Как долго продлится «ледниковый» период в квартирах кировчан и что делать, если дома холодные батареи.
Почему пол-Кирова до сих пор сидит без отопления? Мало того, что всё лето просидели без горячей воды, так теперь нас ещё и заморозить решили. Дома уже все болеют!
В ходе опроса в группе «Злой кировчанин», который проводился 1 октября, выяснилось, что у большинства опрошенных (48%) есть дома и горячая вода, и отопление. У 17% нет ни одного из этих благ цивилизации. У 23% есть горячая вода, но батареи ещё холодные; ещё у 3% горожан ситуация ровно обратная. В опросе поучаствовали более 8,4 тысячи человек.
Отопительный сезон в жилых домах официально начался 25 сентября. В «КТК» отмечают, что администрация города подписала постановление о начале отопительного сезона даже чуть раньше, чем требуется, не дожидаясь, когда среднесуточная температура продержится на уровне +8 градусов в течение пяти дней подряд. 25 сентября, когда было подписано соответствующее постановление, температура на улице днём составляла +10 градусов. Впрочем, в тот же день было опубликовано метеопредупреждение о том, что в Киров придёт мощный циклон, который принесёт с собой резкое похолодание. Всего через день температура днём опустилась до +5 градусов.
Как отмечает руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев, у муниципальных властей есть возможность самостоятельно определять дату начала отопительного сезона, лишь бы она была не позднее установленного законодательством срока (среднесуточная температура +8°С в течение пяти дней подряд). Учитывая прогноз погоды, они могут начать его и за одну-две недели до того, как на улице стабильно установится среднесуточная температура +8 градусов. То есть можно оставить определённый запас по времени таким образом, чтобы в течение периода поэтапного подключения тепла (в этом году он составляет 11 дней - с 25 сентября по 5 октября) на улице была приемлемая температура - такая, чтобы в квартирах, ожидающих поставки ресурса, не было слишком холодно. В этом же году получилось так, что, несмотря на раннюю реакцию городских властей, поэтапное включение отопления пришлось на дни резкого похолодания.
В «КТК» обращают внимание, что отопительный сезон уже который год подряд осложняет наличие большого числа дефектов из-за изношенности труб. По данным на сентябрь, на теплосетях было выявлено 3,5 тысячи дефектов - это чуть больше, чем в 2017 году. При этом устранение одного дефекта может затянуться на недели и даже месяцы, так как на устаревших сетях поломка в одном секторе может запустить «цепную реакцию» и дефекты начнут появляться всё в новых и новых местах.
В «КТК» утверждают, что из-за долгов управляющих компаний они не могут ремонтировать теплосети в полном объёме и вынуждены просить деньги в головном офисе в Москве. На данный момент долги УК превышают 2 млрд рублей (в прошлом году было 1,5 млрд руб.).
Сегодня для качественной подготовки сетей города к отопительному сезону требуется существенное увеличение ремонтной программы «КТК». Но из-за растущих неплатежей энергетикам приходится удерживать объёмы ремонтов на уровне прошлых лет, вкладывая при этом только средства компании, - отмечают в «КТК».
Также ситуацию осложняет наличие в городе бесхозных тепловых труб - это около 400 км из 1 781 км всех теплосетей Кирова. Они никем не обслуживаются и не имеют тарифа на своё содержание. Но их также необходимо ремонтировать, отмечают в «КТК».
А вот Андрей Воробьев уверен, что «КТК» могла бы быстрее устранять дефекты, если бы горожане проявили активность и стали чаще жаловаться в надзорные органы вместо того, чтобы писать жалобы в соцсетях. Это касается отсутствия и горячей воды, и отопления.
Есть законодательно установленный срок, в течение которого может быть отключена горячая вода в доме - не более двух недель, - отмечает эксперт. - Если ремонтные бригады не укладываются в этот срок, «КТК» должна понести ответственность в виде штрафа. Чем больше будет жалоб от граждан в Госжилинспекцию (а от бизнеса - в антимонопольную службу), тем больше штрафов получит компания. Это побудит её в следующем году нанять больше бригад для устранения дефектов. Но проблему надо решать не только штрафами. Можно купить водонагреватель, тепловой обогреватель, установить в квартире счётчики с термодатчиками, чтобы не переплатить за коммунальные услуги, которые по факту не оказываются.
Стоит помнить, что если дом не подключён к центральной системе теплоснабжения, а имеет собственную котельную, жильцы могут добиться подключения тепла раньше официального старта отопительного сезона. Для этого нужно провести общее собрание жильцов и направить соответствующее решение в управляющую компанию.
В «КТК» отмечают, что на данный момент тепло подано в более 3,1 тыс. домов. Осталось подключить ещё более тысячи - в срок до 5 октября. В некоторых из них тепла нет из-за дефектов, в других ещё не подошёл срок подключения согласно графику. В компании заверяют, что подключить все дома сразу технически невозможно, иначе трубы могут лопнуть из-за резкого и неравномерного перепада давления. Но к 5 октября тепло всё же придёт во все дома, обещают в «КТК».
Концессионное соглашение планируется подписать до конца этого года. Хотя такая возможность обсуждалась и раньше. Руководство кировского филиала «Т Плюс» предлагало передать им теплосети в концессию ещё в 2015 году, предупреждая, что в противном случае ситуация будет ухудшаться с каждым годом. Но тогда решение не было принято. Впрочем, и других дополнительных действий для того, чтобы максимально обновить тепловые сети (например, провести масштабную реконструкцию), тоже не предпринималось, в результате тепловые сети продолжают всё больше изнашиваться.
Тепло начали подавать, но в квартире всё равно холодно. Что делать?
Согласно постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», температура воздуха в жилых помещениях не должна быть меньше +20 градусов, а для угловых комнат - не меньше 22 градусов.
Чтобы узнать, подключен ли дом к теплу, можно для начала изучить график подключения и узнать, подошёл ли у вашего дома срок подключения (нажмите Ctrl + F и вбейте в появившуюся строку улицу, на которой живёте, найдите номер дома и дату подключения к теплу). Если по графику батареи уже должны быть горячими, а по факту они не греют, нужно уточнить в своей управляющей компании, начата ли поставка ресурса и нет ли дефектов на сетях. Если начата, а тепла до сих пор нет, нужно узнать, были ли прочищены трубы и стояки в доме, открыты ли задвижки в доме, если у дома своя котельная - вышла ли она на проектную мощность. Если есть дефекты на теплосетях, придётся ждать, когда их устранят.
Если в вашей квартире холоднее норматива, вы вправе обратиться в свою управляющую компанию с требованием замерить температуру воздуха, составить соответствующий акт и произвести перерасчёт. И требовать его до тех пор, пока коммунальщики не доведут температуру воздуха в вашей квартире до нормативной. Как гласит Постановление правительства №354, за каждый час отклонения от норматива размер платы за отопление должен быть уменьшен на 0,15% от ежемесячной платы, причём за каждый градус. А вот компенсации расходов за электричество при использовании обогревателя в то время, когда тепло в дом не подаётся, законом не предусмотрено.
Если управляющая компания не отвечает на ваше обращение или не принимает мер, нужно обратиться в Государственную жилищную инспекцию Кировской области, Роспотребнадзор или в прокуратуру. По закону ответить вам должны в течение 30 дней. За это время температура в квартире может прийти в норму. То есть решить проблему оперативно эта жалоба, скорее всего, не поможет. Но за нарушение поставщик ресурса всё равно должен понести наказание.
Итак, коротко - о главном:
- Отопительный сезон в жилых домах официально стартовал во вторник, 25 сентября. Но «КТК» не может подключить к теплу все дома в Кирове одновременно - это технически невозможно. Кроме того, на сетях остались дефекты. Ремонтные работы продолжаются до сих пор.
- В «КТК» винят в этом управляющие компании, которые задолжали за ресурс более 2 млрд рублей. Эти деньги могли быть потрачены на обновление теплосетей.
- Отсутствие тепла в доме может быть связано не только с дефектами, но и с тем, что дом ещё не подключили к теплу согласно графику.
- Граждане могут пожаловаться на нарушение сроков поставки ресурса (и отопления, и горячей воды) в Госжилинспекцию, а бизнес - в УФАС. КТК невыгодно тратить деньги на оплату штрафов. Проще нанять больше бригад на следующий год, чтобы более оперативно устранять дефекты.
- Температура в жилой комнате в холодный период года должна быть не ниже +20 градусов. Если она ниже норматива, нужно обратиться в свою УК, чтобы та произвела замеры, изучила причины и приняла меры. Если этого не происходит, нужно жаловаться в ГЖИ, прокуратуру или даже в суд.
Если сети будут менять на мои деньги, то логично, что мне должна принадлежать и пропорциональная доля в этих новых сетях.
Я сегодня через портал поинтересовался у КТК когда будет горячая вода (нет с 21.08.2018) и отопление. Ответ был "ориентировочно 08.10.2018 КТК". А как же заявления о 5 октябре?! Ориентировочно может означать и в декабре. Вопрос: кто врет населению? Администрация г.Кирова или КТК? Написал жалобы в прокуратуру и ГЖИ (к сожалению другой возможности повлиять на ситуацию нет). Пусть разбираются и наказывают. Предлагаю также поступить всем жителям, кто еще сидит без ГВС и тепла.