В Октябрьском суде продолжается допрос свидетелей по делу о печном топливе, которым в 2014 - 2016 годах заправляли автобусы «Автотранспортного предприятия». На заседаниях 30 ноября, 4 и 5 декабря работники «АТП» разошлись в показаниях, а бухгалтеры заявили, что подсудимый Сергей Бушуев является лишь номинальным директором фирмы-поставщика — бизнес и поставки топлива, по их словам, контролировал застройщик Денис Черников.
Напомним, по версии следствия, экс-замдиректора «АТП» Анатолий Криволапов и представители фирм-поставщиков Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин вступили в сговор в целях личного обогащения. За два года поставок печного топлива предприятию был причинён ущерб на 23 млн рублей, подсчитали следователи.
- «Плохое, в общем, топливо»
- «Всё, как со всеми остальными»
- «Платили за то, что выкупил контракт»
- «Так будет лучше для Бушуева»
«Плохое, в общем, топливо»
Допрошенные водители и работники ремонтной зоны «АТП» дали противоречивые показания относительно причин частой поломки автобусов. Начальник мастерских Дмитрий Сосновских и сменный мастер Дмитрий Черемисинов указали, что проблемы с топливной системой существовали всегда, однако их источником является общая изношенность автобусов, а не качество топлива.
Водитель Сайджан Гарипов и механик «АТП» Сергей Ушаков, напротив, заявили, что массовые поломки начались с переходом на «АЗС регион 1». По словам Гарипова, топливо на этих заправках было мутным и пахло серой, из-за чего масло в двигателе становилось чёрным уже через 2-3 дня. Оба свидетеля сослались на работников заправок, которые сказали, что топливо ТУ (аналог дизельного, технологическое улучшенное) завозят специально для автобусов.
— Операторы на АЗС говорили, что просто солярка г... Плохое, в общем, топливо, — резюмировал Ушаков.
Подсудимый Анатолий Криволапов отметил, что Ушаков приходил к нему, жаловался, что из зарплаты вычитают за перерасход топлива. То, что свидетель обращался к нему по поводу качества топлива, экс-замгендиректора не помнит. Ушаков, однако, настаивал, что с жалобами на топливо он приходил к Криволапову вместе с другими работниками «АТП»:
— Я спрашивал, почему новые автобусы заправляются плохим топливом. Всё время в фильтре была вода! Была ли экспертиза по поводу качества топлива, я не знаю. Криволапов говорит, что была, — сказал свидетель.
На заседании 27 ноября в Октябрьском суде допрашивали оператора «АЗС регион 1» Елену Болдыреву. 4 и 5 декабря её коллеги Ирина Лукина и Наталья Овечкина подтвердили: на стендах заправки висели сертификаты качества, однако соответствовали ли они реально отпускаемому топливу, неизвестно.
По её словам, автобусы заправлялись дизтопливом класса Евро, только потом водители стали заправляться ТУ «по согласованию с управляющей», если не было дизельного. Прокурор Наталья Русских несколько раз спросила у свидетельницы, каким именно топливом заправлялись автобусы: из оглашённых ранее ведомостей следует, что ТУ, а Лукина утверждает, что дизельным. Её слова разошлись с собственными показаниями, данными на следствии: согласно протоколу допроса, ситуация была зеркальной — обычно автобусы заправлялись ТУ и только при его отсутствии могли заправиться дизельным. После оглашения показаний Лукина не увидела в них противоречий и подтвердила всё.
«Всё, как со всеми остальными»
В суде был допрошен и Павел Березин, который с октября 2014 года занимается всеми госзакупками в «АТП» - от канцелярских принадлежностей до автобусов. В сентябре 2018-го он стал заместителем гендиректора предприятия. В суде Березина попросили рассказать, как происходила закупка ГСМ.
— От отдела материально-технического снабжения поступала заявка, что требуется топливо в таком-то объёме. В заявке за подписью Криволапова указывался объём и марка топлива. После этого я разрабатывал положение о закупке на календарный год, конкурсную документацию, извещение о приглашении потенциальных поставщиков принять участие в поставке дизтоплива, — пояснил свидетель.
В конкурсной документации указывался вид, марка и иные характеристики требуемого топлива. Березин брал эти показатели из заявки, которая поступала к нему от Криволапова. Он предположил, что подсудимый брал их из предыдущей документации «АТП» — то есть из того, что предприятие закупало до прихода Криволапова.
Начальную (максимальную) цену контракта определяли так: Березин и Криволапов мониторили цены на дизтопливо на заправках «Лукойла», «Газпрома», «Башнефти» и «Киров-Нефти» в течение недели. Информацию о ценах предоставляли гендиректору «АТП» Николаю Дубровину, после чего втроём принимали решение о начальной сумме контракта. По словам Березина, они скидывали по 1 - 1,5 рубля от розничной цены.
С закупками, когда победителями становились «Промбытсервис» и «Типография Вятка», всё было, как обычно, сказал свидетель: конкурсная комиссия выбирала поставщика с наименьшей ценой, и победить могла любая компания.
— Конкретно для «Промбытсервиса» как проводилась закупка? — спросила у него прокурор.
— Конкретно для «Промбытсервиса» 223-ФЗ написан не был. Всё было, как со всеми остальными, — парировал Березин.
«Платили за то, что выкупил контракт»
Показания, данные в суде бухгалтерами компаний «Промбытсервис» и «Типография Вятка», заставляют задаться вопросом, верна ли численность подсудимых. Трое свидетелей подтвердили, что фактическим владельцем «Промбытсервиса» являлся Денис Черников, а сидящий сейчас на скамье подсудимых Сергей Бушуев был лишь номинальным директором и занимался организационными вопросами. Замдиректора «Типографии Вятка» Вадим Нелюбин, по их словам, также мог решать какие-то вопросы, но главным однозначно не был.
Напомним, менеджер ООО «Типография Вятка» Артём Савельев ранее на суде показал, что в офисе на Молодой Гвардии, 63, где он познакомился с Сергеем Бушуевым, было зарегистрировано множество фирм: «Позитив», «СоюзСтрой», «Академия-Строй», «МеталлСтройКомплект». Все они, по мнению Савельева, как и «Промбытсервис», фактически принадлежали застройщику Денису Черникову, так как делами всех организаций занимались одни и те же три бухгалтера.
Главный бухгалтер «Типографии...» Илья Ларионов 4 декабря рассказал, что инициатором участия компании в конкурсе на поставку топлива «АТП» был Вадим Нелюбин. Он спрашивал у свидетеля, может ли «Типография...», которая занимается полиграфией, участвовать в аукционе по топливу. Ларионов объяснил, что если зарегистрировать в налоговой соответствующий вид деятельности — продажу ГСМ, то это возможно.
— Вскоре я узнал, что этот вид деятельности добавили, а «Типография Вятка» участвует в аукционе. До этого компания продажей ГСМ не занималась. В декабре 2015 года Нелюбин сказал, что мы выиграли крупный контракт, будем поставлять дизельное топливо в «АТП». Сказал, готовься к этому процессу — нужно будет взаимодействовать с поставщиками и вести бухгалтерский учёт. Вскользь он уточнил, что водители автобусов будут заправляться на АЗС, а мы будем платить АЗС за это, — рассказал Ларионов.
В феврале 2016 года Нелюбин познакомил свидетеля с Сергеем Бушуевым, сказав, что теперь по вопросам поставки топлива они будут работать вместе.
— Известно ли Вам, для чего в январе 2016 года «Типография Вятка» переводила деньги Маргарите Черниковой в качестве оплаты по договору об оказании услуг? — спросила прокурор.
Ларионов объяснил: насколько ему известно, на имя Черниковой платили за конкретные услуги, которые оказывал «Типографии» Сергей Бушуев (поездки, согласования с поставщиками), и за то, что «Типография» получила («выкупила у кого-то») контракт на поставку топлива «Автотранспортному предприятию». Впоследствии за услуги Бушуева через Черникову переводили ещё несколько раз суммы в размере 40 - 80 тыс. рублей. Почему схема была выстроена именно таким образом, свидетель не знает.
Имя Дениса Черникова свидетелю ничего не говорит. Он вспомнил, что в декабре 2016 — январе 2017 года «была какая-то подоплёка, все обсуждали: «Черников, Черников...».
— Я спросил, кто это вообще и как выглядит. Менеджер «Типографии Вятка» объяснил мне. Возможно, упоминание Дениса Черникова в разговоре было вызвано фамилией Маргариты Черниковой в документах, — предположил Ларионов.
Свидетельница Ольга Корнилова работала бухгалтером в группе компаний на Молодой Гвардии, 63, которые занимались строительством. Она полагает, что речь идёт именно о группе компаний, потому что бухгалтеры работали вместе и сдавали общую отчётность.
— По факту, когда я туда устроилась, руководителем был Черников. Я так понимаю, они с [учредителем ООО «Металлстройкомплект» Андреем] Ковтуном были партнёрами. Ковтун больше по строительству, Черников - по финансам, — пояснила женщина.
Бухгалтер Ольга Крюковских также сообщила в суде, что изначально она устраивалась работать к Ковтуну, но потом в отделе снабжения появился Черников, который затем «внезапно начал заведовать финансами». Бухгалтеры Анна Березина и Татьяна Кощеева подтвердили показания коллег, сказав, что фактическим владельцем бизнеса был Денис Черников.
«Так будет лучше для Бушуева»
Компания «Промбытсервис», по словам Корниловой, в какой-то период - «совсем мало» - также занималась строительством, после чего долго «висела» (не вела деятельность), а в 2014 году начала поставлять топливо. После «АТП» у «Промбытсервиса» появились и другие, более мелкие покупатели. В какой-то момент свидетельницам сказали, что «Промбытсервис» прекращает поставку топлива, вместо него этим займётся «Типография Вятка».
Все три бухгалтера отметили, что «ПБС» относился к группе компаний, бенефициаром которой был Черников, а Бушуев был номинальным директором. Зарплату им платил Черников, Бушуев же занимался организационными вопросами поставки топлива «АТП».
— Черников никакой должности в «ПБС» не занимал. Он должен был выехать с семьёй в Черногорию, но не был нигде устроен. Он попросил меня оформить его как руководителя «Промбытсервиса», я сделала приказ о назначении его коммерческим директором, чтобы он мог спокойно пересечь границу на машине, зарегистрированной на фирму. Я думала, [официальный директор «ПБС»] Бушуев и Черников были в хороших отношениях, и Бушуев не был бы против. Наверное, они обговаривали это, — рассказала Березина.
Женщины помнят, что неоднократно ездили в банк, чтобы снимать деньги с расчётного счёта «Промбытсервиса», после чего отдавали их Черникову, от которого и поступала эта просьба. Бушуев был в курсе этих операций — он подписывал чеки для снятия денег. Кстати, со счёта «ПБС» также переводились деньги Маргарите Черниковой.
Во время следствия все бухгалтеры дали совсем другие показания относительно роли Дениса Черникова в работе «Промбытсервиса». Из оглашённых показаний Корниловой следует, что заниматься отчётностью «ПБС» её просил Сергей Бушуев. В суде женщина опровергла это, повторив: инициатива исходила от Черникова.
Со слов Крюковских, Березиной и Кощеевой следователь записал, что Черников никак не связан с «Промбытсервисом» и делами этой компании не занимался и не вникал в них. Соответственно, указаний о снятии денег от Черникова не поступало. После оглашения у сторон возник резонный вопрос, почему показания на следствии и в суде так сильно отличаются.
Оказалось, что всех их попросил дать такие показания сам Черников.
— Я была на ранних сроках беременности и опасалась за своё здоровье и здоровье ребёнка. Кроме того, я не хотела остаться без работы. Черников попросил меня сказать в такой формулировке, что указания по снятию денег давал Бушуев. По поводу моих третьих показаний (было три допроса — прим. ред.) — на меня надавила следователь. Я уже почти рожала, а она сказала, что или сейчас придёт сама, и я всё подпишу, или вызовет повесткой сразу после родов, и я оставлю новорождённого ребёнка на неопределённый срок. Поэтому я подписала всё, что она дала, чтобы она быстрее ушла, — пояснила Ольга Крюковских.
Как и Татьяна Кощеева, которая на тот момент также была в декрете, она вспомнила: Черников утверждал, что говорить именно в таких формулировках надо потому, что так будет лучше для Сергея Бушуева. «Нам это было объяснено так, что это делается в целях защиты Бушуева», — уточнила Кощеева.
— Сейчас я понимаю, что меня ввели в заблуждение. Все организации на Молодой Гвардии, 63 были подконтрольны Черникову. Я уже не работаю там, не имею отношения к Черникову, поэтому решила сказать, как есть, — заключила Крюковских.
- Уголовное дело по факту мошенничества с поставками топлива в «Автотранспортное предприятие» возбудили в 2017 году. Организатором преступной схемы, согласно обвинительному заключению, является Вадим Нелюбин, сейчас он объявлен в международный розыск.
- По версии следствия, «Промбытсервис» и «Типография Вятка» получили контракты на поставку топлива в «АТП», однако по договорённости между замдиректора типографии Нелюбиным, директором «Промбытсервиса» Бушуевым и замдиректора «АТП» Анатолием Криволаповым поставляли не дизельное, а печное топливо.
- Менеджер «Типографии...» Артём Савельев в суде указал, что документы для участия в аукционе ему передавал Бушуев. Во время следствия он подписал протокол с обратными показаниями - что указания об участии «ПБС» и «Типографии...» в аукционе давал Нелюбин. После оглашения этих показаний свидетель объяснил: все документы ему передавал именно Сергей Бушуев, но женщина-следователь отказалась вносить правки в текст протокола допроса, напомнив про дачу ложных показаний.
ДА, БАНДИТСКИЙ СТРОЙ - ЭТО НАДОЛГО.