«Через АЗС его продавать запрещено». В суде свидетель рассказал, почему «Башнефть» не заправляла печным топливом кировские автобусы

В Октябрьском районном суде 1 февраля допросили сотрудницу компании, на заправках которой водителям городского «Автотранспортного предприятия» продавали печное топливо. Она рассказала, что под формулировкой «ДТ ТУ» учитывалось любое топливо, кроме хорошего. Потому что дистиллятов много, а резервуар для них был только один.

Напомним, по версии следствия, в 2014 — 2016 годах экс-замдиректора «АТП» Анатолий Криволапов и представители фирм-поставщиков Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин вступили в сговор в целях личного обогащения. Под видом более дорогих аналогов дизельного топлива городские автобусы заправляли нефтепродуктами с повышенным содержанием серы.

«Все знали, но не все жаловались»

На заседании 30 января в Октябрьском суде допросили еще двух водителей «Автотранспортного предприятия». Евгений Лалетин в 2014-2016 годах ездил на новом автобусе ЛиАЗ, заправлялся на АЗС на Ломоносова и Производственной, для «АТП» там была выделена отдельная колонка с надписью «ДТ ТУ». По словам Лалетина, от топлива с этих заправок исходил запах ацетона, оно сильно пенилось и было черным, кроме того, задняя стенка автобуса быстро покрылась копотью из-за чёрного дыма.

— Я сразу обратил на это внимание, потому что до этого мы заправлялись на «Движении», проблем не было, — сказал Лалетин.

Автобус свидетель получил в марте 2014 года, уже в начале 2016-го машина стала ломаться и встала на капитальный ремонт. В чем была причина поломок, Лалетин достоверно не знает, но предполагает, что это связано с качеством топлива на заправке — как раз вскоре после получения нового автобуса предприятие стало заправляться на «АЗС регион 1».


В суде ни Лалетин, ни второй водитель Максим Фофанов (его доставили принудительно, так как он несколько раз не являлся в суд по повестке) не вспомнили, чтобы сотрудники «АТП» приходили к замгендиректора Криволапову с жалобами на качество топливо. По словам Лалетина, водители обращались к другим вышестоящим сотрудникам предприятия, однако те утверждали, что топливо отличное. Во время допроса свидетель сообщал следователю, что водители жаловались именно Криволапову.

— Все говорили о низком качестве топлива, но не все жаловались, так как боялись потерять работу, — зачитала прокурор.

Показания Фофанова в суде расходятся с рассказом на следствии еще сильнее. На заседании молодой человек утверждал, что не обращал особого внимания на качество топлива:

— Каким топливом заправляли, я не знаю, не разбираю на вкус и цвет. Мое дело маленькое — приехать, заправиться, — пояснил он.

Следователю Фофанов говорил, что топливо на заправке «АЗС регион 1» пенится и пахнет, топливные фильтры стали менять чаще, чем обычно. Прокурор зачитала, что все водители «АТП» обсуждали низкое качество топлива, некоторые приходили к Криволапову, пытались обратить внимание начальства на эту проблему, однако ничего не изменилось. Фофанов подтвердил свои показания, пояснив, что «просто забыл».


«Во второй резервуар сливали всё, кроме Евро-5»

На предыдущих заседаниях операторы с заправок «АЗС регион 1» неоднократно поясняли: автобусы «Автотранспортного предприятия» заправлялись из колонки с табличкой «ДТ ТУ» (дизель, изготовленный согласно техническим условиям). Управляющая АЗС Лариса Буторина призналась в суде, что их компания закупала печное и судовое маловязкое топливо, которое запрещено к распространению через заправки. В документах эти нефтепродукты отражались как «ДТ ТУ», из бензовозов их «просто сливали куда-то».

1 февраля бухгалтер «АЗС регион 1» Юлия Климова более подробно рассказала, как определялось конкретное место слива. На заправках, кроме бензиновых, было два резервуара под топливо. В первом хранилось дизельное топливо класса Евро-5, во второй — «общего вида» — сливали «всё остальное»: например, дистиллят газового конденсата и топливо класса Евро-3.

— Нефтепродукты во втором резервуаре проходили по документам как «ДТ ТУ», в него сливалось всё, что не касалось дизтоплива. Почему оно называлось «ТУ», я не знаю. Возможно, эта формулировка была забита в компьютерную программу еще до того, как я пришла работать сюда, — сказала Климова.

По словам свидетельницы, «АЗС регион 1» закупала много видов нефтепродуктов, и учитывать их все в одном резервуаре было бы невозможно.


В суде Климова настаивала, что подсудимый Сергей Бушуев как представитель фирм-покупателей якобы просил ее писать в товарных накладных и счетах-фактурах, что в адрес «Промбытсервиса» и «Типографии Вятка» поставляется не «ДТ ТУ», а просто «дизельное топливо». По словам бухгалтера, он объяснял свою просьбу тем, что ему так было удобнее считать. Согласилась она на эту просьбу потому, что ей «было всё равно»: по её словам, налогооблагаемая база от смены названия не уменьшалась, и законодательство она, таким образом, не нарушала.

Допрошенный ранее директор ООО «Дизельторг» Дмитрий Кара (эта фирма продавала на заправки «АЗС регион 1» бензин, дизельное, судовое маловязкое и печное топливо) также сообщал, что один раз Сергей Бушуев обращался к нему, просил указать в накладной, что продано дизельное топливо вместо фактического печного.

Сам Бушуев тогда объяснил, что бухгалтер «Промбытсервиса» удивилась названию «судовое маловязкое топливо» в счетах-фактурах и просила обратиться к поставщику, чтобы он объяснил или написал более привычное название — «дизельное топливо». Когда Кара объяснил ему, что это такой вид топлива, он передал его слова в бухгалтерию. Бушуев подчёркивал, что приобретаемое у «Дизельторг» топливо на нужды «АТП» не шло — им заправлялась техника по более мелким договорам.

1 февраля он сослался на те же обстоятельства:

— Я просил не поменять название с «ДТ ТУ» на дизельное, а расшифровать, что такое «ДТ ТУ». Меня об этом просила бухгалтер «Промбытсервиса», она не понимала, какой это вид дизтоплива.

Климова в ответ на вопрос судьи повторила, что просьба заключалась именно в смене названия, а не в расшифровке. Директор «АЗС регион 1» Дмитрий Стексов уже позднее интересовался у бухгалтера, почему в счетах-фактурах для «Промбытсервиса» указано дизтопливо, если по факту им поставляется «ДТ ТУ». Климова рассказала ему о просьбе Бушуева, тот ответил: «Хорошо».


«Не знаю, почему его убрали, оно было нормальным»

1 февраля показания в суде дал директор ООО «ТЗК «Победилово» Сергей Веко. Эта компания продает топливо на АЗС под брендом «Башнефти». Свидетель рассказал, что в 2016 году Сергей Бушуев как представитель «Типографии Вятка» обратился в их компанию с просьбой заправлять дизельным топливом автобусы «АТП» на их заправках. Вид топлива, уточнил Веко, они не оговаривали: «Просто дизтопливо, которое сейчас называют топливом класса Евро-5».

Автобусы на заправках «Башнефти» оставались недолго, около двух месяцев. После этого «АТП» перешло к другой организации. Свидетель предположил, что их не устроила цена топлива, а другая компания предложила им более выгодные условия.

В протоколе допроса Веко значится, что Бушуев сначала предлагал им заправлять автобусы топливом тех поставщиков, которых он сам бы указал. От такого варианта свидетель отказался, так как у его компании уже были налажены связи с крупными поставщиками, и связываться с неизвестными он не хотел. После оглашения свидетель сказал, что к этому случаю нужны пояснения, иначе его показания воспринимаются двояко.

— Фраза «заправлять своим топливом» не означает, что топливо плохое. Кроме того, он предлагал закупать не именно у «своих» поставщиков, а, например, у тех же заводов-производителей, с которыми мы работаем, но напрямую [без «ТЗК «Победилово» в качестве посредника]. Мы отказались, так как нам это было невыгодно. Но это всё не значит, что речь идет о некачественном топливе, — сбивчиво объяснил Веко.

Так как у свидетеля есть профильное образование — колледж гражданской авиации по специальности «обслуживание ГСМ», — адвокат Ольга Баженова попросила его рассказать, как должны отбираться пробы топлива на автозаправочных станциях. Веко пояснил, что официально создается комиссия, в присутствии которой отбираются три пробы из резервуара на заправке: донная, средняя и верхняя. Топливо в объеме не менее 1,5 литров наливают в чистую сухую посуду, которую затем пломбируют и опечатывают.


До мая 2018 года действовал запрет на отбор проб из пистолета и бака авто. Брать образцы топлива из бака запрещено до сих пор, так как в емкости могут быть остатки другого топлива, на экспертизу такое уже не принимают. Изменения, внесенные в ГОСТ 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», с 1 мая 2018 года разрешают инспекторам Росстандарта отбирать пробы бензина и дизельного топлива с помощью топливораздаточного пистолета.

Напомним, допрошенный ранее сотрудник полиции Сергей Трейден пояснял, что оперативно-розыскные мероприятия из-за поставки в «АТП» топлива несоответствующего качества начали проводить с августа 2016 года. Оперативники четыре раза неофициально приходили на заправку «АЗС регион 1» на Ломоносова, 1а, подходили к водителю, который заправлялся из колонки с надписью «ДТ ТУ», просили налить топливо в их канистру. После этого из канистры топливо переливали в пол-литровые бутылки и отправляли на экспертизу в «Чепецкнефтепродукт».

Веко в суде рассказал, что судовое и печное топливо используются в военной авиации до сих пор. На заправках «Башнефти» оно не реализовывалось, так как это запрещено из-за высокого содержания серы.

— ГОСТ 305-82 [его «АТП» дважды (в сентябре и октябре 2015 года) указывало в техзадании на поставку топлива] — дизельное топливо, используется для военной техники. Это чисто российское топливо, для российской техники. Не знаю, почему его убрали, оно нормальное было. Превышение серы в нем было допустимым по российским стандартам. Его нельзя сейчас продавать на АЗС, но так-то его продолжают использовать, его производство не запрещено, — пояснил свидетель.

Топливо, выпускаемое по ГОСТ 305-82, не соответствует Техническому регламенту Таможенного союза. Оно предназначено для дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 взамен данного ГОСТа с 1 января 2015 г. был введен в действие ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия».

По делу о печном топливе пока что остались недопрошенными директор «АЗС регион 1» Дмитрий Стексов и два тайных свидетеля.