалы могут делать практически всё - от каких-то простейших монтажных работ до благоустройства. Что есть разные бригады - каменщиков, оконщиков, отделочников, сантехников, кровельщиков, фасадников и так далее, и что каждой такой бригадой руководит бригадир. Что есть мастера, которые отвечают за разные участки работ. Что есть прораб, который несёт материальную ответственность за все стройматериалы, которые приходят на стройку, закрывает объёмы и считает людям зарплаты. В общем, это большой муравейник, в котором каждый знает свою роль, свой объём работ и свою зону ответственности.
Потом были ещё практики в той же компании. Поэтому после окончания колледжа и армии у меня не было никаких раздумий: я пошёл всё к тому же знакомому прорабу, и он взял меня без проблем.

Мастер на все руки

Пару лет я отработал разнорабочим в бригаде. Занимался всем: от кладки до работ по благоустройству и уборки мусора. Потом, когда в организации появилась вакансия мастера строительных и монтажных работ, решил сменить профиль, хоть и потерял в зарплате 12 тысяч рублей - почти половину из того, что получал раньше. Ну я же всё-таки по специальности мастер, зря учился что ли? Получить образование, чтобы потом меньше зарабатывать - в строительной сфере это очень распространено.
Сейчас зарплата мастера более-менее сопоставима с заработком подсобного рабочего или плотника - в районе 30 тысяч рублей. Некоторые специалисты - каменщики, монтажники, промальпинисты, особенно опытные - получают на уровне прораба и даже больше. У них зарплаты начинаются от 40 тысяч. Потому что эти профессии требуют высокой квалификации и при этом имеют тяжёлые условия труда. Они же весь день на улице работают: и в мороз, и в дождь, и в жару. Каменщики и монтажники у нас в основном с районов. Городские на такую тяжёлую работу не особо рвутся. А мастер - он хоть и с утра до вечера на стройке, но всё-таки большей частью под крышей, в бытовке. Ему типа комфортнее физически, поэтому и платить много не обязательно.
Но мастера ещё разные бывают. Я, например, как представитель генподрядчика на стройке работаю, начиная с котлована и до сдачи объекта госинспектору. Я и прораб. А есть мастера участков, например, кровельного или оконного. Они «кочуют» по объектам: пришли на стройку с бригадами на какой-то период, выполнили свой этап работы и ушли на следующий дом.
Мне повезло, что я работаю в большой компании. У нас много подразделений, и если нам что-то надо - бетон, раствор, кирпич или технику - мы просто заявку в нужный отдел отправляем, и нам всё поставляют. А в мелких строительных организациях мастера сами и технику арендную ищут, и стройматериалы, и работников в бригады. Там всё на одного вешается. У нас все процессы хорошо отстроены, всё работает, как отлаженный механизм, поэтому мы и возводим дома быстро, обычно 2-3 года - и дом готов. На моей памяти позже срока мы объекты ещё ни разу не сдавали.
Конечно, в чём-то мы ещё зависим от погоды. Например, при сильных порывах ветра, густом тумане или грозе работы, связанные с грузоподъёмными механизмами, останавливаются. Башенным краном в туман или ветреную погоду работать опасно. А так стройка не останавливается даже в мороз. Технологии сейчас позволяют строить при температуре до минус 25. Бетон - на электропрогреве, а раствор идёт уже со всякими химическими добавками, которые замедляют замерзание. Бывает, что при температуре ниже 20 градусов технику запрещают заводить, чтобы не сломалась. А люди работают и при минус 20, и минус 25.
У нас руководство очень требовательное - и в плане порядка на стройке, и в плане качества строительства. Не только на площадке не должно быть мусора, но и в пяти метрах от забора. Установки для мойки колес - тоже обязательно. Это дисциплинирует.
Хотя, конечно, техника безопасности нарушается, но не критично. Без касок, конечно, никто не ходит. Но, например, для монтажа некоторых конструкций требуется кучу обвязки на себя надеть, а это неудобно и долго. И человек эту обвязку не надевает. Но он подписывает бумагу, что ознакомлен с правилами техники безопасности и берёт на себя ответственность, если с ним что-то случится в случае нарушений этих правил. И все это знают, это воспринимается как данность. Иначе ты просто не сможешь строить в том темпе, в котором необходимо. Но ещё раз оговорюсь, что речь идёт только о каких-то несущественных моментах, которые не угрожают жизни людей. У нас несчастных случаев на стройке, слава богу, пока не было, и надеюсь, не будет.
К качеству строительства тоже очень щепетильное отношение. Есть специальный инженер по качеству, который объезжает объекты и выявляет «косяки». За некачественную работу могут и рублём наказать, и уволить. С этим строго. Поэтому много наших сотрудников покупают жильё именно у своего застройщика, зная, что мы строим на совесть. И это притом, что сама компания никаких скидок или особых условий на покупку квартир своим работникам не даёт, даже беспроцентную рассрочку. К сожалению.

От гастарбайтеров пока не страдаем

Мой рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера. Приходишь на работу, составляешь разнарядку - распределяешь работу между людьми, и пошёл процесс. С предыдущего дня заказываешь все материалы, чтобы на каждом участке люди были обеспечены работой и стройка не стояла. А потом целый день периодические обходы объекта: проверяешь, как движется работа, нет ли простоев, всё ли в порядке. Я стараюсь не стоять у работников над душой. Как говорится, хороший руководитель тот, кто не мешает людям работать.
В основном график у меня стабильный, но иногда, когда какие-то сроки горят, приходится выходить раньше или задерживаться. Но это случается не очень часто. Если по какой-то причине в сроки не укладываемся и надо ускорить строительство, тогда некоторые бригады, например, каменщики или отделочники переводятся на график 2х2 по 12 часов в день. Ближе к сдаче бывает самый напряжённый период. Приходишь с работы, как выжатый лимон. Когда у тебя много людей в подчинении, это тяжело. Они все разные, к каждому надо найти подход.
К счастью, гастарбайтеров у нас на стройке практически нет. Хотя я знаю, что некоторые из кировских застройщиков их услугами довольно активно пользуются. У нас всего пару раз было, когда на субподряд приходила бригада узбеков. Не то чтобы у меня к ним была неприязнь какая-то. Они качественно работают, ответственно. Их проще что-то заставить сделать, тогда как свои уже борзеть начинают. Но у них, как правило, по-русски может разговаривать только бригадир. Остальные тебя просто не понимают. А если они языка не знают, как их организуешь? У меня как-то был опыт общения с одним узбеком на стройке. Спрашиваю: «Вы там-то и там-то работу сделали?» «Да», - говорит. «А там?» - «Да». В общем, кучу «да» мне наотвечал, а я потом мимо прохожу и вижу, что ничего не сделано.
Когда гастарбайтеры впервые появились на нашей стройке, начальник кивнул на них и сказал нам: «Готовьтесь, это ваше будущее». Слава богу, оно пока не наступает. Да, выходцев из Средней Азии в целом на городских стройках много, но в последние годы их число не прибывает. Некуда. Рынок падает, рабочих мест лишних нет.
Да и раньше их брали, потому что свои мужики, считалось, вроде как сильно пьют. Да, лет пять назад такое частенько встречалось. Мне самому прямо на работе приходилось чуть ли не забирать у людей бутылки. Если какой особо ценный работник - отправляли домой трезветь, чтобы на глаза пьяным не попадался. Рублём наказывали. Или увольняли, если особо не держались за человека. А сейчас, можно сказать, произошла смена поколений. Те, кто злоупотреблял, поуходили на пенсию. А молодёжь на стройке в большинстве своём не пьёт. Нет привычки, да и за работу люди теперь держатся.

Новые «рты» не нужны

Конечно, кризис, который начался в 2014 году, очень больно ударил по нашей сфере. Мне кажется, строительная отрасль у нас пострадала сильнее всего. Объёмы строительства, темпы, продажи - всё резко пошло вниз. И я бы не сказал, что дно уже видно.
Когда я шёл в мастера, у меня была цель через какое-то время стать прорабом. Но теперь продвижение по карьерной лестнице возможно, только если кто-то на пенсию уйдёт. Текучки практически не стало, люди реально боятся потерять работу.
С зарплатами тоже стало совсем грустно. До 2014 года нам её поднимали стабильно два раза в год. Плюс были хорошие премии пару раз в году. Но теперь этих премий нет, а зарплата с тех пор ни разу не индексировалась. Раньше если в выходной работал - в двойном размере платили, вечеруешь - платили. А сейчас мы забыли про двойные размеры. Кризис бахнул, и ничего не стало.
Начальство говорит, что повышать не с чего: прибыль с продаж упала, квартиры покупаются плохо, цены снизились. В общем, сложно сказать, реально всё так плохо или просто компания пользуется тем, что мы всё равно никуда не уйдём.
Мы понимаем, что на фоне других компаний мы ещё неплохо живём, у нас зарплата всегда выдаётся вовремя, причём полностью в белую. За переработку тоже платят, хоть и по обычному тарифу. Больничные, отпуска, спецодежда и медосмотр за счёт работодателя - это всё осталось. Поэтому люди хоть и ворчат, да работают.
Только среди водителей текучка идёт. Мы же видим, когда техника на стройку приезжает, что за рулём люди часто новые бывают. Им-то есть куда уйти, в какую-нибудь в другую сферу. А нам, строителям, некуда.
Дефицита кадров сейчас нет. Любых специалистов можно найти. Только никто особо не требуется, новые «рты» не нужны. Сейчас особенно, когда закончился летний сезон, все эти работы по благоустройству, очень много техники простаивает.
Увольняют сейчас за всякие провинности куда жёстче, чем раньше. Потому что руководителям невыгодно сокращать - это же надо людям компенсации потом выплачивать. Проще уволить. Вот, к примеру, как у каменщиков зарплата строится. Расценка за один кубометр кладки плюс 50% от расценки за качество - это было до кризиса. А кризис начался, снизили «за качество» до 30%, а потом и до 20% убавили. Люди теперь пытаются свой уровень зарплаты нагнать объёмами. Соответственно, качество иногда страдает. И если обнаруживают брак, увольняют сразу же. Было время, уходили целыми бригадами.

Строить скоро будет нечего

А сейчас вообще большие сокращения могут начаться. Темпы строительства продолжают падать. В 2017 году мы введём процентов на 20 меньше жилья, чем в предыдущие три года. А в следующем вообще в два раза меньше. Ещё эти обманутые дольщики митингуют: люди после такого ещё больше боятся в новостройках жильё покупать.
Раньше впереди нас фундаменты закладывались, то есть мы видели, куда пойдём, когда сдадим этот дом. А сейчас новых фундаментов практически нет. Пять лет назад, когда строили, из-за нехватки материалов ругались с коллегами . Теперь лишний материал на сторону частникам продаём.
Недавно наша компания стала участвовать в тендерах на строительство социальных объектов. Это геморрой, и прибыли они не приносят, а требования к этим объектам куда выше, чем к обычным жилым домам. Но компания их берёт, просто чтобы задействовать людей и дать им работу. Мощности есть, их надо загружать. Но не знаю, как долго мы в таком режиме протянем.
Я недавно уже подумывал о том, чтобы уйти. Хочется карьерного роста и более высокой зарплаты. Искал варианты, но в строительной сфере ничего другого не нашёл. Единственное, что остаётся - сидеть на попе ровно и ждать, когда в отрасли снова начнётся подъём. Но когда он будет, бог его знает. На горизонте его пока не видать, это точно».
Фото: drugoigorod.ru

 
Все соцсети
Комментарии
12
 
Комментарии (12)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!