Почему автотранспортные предприятия находятся на грани банкротства и как можно решить проблему.
- Хроники бедствия
- Пассажиров предлагают «заманивать» льготами
- Из-за нелегалов муниципалы «возят воздух»
- Как спасать перевозки
Пассажирские перевозки в Кировской области «умирают» не первый год: в районах сокращаются или вовсе исчезают автобусные маршруты, соединяющие друг с другом различные населённые пункты. Так, в 2017 году автобусов лишился Санчурский район, но угроза прекращения работы висит почти над всеми муниципальными транспортными предприятиями. Кто виноват и что делать, депутаты и чиновники обсуждали 24 апреля на комитете по промышленности, энергетике, жилищно-коммунальному и лесному комплексам, строительству, транспорту и связи ОЗС.
Хроники бедствия
– В 2017 году оно получило убыток от пассажирских перевозок в размере 56 млн рублей. Кредиторская задолженность составляет 38 млн рублей, в том числе 10 миллионов - за горюче-смазочные материалы. За первый квартал 2018 года убытки от пассажирских перевозок составили 44,3 млн рублей. Аналогичная ситуация складывается в предприятиях транспорта Малмыжского, Пижанского, Орловского, Мурашинского, Лебяжского, Подосиновского, Уржумского районов. С 2017 года в стадии ликвидации находятся муниципальные предприятия в Кикнурском, Яранском, Санчурском районах, в текущем году - ещё и Омутнинского.
Вдобавок к этому серьёзно снизилась финансовая поддержка перевозчиков из областного бюджета (большая часть выделяемых денег - это компенсации недополученных доходов за перевозку льготных категорий граждан). На 2018 год на эти цели запланирована сумма в размере всего 79,2 миллиона рублей, хотя требуется 126,1 миллиона. Для сравнения: в 2017 году на поддержку перевозчиков удалось выделить 97,9 млн рублей. При этом потребности транспортных предприятий со временем будут только расти, учитывая, что одна только стоимость бензина за последние три года увеличилась в среднем на три рубля за литр. При этом перевозчики в условиях нехватки средств ещё и вынуждены платить высокие штрафы, которые на них налагают различные надзорные органы.
– Когда мы активизировали работы по финансированию нашей автоколонны, на нас пошли жалобы. Как потом выяснилось, жаловались нелегальные перевозчики. В отношении предприятия был проведён комплекс проверок со стороны ГИБДД, Рострудинспекции и Ространснадзора. Общая сумма штрафов превысила 200 тысяч рублей на маленькое предприятие. Занимаемся самоуничтожением. Наши надзорные органы превратились в репрессивные, - заявил глава Лебяжского района Александр Демшин.
Между тем уже сейчас Кировская область в плане поддержки перевозчиков выглядит явным аутсайдером на фоне своих соседей. Для сравнения: в Удмуртии на поддержку автотранспорта в 2018 году выделен 151 млн рублей, в Коми - 197 млн, в Костромской области - 130,4 млн рублей. Но никаких оснований для увеличения сумм на поддержку перевозчиков нет. По крайней мере, так считает министр финансов Кировской области Лариса Маковеева:
– У меня как у финансиста вопрос: на основании чего мы должны выделять субсидии хозяйствующим предприятиям из областного бюджета? Это не бюджетные учреждения. Им выделяются средства из бюджета только на основании каких-то решений. Я напомню, что все акты перевозки осуществляются на основании регулируемых тарифов, которые перевозчики «защищают» в региональной службе по тарифам. Эти тарифы экономически обоснованы, то есть они покрывают все затраты предприятий. На каком основании бюджет должен компенсировать расходы?
Пассажиров предлагают «заманивать» льготами
Снижение пассажиропотока в Минтрансе отчасти связывают с тем, что население пересаживается на автомобили. Однако, по словам депутата Владимира Костина, на ситуацию также повлияло снижение числа граждан, имеющих право на льготный проезд, после введения критерия адресности и нуждаемости.
– Районные АТП говорят, что когда мы в 2016 году убрали льготы на проезд для большого количества граждан, резко упал пассажиропоток, - заявил депутат. - То есть люди оказались просто неспособны оплачивать существующий тариф. Если учитывать ещё и рост тарифа, то можно понять, что это также приводит к снижению пассажиропотока.
Кировские перевозчики - и городские, и районные - не раз заявляли о том, что тариф на проезд экономически невыгоден. Сейчас пассажиры платят по 3,51 рубля за пассажирокилометр. В то время как, по оценкам начальника «КировПассажирАвтотранса» Дениса Пырлога, тариф должен составлять 5,03 руб/км, чтобы перевозки стали рентабельными.
Фото: visitkirov.ru
При этом в районах есть понимание, что повышение тарифа для них рискованно, ведь основную часть населения составляют жители предпенсионного или пенсионного возраста, и возможности тратить на проезд больше у них попросту нет.
– Повышением стоимости проезда с января 2017 года мы не воспользовались по одной простой причине: в этом случае автопредприятия будут неконкурентоспособными, - заявил на комитете глава Вятскополянского района Игорь Трифонов. - У нас остались ценники 2016 года. <...> Нужно выработать такой механизм поддержки, чтобы пенсионеры получали льготы на проезд вне зависимости от дохода, или найти другой механизм, который позволил бы предприятиям снижать стоимость проезда для всех категорий граждан. Сейчас мы в районах вынуждены дотировать предприятия на 100% в ущерб другим статьям расходов. Только вернув пассажиропоток, мы сможем спасти автопредприятия.
Из-за нелегалов муниципалы «возят воздух»
В качестве основной причины снижения пассажиропотока в Министерстве транспорта Кировской области называют работу нелегальных перевозчиков, которые составляют серьёзную конкуренцию муниципальным перевозчикам, но налогов в бюджет не платят.
– Везде положение аховое, - заявил управляющий ООО «Уржум Нефтепродукт» Александр Барабанов. - Мы пробовали покупать автобусы, помогали автоколоннам с кредитами. Люди просто не едут. Слишком неравные условия конкурентной борьбы с таксистами. Ведь таксист ни за что не платит. Автоколонны всей области зажаты в тиски. Платят налоги, контролирующие органы штрафуют на сотни тысяч рублей. Мы вкладываем деньги в перевозку воздуха. Все люди, которые раньше ездили по льготам, пересели на такси. <...> Вопрос очень серьёзный. Отрасль движется к развалу. Если сейчас мер не принять, к концу года будет поздно.
Михаил Поршнев сообщил, что работа по выявлению нелегалов всё-таки ведётся. В 2017 году Минтранс вместе с ГИБДД провёл 23 совместных контрольных мероприятия по выявлению нелегалов. В результате было возбуждено 51 административное дело на сумму более 200 тысяч рублей, за 2018 год - уже 24 дела. Однако, как справедливо отметил депутат ОЗС Владимир Бакин, именно нелегалы сейчас закрывают потребность жителей районов в перевозках.
– Уже 5 - 6 лет мы обсуждаем, что нелегалы мешают нам строить нормальное транспортное обслуживание населения, - прокомментировал Владимир Гаврилович. - Но если мы посмотрим с другой стороны, нелегалы как раз решают конституционную задачу, которая стоит перед властью, - обеспечивать транспортное обслуживание населения. Те усилия, которые мы направляем на борьбу с ними, надо повернуть на то, чтобы их легализовать. Вопрос - через что? Через патенты, транспортные льготы? То есть надо идти навстречу, чтобы человек оказывал услугу законно.
С ним согласился и Михаил Поршнев: по словам министра, нужно найти экономические меры, которые бы заинтересовали нелегалов выйти из тени.
Как спасать перевозки
У депутатов несколько другое видение путей решения проблемы. Вице-спикер ОЗС Роман Титов озвучил ряд предложений, которые были сформированы в результате общения перевозчиков с депутатами разных фракций.
Во-первых, предлагается проанализировать и растиражировать опыт кировских перевозчиков, которым в нынешней экономической ситуации удалось успешно организовать транспортное обслуживание. Роман Титов привёл в пример Вятско-Полянский район. Во-вторых, муниципалитеты могут создать межрайонные автотранспортные предприятия, которые позволили бы решить проблему смежных муниципальных образований одновременно. В-третьих, предлагается разработать механизм софинансирования и обновления транспортного состава перевозчиков, которые осуществляют перевозки по социально значимым маршрутам. Например, «приспособить» существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса Кировской области к транспортным перевозчикам. Таким образом, о выделении дополнительных субсидий, против чего возражала министр финансов, речи не идёт. В-четвёртых, легальным перевозчикам можно предоставить льготу по транспортному налогу.
Также Роман Титов предложил создать при Заксобрании или правительстве Кировской области постоянный координационный орган транспортного надзора, который бы мониторил ситуацию с нелегальными перевозками. В Минтрансе, в свою очередь, ждут принятия федерального законопроекта, который увеличит штрафы для нелегалов (сейчас штраф составляет всего 3 тысячи рублей). Члены профильного комитета поддержали эти инициативы. А вот к возвращению льгот на проезд, как это предлагали на комитете представители муниципалитетов, депутаты больше не возвращались.
Для справки. В реестр межмуниципальных маршрутов в Кировской области входит 107 автобусных маршрутов, в том числе 59 пригородных и 48 междугородних. Всего в регионе 513 регулярных маршрутов. Работают более 70 перевозчиков различной формы собственности: 12 МУПов, 3 акционерных общества, 19 обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей. Тариф составляет 3,51 рубля за 1 пассажирокилометр.