Конкурс 650 любимых мест Кирова Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024 Песочница Дом мечты
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Учение - свет, а гаджетов тьма. Правильно ли запрещать смартфоны в школах?

Автор:
21 августа 2019, в 12:12
Просмотров: 2494

С 1 сентября кировским школьникам запретят пользоваться смартфонами с выходом в интернет во время уроков и внеклассных занятий. Эта рекомендация, разработанная федеральным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже нашла поддержку у многих учителей и родителей учеников. Так ли однозначен грядущий запрет, выяснял Свойкировский.

О чем говорится в статье:
  • У детей отберут телефоны?
  • Повысит ли успеваемость запрет на телефоны
  • Откуда растут корни зависимости от гаджета

У детей отберут телефоны?

Согласно исследованию Американской академии педиатрии (актуальных российских исследований на эту тему нет), в среднем современные дети проводят перед экраном различных гаджетов по семь часов в день. В Министерстве просвещения пугают страшными последствиями «сидения» в телефоне: нарушения психики, повышенная раздражительность, снижение долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушение коммуникативных способностей и расстройство сна - вот их далеко не полный список. И хотя влияние постоянного использования смартфонов на интеллектуальные способности и здоровье детей ещё предстоит оценить, проблема зависимости от гаджетов беспокоит многих взрослых уже сейчас.

Учение - свет, а гаджетов тьма. Правильно ли запрещать смартфоны в школах?

- Работаю с детьми и взрослыми и знаю, что такое зависимость от гаджета, - прокомментировала семейный, клинический психолог Надежда Бушмелева. - Бывают действительно сложные случаи, когда независимо от возраста человек превращается в приложение своего смартфона и испытывает симптомы тревоги, лишаясь даже ненадолго своего «пожирателя времени». В образовательном процессе включенный смартфон чаще является «врагом», нежели «другом», особенно в начальном и среднем звене школы.

По данным опроса Минпросвещения РФ, до 89% родителей школьников и 90% педагогов считают, что использование телефона надо ограничить во время уроков. Впрочем, не все родители в восторге от этой идеи.

- Со слов сына-подростка и знакомых педагогов, более 50% детей в среднем звене пользуются смартфонами на уроках, - рассказала многодетная мама Марина Сунцова. - Это, конечно, неправильно. Но я искренне не понимаю, куда делось воспитание в нашем обществе? Почему надо на законодательном уровне запрещать то, что можно решить другими методами? Родители и педагоги могут справиться с этой задачей, но зачем? Проще же запретить, чем донести до ребёнка, что неприлично пользоваться смартфоном на уроке, что это неуважение к педагогу, что это не даст ему тех знаний, которые ему нужны. Всё воспитание скоро скатится к уровню рефлексов собак Павлова. Воспитывать волевого, интеллигентного, целеустремлённого человека с совестью - сейчас такой задачи, видимо, не стоит. Сейчас у педагогики какие-то другие задачи: ОГЭ, ЕГЭ, запреты на смартфоны...

Как ни странно, большинство учеников, опрошенных Минпросвещения, тоже выступили за запрет смартфонов на уроках. Ведомство вместе с Рособрнадзором и Российской академией образования уже подготовило методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи.

О полном запрете телефонов в школах речи пока не идёт. Как разъясняют в городском департаменте образования, руководство каждой школы обязано обеспечить для учащихся безопасные условия, в том числе и защиту от информации, которая может нанести вред здоровью или развитию детей - физическому, психическому, нравственному (например, информация о суициде или способах употребления наркотиков). Компьютеры в школах оснащены системой фильтрации контента. Но сейчас почти у каждого школьника есть мобильный интернет. То есть, находясь в школе, ребёнок всё равно может просматривать “вредную” информацию в Сети.

- Порядок использования мобильных телефонов в школах призван, во-первых, оградить детей от контента, который может причинить им вред, а во-вторых, сконцентрировать внимание ребенка на учебном процессе, - объясняют в депобре.

Согласно рекомендациям Минпросвещения, школам необходимо предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время уроков и согласовать способы коммуникации родителей с детьми. Кроме того, педколлективам предлагают рассказывать детям и их родителям о вреде электромагнитного излучения. До начала учебного года рекомендации направят в школы всех регионов.

Кто и как будет контролировать их выполнение, в учебных заведениях решат вместе с родителями на собраниях. Если родитель не согласен с запретом, ему нужно будет подписать «Согласие о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления родителями персональных устройств, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», при посещении образовательной организации». Образцы таких согласий уже разработаны.


Повысит ли успеваемость запрет на телефоны

По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в 2018 году, более 60% россиян убеждены, что отказ от смартфонов во время занятий поможет улучшить успеваемость школьников. Эту точку зрения разделяет и одна из инициаторов ограничения смартфонов, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

- Есть нормы этики в разных странах. Если ребёнок с телефоном на уроках, будет ребёнок учиться? Нет, - уверена она.

Учение - свет, а гаджетов тьма. Правильно ли запрещать смартфоны в школах?

Однако судя по исследованию учёных из Лондонской школы экономики, проведённому в 2015 году, негативное влияние смартфонов на оценки несколько преувеличено. В ходе их исследования выяснилось, что в школах, где запрещены телефоны, успеваемость выше на 6,4% (эффект запрета изучался для 16-летних школьников). Однако этот эффект работает главным образом для отстающих детей. На успеваемость отличников запрет никак не повлиял. Учёные из НИУ ВШЭ в ходе своего исследования и вовсе не нашли взаимосвязи между оценками и использованием гаджетов детьми.

- Успеваемость ребёнка в школе зависит в первую очередь от психофизиологических особенностей самого ребёнка, от характера и способностей, от его индивидуальности, далее - от воспитания и родителей, - отмечает Надежда Бушмелева. - Именно родители способны развивать у ребёнка желание учиться и добиться чего-то в жизни. Также важно влияние школы. Есть учебные заведения, где дети с удовольствием получают разносторонние знания и раскрывают свой потенциал, а есть школы, где «учиться не модно, отстойно». На успеваемость влияют друзья, окружение и даже увлечения. Есть проблемы педагогической запущенности, когда ребёнку проще быть успешным в виртуальном мире (иллюзия большого количества друзей, общения, азарт и лёгкие победы в играх). А в реальной жизни надо много уметь, показывать совсем другие результаты. Оценочный фактор часто является не мотивационным, а пугающим.

Современные педагоги по собственной инициативе включают использование смартфонов для учебных целей во время урока. Например, дают ученикам задание найти определённую информацию в интернете. Так что гаджеты становятся не менее необходимыми на уроке, чем учебники.

- У нас в лицее пару раз читали лекции преподаватели Высшей школы экономики, - рассказывает член кировского отделения профсоюза «Ученик» Фёдор Калинин. - Примерно такие же лекториумы они проводят и для учащихся Лицея НИУ ВШЭ. Их особенность - это постоянная включённость в работу аудитории. Работа с текстами, презентациями, роликами, информационный сёрфинг и так далее. Коротко говоря, телефон при такой форме обучения становится неотъемлемым инструментом получения знаний. Как реагенты на химии. И, главное, у учащихся не остаётся ни времени, ни желания отвлекаться на что-то ещё. К тому же бумага на разного рода учебные материалы при такой системе совсем не расходуется, что довольно экологично, учитывая количество учащихся.

Сам Фёдор Калинин считает, что в целом идея по ограничению пользования смартфоном удачная, но этот запрет должен быть выборочным и обоснованным.

- Взять, к примеру, вышеупомянутый «вышкинский» лицей и среднеобразовательную школу города Кирова. В одной - это образовательный инструмент, в другой - способ убить время. Вы говорите об альтернативных методах. В моём представлении они должны быть радикальны. Косметической операцией не поможешь онкобольному. Необходимо все школы, все гимназии, все лицеи вытягивать на топовый уровень образовательных услуг, исключая сложившуюся систему фактической сегрегации учеников. И, разумеется, введение новых форм обучения, где смартфон является неотъемлемой частью образовательного процесса, как учебник, если хотите, а не игрушкой, отвлекающей от урока.


Откуда растут корни зависимости от гаджета

Учитель одного из кировских лицеев отмечает, что зависимость от телефонов можно наблюдать не у всех детей: тех, кто изначально замотивирован учиться, гаджеты на уроках вовсе не волнуют.

- Причины, по которым дети сидят в телефонах во время уроков, могут быть разными. Одним просто скучно потому, что им неинтересен предмет. Иногда сами учителя монотонно подают информацию. Детского внимания хватает на 5-7 минут, поэтому я стараюсь задействовать детей во время урока, даю слово им. Я думаю, что бороться с зависимостью от смартфона нужно начинать с семьи. Нужно беседовать с родителями. Когда у родителей появилась возможность давать ребёнку телефон и таким образом для самих себя решать проблему личного комфорта (ведь ребёнок может капризничать, досаждать просьбами или вопросами), они сами автоматически начинают прививать ему зависимость от телефона.

Учение - свет, а гаджетов тьма. Правильно ли запрещать смартфоны в школах?

Надежда Бушмелева также обращает внимание на роль взрослых при формировании привычек у детей:

- Проблема заключается в том, что ребёнка необходимо научить и организовать для него жизнь, полную детских приключений и игр, исследований и открытий. А родители чаще сами включают компьютер и забывают о процессах воспитания. Сначала удобно: ребёнок занят, не беспокоит и придумывать ничего не надо, а потом, когда появляются истерики, ухудшается зрение у детей и мы наблюдаем узость интересов ребёнка, начинаем бить тревогу. Так что надо начинать с нас, взрослых, мы должны учить детей экологичному общению с современными гаджетами и в погоне за технологиями не забывать о реальной жизни, - считает психолог. - Проще запретить пользоваться смартфонами в школе. Думаю, у этой инициативы будет много сторонников. Но сложно построить будущее наших детей на запретах. Объяснять, договариваться, воспитывать, показывать детям вариативность и разнообразие мира через эти же новые технологии, но не в ущерб реальной жизни. Вот наша главная задача - как родителей, так и педагогов.


Все соцсети
Комментарии
7
 
Комментарии (7)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 августа 2019, в 13:33
надо просто каким-то образом заблокировать порно в детских смартфонах и проблема использования их в школе отпадет сама собой
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 августа 2019, в 20:30
соцсети надо блокировать
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 августа 2019, в 13:58
правильно, но поздно.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 августа 2019, в 15:56
Правильно но поздно...Это как у наркомана дозу отобрать)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 августа 2019, в 20:08
Если до сих пор не дошло почему так, то хоть посмотрите это хотя бы! Не все ж тупые, нормальные люди всё понимают! Там и про Фурсенко и про его знаменитое изречение «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Вы думаете, что это именно личные идеи самого Фурсенко и до сих пор верите в плохих бояр и хорошего царя?! Поэтому он,несмотря на то, что развалил и убил систему образования, сейчас помощник Президента?!
«Лицемерит перед всей страной»: священник о власти Путина
https://www.youtube.com/watch?v=nEOEihn1StY
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 21 августа 2019, в 22:01
в нашем деле что главное? главное - не курить на территории школы.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 23 августа 2019, в 13:08
""до 89% родителей школьников и 90% педагогов считают, что использование телефона надо ограничить во время уроков. Впрочем, не все родители в восторге от этой идеи". дак это. может для своегокировского секрет. тогда я его открою. не все граждане считают что надо выполнять законы. не все граждане считают что нельзя воровать. и не все граждане считают что есть вещи которые делать нельзя. Иии? Опросите этих граждан)))
"Но я искренне не понимаю, куда делось воспитание в нашем обществе?" а это надо у многодетной мамаши сунцовой спросить. г-жа сунцова, куда делось воспитание?)) кто кроме вас должен ваших детей воспитывать?))
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!