Задержан начальник УГИБДД по Кировской области. В чём его подозревают и что о нём говорят?

Александр Плотников попался на махинациях с регистрацией неэкологичных «КамАЗов» с ущербом более 800 млн рублей.

22 января сотрудники ФСБ задержали начальника УГИБДД по Кировской области Александра Плотникова по подозрению в мошенничестве, превышении должностных полномочий, а также создании и участии в преступном сообществе. Это первый подобный случай в современной истории Кировской области, когда руководитель регуправления федерального правоохранительного органа власти становится фигурантом уголовного дела такого масштаба. Что известно об Александре Плотникове, в чём суть подозрений и что ему грозит, разбирался портал Свойкировский.

Татарский след. В чём подозревают Александра Плотникова

Ещё в ноябре 2017 года следственное управление Следственного комитета по Кировской области (далее — СК) возбудило уголовное дело по факту создания преступного сообщества, в котором участвовали «неустановленные кировские полицейские». По версии следствия, члены группировки зарабатывали на махинациях с продажей «КамАЗов», оснащённых двигателями запрещённого экологического класса «Евро-2». Интересно, что уголовное дело, которое возбудили кировские следователи, связано с татарскими фирмами ООО «Ренбизнесавто» и ООО «ТД «Авто». Напомним, что нынешний руководитель СК по Кировской области Айрат Ахметшин до марта 2017 года работал в Татарстане. А его нынешний заместитель Марат Галиханов возглавлял следственный отдел СУ СКР по Набережным Челнам. Именно в Татарстане и были зарегистрированы обе компании, фигурирующие в уголовном деле. Хотя «разработкой» изначально занималось УФСБ по Кировской области.

Скриншот видеозаписи оперативной съёмки УФСБ по Кировской области
Как сообщает татарстанское интернет-издание «Бизнес Online», в октябре 2017 года следователи при содействии кировских УФСБ и оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД провели обыск и выемку в офисе «Ренбизнесавто» в Набережных Челнах. Оперативная группа приезжала из Кирова. Далее в кировском управлении Следкома возбудили уголовное дело.
По версии следствия, с 1 января 2014 года по 2 октября 2017 года участники преступной группы — ООО «Ренбизнесавто», ООО «ТД «Авто» и сотрудники кировской областной Госавтоинспекции — организовали продажу «КамАЗов» с двигателями запрещённого экологического класса «Евро-2». «Бизнес Online» называет следующую схему реализации большегрузов. «Ренбизнесавто» и «ТД «Авто» закупали продукцию «КамАЗа» у «Ремдизеля» (компания, которая ремонтирует и переоборудет «КамАЗы» в Набережных Челнах), не предназначенную для продажи на территории России. На этом основании компания не платила за них утилизационный сбор в федеральный бюджет. Грузовики, купленные у внешнеторговой компании «КамАЗ», с двигателями «Евро-2» должны были пойти на экспорт в страны третьего мира.
При регистрации «КамАЗов» в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе УГИБДД по Кировской области у машин фальсифицировали паспорта — в них ставили отметку о классе безопасности «Евро-4». При этом сами транспортные средства никто не осматривал, в МРЭО лишь отправляли необходимые документы. Далее автомобили продавали по всей стране. Таким образом членам группировки удалось реализовать 279 «КамАЗов», причинив ущерб в размере не менее 837 млн рублей.
Впрочем, как отмечает «Бизнес Online», покупатели неэкологичных «КамАЗов», скорее всего, знали о качестве автомобилей, а на сделку шли из-за разницы в цене: машины с двигателем класса «Евро-4» стоят на 300 тыс. рублей дороже, чем класса «Евро-2», да и топливо для последних стоило дешевле.
После того как история получила огласку, стало известно, что «КамАЗы», реализованные по этой схеме, продавали, например, в Алтайском крае. В ноябре 2017 года директор «Барнаульского автоцентра «КамАЗ» Александр Лисицын рассказал об этом порталу altapress.ru. По его словам, грузовики с фальсифицированными паспортами, вероятнее всего, уже исчезли из продажи. Судя по всему, «Ренбизнесавто» прекратило их продажу после скандала.
А у уже проданных «Ренбизнесавто» «палёных» «КамАЗов» могут аннулировать регистрацию, что приведёт к запрету на их использование. То есть у покупателей их могут изъять, но пока о таких случаях в СМИ не сообщалось.

Скриншот видеозаписи оперативной съёмки УФСБ по Кировской области
Роль Александра Плотникова в этих махинациях до конца пока неясна, в УФСБ и СК информацию об этом пока не раскрывают в интересах следствия. Однако известно, что начальника УГИБДД подозревают в совершении преступлений, предусмотренных тремя статьями УК РФ: ч. 4 ст. 159 «Мошенничество, совершённое в особо крупном размере», ч. 2 ст. 210 «Создание преступного сообщества и участие в нём» и п. «в» ч. 3 с. 286 «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий» УК РФ. По уголовному делу также проходят ещё несколько сотрудников ГИБДД, их причастность будет установлена в рамках дальнейшего расследования.

Что говорят об Александре Плотникове

Полковник полиции Александр Плотников возглавил региональное управление ГИБДД в декабре 2012 года. Карьеру в ведомстве он начинал с должности рядового инспектора ДПС в Кирово-Чепецке, работал он автоинспектором, командиром взвода ДПС, начальником отделения. К 2008 году дослужился до первого заместителя начальника областного управления ГИБДД.
История с «КамАЗами», в которой может быть замешан Александр Плотников, тянется не первый год. 23 января начальник УМВД по Кировской области Константин Селянин по время пресс-конференции заявил, что задержание не было сюрпризом для его ведомства.

– Ситуация для нас была ясная и предсказуемая. Для нас тут неожиданности не было. Следственные действия проводятся. Все, кто проходит по этому делу, досконально известны — и с момента возбуждения уголовного дела, и до возбуждения уголовного дела с учётом проводимой ранее служебной проверки.
О том, что следственные органы заинтересовались историей с «КамАЗми» уже давно, говорит и кировский юрист Антон Долгих, который первым сообщил о задержании Александра Плотникова, ссылаясь на собственный источник информации. Ещё около двух лет назад по наводке всё того же источника Долгих направил обращение в Следственный комитет с просьбой разобраться с процедурой регистрации «КамАЗов» в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе областного управления ГИБДД.
– У меня была скудная информация о том, что «КамАЗы» ставятся на учёт без их фактического осмотра, то есть просто по бумагам. Может быть, с этого начались проверки, — прокомментировал Антон Долгих. — Я считаю, что в истории с «КамАЗами» Александр Плотников был в ГИБДД соорганизатором. Саму схему ему, так скажем, «поручили», и он её исполнял.
Юрист также рассказал о так называемом эпизоде со «104-м кабинетом». Несколько лет назад в безвозмездное пользование ИП Эвелине Вяткиной без торгов было передано помещение межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД.
Предприниматель за деньги печатала заявления для водителей. После окончания разбирательства Александру Плотникову, со слов юриста, было объявлено неполное служебное соответствие, а ИП Вяткина покинула здание, вместо неё справки стали бесплатно печатать сотрудники ГИБДД.
Не сложились у Александра Плотникова и отношения с движением «Ночной патруль». Его организатор Сергей Косолапов в разговоре с журналистом портала СвойКировский охарактеризовал их следующим образом:
– «Ночной патруль» воевал с Плотниковым, потому что он нас ненавидел: за то, что мы сделали работу батальона ДПС прозрачной, за то, что начальники утратили былые привилегии решать вопросы «по звонку». Он всячески противодействовал нам, из-за чего нам приходилось выстраивать отношения с его начальниками, чтобы те ставили его на место. Вместе с тем, он был очень хорошим исполнителем воли начальства, что мы старались использовать. Но, конечно, на организатора организованного преступного сообщества, на мой взгляд, он не «тянет».

Напомним, что в ночь с 14 на 15 октября 2017 года в Кирове произошла авария, в результате которой погиб сотрудник ГИБДД, оформлявший ДТП, а его коллега попал в больницу с тяжёлыми травмами. «Ночной патруль» обвинил Александра Плотникова в том, что тот запретил использовать патрульные машины для обозначения места аварии на проезжей части ради экономии средств на их ремонтах. Организаторы движения считают, что если бы этого неформального запрета не было, жизнь инспектора удалось бы сохранить.
Если говорить об объективных показателях работы Плотникова на посту руководителя Госавтоинспекции, то ситуация с аварийностью на дорогах Кировской области была и остаётся напряжённой. Хотя по некоторым показателям всё же были достигнуты позитивные изменения.
Статистика ДТП в Кировской области
Статистика ДТП в Кировской области
Infogram
Статистика ДТП в Кировской области
Infogram
По данным сайта gibdd.ru за январь - ноябрь (статистика за весь год отсутствует, так как итоги 2017 года ещё не опубликованы)
Так, в первый год работы Александра Плотникова на посту начальника управления ГИБДД в Кировской области — 2013-й — снизилось число ДТП, а показатель тяжести последствий оставался ниже, чем в среднем по России и Приволжью. Также уменьшилось число аварий с ранеными и погибшими.
В то же время эксперты Межрегионального Центра «За безопасность российских дорог» уже дважды — в 2013 и 2014 годах — признавали кировские дороги одними из самых опасных в стране из-за большого количества ДТП. А в сентябре 2016 года прокуратура области даже проводила проверку, связанную с ростом аварийности.

Александр Плотников может лишиться должности

22 января после задержания Александра Плотникова руководство УМВД по Кировской области назначило служебную проверку. Она может длиться до месяца. По результатам проверки начальника ГИБДД могут уволить ещё до вынесения обвинительного приговора, если дело дойдёт до суда. Однако пока Александр Николаевич остаётся в штате управления ГИБДД, кадровых решений ещё не принималось, он продолжает исполнять обязанности.
Сейчас сотрудники Следственного комитета продолжают собирать доказательства в рамках уголовного дела. После завершения этой работы Александру Плотникову, скорее всего, предъявят обвинение.

Накануне, 22 января, в его кабинете прошли обыски, 23 января начальника ГИБДД допросили. Каковы результаты обыска и дал ли Плотников признательные показания, в пресс-службе СК пока не сообщают, ссылаясь на тайну следствия. 24 января в суд будет подано ходатайство об избрании ему меры пресечения.

Фото: СУ СК по Кировской области
23 января в эфире радио «Эхо Кирова» юрист Ян Чеботарёв заявил, что если дело дойдёт до суда, начальнику областного УГИБДД грозит до 15 лет тюрьмы.
– Статья за организацию преступного сообщества сама по себе особо тяжкая. И надо учесть, что речь здесь идёт об имущественных преступлениях. Речи о пожизненном лишении свободы не идёт, но я думаю, что могут быть назначены достаточно крупные сроки. Лет 15 меня не удивит, — прокомментировал юрист.
Что касается других фигурантов дела, то генеральный и коммерческий директора ООО «Ренбизнесавто» уже заключены под стражу. Директор ООО «ТД «Авто», который ранее находился в федеральном розыске, был задержан 7 января 2018 года.

На кого ещё заводили дела в кировском управлении ГИБДД

Александр Плотников не первый высокопоставленный сотрудник регуправления ГИБДД, которого заподозрили в нарушении закона. Его предшественник Александр Усцов в 2012 году также стал фигурантом уголовного дела. В январе 2012 года сотрудники УФСБ задержали его при получении взятки в размере 10 тыс. рублей за выдачу государственного регистрационного номера для автомобиля Porsche, содержащего буквы «ТТТ». Это был один из самых крупных скандалов 2012 года в Кировской области. После этого Усцов подал в отставку, а Сергей Солодовников, занимавший тогда пост начальника УМВД по Кировской области, сменил всё руководство Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД. В феврале 2013 года Октябрьский районный суд оштрафовал экс-начальника ГИБДД на 300 тыс. рублей.
Усцова на посту в качестве врио сменил Андрей Бахтин. В мае 2012 года на него также завели уголовное дело. Бахтина подозревали в том, что он, находясь в должности начальника полиции Кирово-Чепецкого района, незаконно завладел одним из автомобилей, находившихся на штрафстоянке. Однако осенью 2012 года, когда Бахтин уже вышел на пенсию, дело в отношении стража порядка закрыли за отсутствием состава преступления.