650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Спецпроект
ВОПРОС-ОТВЕТ
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
 

Нужно ли оплачивать товар, случайно разбитый в магазине?

Автор:
17 июля 2019, в 16:12
Просмотров: 5128

Разбираемся, в каких случаях торговая точка вправе требовать с вас оплату и когда вы можете от неё отказаться.

– Недавно в магазине случайно разбила кружку: доставала другую, нужного мне цвета, а та, которая стояла перед ней, упала. Причём стояли они там все вкривь-вкось, как до этого не упали, непонятно. Сотрудники магазина объяснениями себя утруждать не стали, только буркнули что-то про мою совесть. Разбитую кружку я в итоге оплатила. Хоть она стоила недорого, но настроение мне это изрядно подпортило. Объясните, пожалуйста, обязана ли я была оплачивать эту несчастную кружку?

Все риски, связанные с повреждением товара, лежат на его владельце. Согласно статье 493 Гражданского кодекса, «договор розничной купли-продажи считается заключённым с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара». Другими словами, пока вы не оплатили товар и вам не дали за него чек, владельцем является магазин, после этого - вы.

Но это не означает, что вы можете спокойно уронить половину полки в магазине и вам за это ничего не будет. Тут есть хоть и маленький, но очень существенный момент: до тех пор, пока вы не оплатили товар, вы не являетесь покупателем. Поэтому в этом случае в действие вступает статья 1064 ГК, в которой говорится, что «вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также <...> юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред».

Тем не менее в пункте 2 этой же статьи написано, что вы освобождаетесь от возмещения вреда, если докажете, что он был причинён не по вашей вине. Рассмотрим примеры.

Вы взяли кружку в руки, не удержали её и уронили, кружка разбилась. В этом случае вина будет лежать на вас и вам придётся оплатить испорченный товар. Если же товар был расставлен неустойчиво, и, взяв одну кружку, вы разрушили всю «конструкцию», то это уже будет не ваша вина, а сотрудников магазина.

Если вы взяли в руки бутылку дорогого алкоголя (или дешёвого) и, цитируя слова Маяковского про последний день буржуя, «хлопнули» её об стену, однозначно, вина за вами. Если вы поставили товар на ленту у кассы, и при движении ленты он упал и разбился, то вашей вины здесь нет. Аналогично, если вы поскользнулись на свежевымытом полу и опрокинули пусть даже целую полку: вашей вины здесь нет.

Кстати, на мокрые полы и неустойчивые конструкции на полках можно пожаловаться в Роспотребнадзор.

Если вы, идя по проходу между стеллажами, уронили что-то, то тут могут быть разные варианты. Так, если проходы узкие или заставлены коробками, товаром, тележками с неразгруженными продуктами, и вы, пытаясь протиснуться между ними, что-то задели и разбили, то виноват будет магазин. А вот если вы бегали по магазину, танцевали или были пьяны и вас плавно покачивало из стороны в сторону, то испорченный товар вам придётся оплатить.

Кстати, о проходах. Пункт 6.28 СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения» устанавливает чёткие требования к ширине эвакуационных проходов в торговом зале:

  • при торговой площади до 100 кв. м они должны быть не менее 1,4 м;

  • при площади от 101 до 150 кв. м - не менее 1,6 м;

  • при площади от 151 до 400 кв. м - не менее 1,8 м;

  • при площади свыше 400 кв. м - не менее 2,2 м.

При нарушении этих норм вы можете смело подавать жалобу в Госпожнадзор.

Несмотря на то, что многие магазины закладывают риск порчи товара в его цену, с вас всё равно могут потребовать возместить причинённый ущерб. Однако если вы с этим категорически не согласны, то заставить вас заплатить могут только через суд.

Если магазин требует оплатить испорченный товар, но вы точно уверены, что не виноваты (теперь-то вы знаете, в каких случаях это может быть), смело просите жалобную книгу и подробно опишите случившееся. Также попросите составить акт о порче товара. В некоторых случаях могут потребоваться показания свидетелей, поэтому если вы пришли в магазин один, сразу попросите об этом других покупателей.


Коротко о главном:

1. Риски, связанные с порчей товара, лежат на его владельце. Пока вы не оплатили товар и не получили за него чек, его собственником является магазин.

2. До оплаты товара вы не являетесь покупателем, поэтому при порче товара действует ст. 1064 ГК РФ.

3. При случайной порче товара платить за него вы не обязаны.

4.Если вы уверены в своей невиновности, требуйте жалобную книгу и составление акта о порче товара. Заставить вас заплатить могут только через суд.


Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Фото: amic.ru

 
Все соцсети
Комментарии
3
 
 
Комментарии (3)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 18 июля 2019, в 08:32
У роспотребпозара всегда один ответ- можете обратиться в суд.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 18 июля 2019, в 08:32
РоспотребпозОра
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 18 июля 2019, в 09:02
Холопы должны оплатить даже незавезённый товар.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!