«Обстановка всё хуже и хуже»: экологи предложили закрыть Биохимзавод или выселить его из города

Технический директор Биохимзавода Андрей Гордин заверил общественников, что предприятие не работает уже неделю и не может являться источником неприятного запаха. Члены Общественной палаты области не поверили этому и настаивали на проведении выездной проверки. Вопрос рассмотрели во вторник, 25 июня, на комиссии ОПКО по экологии.

Андрей Гордин признал, что в ходе производства выделяются промышленные запахи, но в пределах нормы. По его словам, на БХЗ установлено 20 газоочистных установок, предприятие каждый год вкладывает средства в природоохранные мероприятия.
- В этом районе находится девять промышленных предприятий, и каждое вносит свою долю запаха в общий фон, - отметил он.
Также состояние воздуха мониторит независимая лаборатория, с которой БХЗ заключил договор. Все результаты публикуются на сайте предприятия.
- С 17 июня предприятие закрыто на плановый капитальный ремонт. Каждое лето при высоких температурах мы останавливаем производство. У нас всё вымыто, всё оборудование блестит, - подчеркнул Гордин.
Напомним, ранее бывшая сотрудница БХЗ назвала возможным источником запаха активный ил, который при гниении выделяет сероводород, метан и другие газы, содержащие серу.
По словам Андрея Гордина, предприятие сжигает активный ил и ничего не вывозит на шламоотвал. Те же трубы, которые выведены к шламоотвалам, нужны для пожарной безопасности.
Замруководителя Управления Роспотребнадзора Кировской области Лидия Князева не поверила словам Гордина:
- Сказку про Биохимзавод я слышу много лет, о том, какой объём мероприятий проводится по защите атмосферного воздуха, о том, как организован контроль, насколько это устойчивое и безопасное производство. Но результаты надзора говорят совершенно об обратном. В конце апреля начались массовые жалобы, на сегодняшний день около 700 жалоб. Мы сделали 474 исследования в пяти контрольных точках, мы нашли превышение по метантиолу и сероводороду. На основании наших измерений возбуждено уголовное дело. В рамках наших полномочий запланировали проверку Биохимзавода, шесть раз мы пытались туда попасть, но нас не пускают под различными предлогами.
Князева пояснила, что специалисты Роспотребнадзора не могут привлечь сотрудников ОМОН, потому что у её ведомства нет соглашения с Росгвардией.
Общественник Александр Шишанов предложил просто закрыть завод, так как он находится в черте города, и перенести его за пределы Кирова. Его поддержала председатель комиссии Тамара Ашихмина.
- С каждым годом, с каждым месяцем обстановка всё хуже и хуже. Или мы предприятие останавливаем, или даём период времени на его реконструкцию, - заявила она.
Министр охраны окружающей среды области Алла Албегова спросила у Гордина, как выполняется соглашение о модернизации очистных сооружений, которое правительство заключило в 2016 году с БХЗ и компанией «Дион», работающей на той же промплощадке. По её словам, в 2017 и 2018 годах завод купил два декантера (центрифуги для разделения жидкости и механических примесей - прим. ред.), а на 2019 год должна была быть запланирована реконструкция очистных сооружений, однако в плане этих работ нет. Андрей Гордин заметил, что год ещё не закончился и обязательства будут выполнены. Тогда Албегова уточнила конкретную дату, но Гордин не смог её назвать.
- Когда вы говорите, давайте дадим время, чтоб они [БХЗ] подумали и запланировали мероприятия. Вот вам пример: три года мы ждём плановых мероприятий, - добавила Албегова.
При этом Алла Викторовна отметила, что закрыть предприятие можно только по решению суда и только по веским причинам.
- По той информации, которой я владею, общаясь со специалистами Росприроднадзора, там [на БХЗ] нарушения выявлены, - подчеркнула она.
Заведующая независимой экспертной лаборатории Екатерина Парфёнова обратила внимание присутствующих на то, что замеры воздуха на БХЗ проводятся каждый день. По её словам, в санитарно-защитной зоне предприятия содержание сероводорода, метанола, метантиола, фурфурола, формальдегида не превышает предельно допустимую концентрацию.
Алла Албегова спросила, каким прибором лаборатория измеряет метантиол. Парфёнова ответила, что прибор называется ГАНК-4. В ответ Албегова и Князева лишь рассмеялись. А Тамара Ашихмина пояснила, что у этого прибора не та чувствительность к метантиолу.
В итоге было решено создать комиссию из общественников, представителей Министерства, Росприроднадзора и Роспотребнадзора и посетить БХЗ и «Дион». В течение двух недель Министерство и ОПКО ждут информации по исполнению третьего этапа соглашения по модернизации очистных сооружений. Тамара Ашихмина предложила установить автоматизированный стационарный пост контроля (АСПК) в направлении БХЗ. Но при этом АСПК будет настроен на специфические вещества. Ашихмина попросила предприятие проанализировать объёмы гниющего активного ила и передать информацию в ОПКО. А в момент запуска производства будет организована группа контроля, которая проверит содержание веществ в воздухе.
- Если предприятие не продумает план реконструкции и не будут выполнены мероприятия третьего этапа соглашения, я поставлю вопрос о том, чтобы закрыть или вынести его за пределы городской среды, - подытожила Тамара Яковлевна.
На следующее заседание комиссии Ашихмина намерена пригласить представителей агрохолдингов «Дороничи» и «Красногорский», чтобы и с ними обсудить проблему неприятного запаха в городе.