«Быков сказал - идите и делайте»: Наталья Мамедова сдала бывшего главу города в суде по парку Победы

30 июля Первомайский районный суд продолжил рассматривать уголовное дело в отношении предпринимателя Леонида Яфаркина, связанное с продажей земельных участков в парке Победы. В качестве свидетеля в суде была допрошена экс-начальница департамента муниципальной собственности администрации Кирова Наталья Мамедова. Она рассказала о том, как принималось решение об изменении функциональной зоны спорных участков и кто лоббировал снижение арендной платы за землю.

Напомним, речь идёт об участках земли общей площадью в 4,3 га, ныне принадлежащих компании «Кировспецмонтаж», которая перекупила их у «Кировского завода охотничьего и рыболовного снаряжения» («КЗОРС») в сентябре 2017 года. Учредителем этой компании является подсудимый Леонид Яфаркин. В свою очередь «КЗОРС» в 2005 - 2006 годах взял землю в аренду для строительства спорткомплекса, но затем категорию территориальной зоны изменили с зоны размещения объектов рекреационного назначения на зону общественно-деловую с возможностью жилой застройки. В 2015 году «КЗОРС» приобрёл землю у города за 338 тысяч рублей. 25 июля 2018 года Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества при продаже земли в парке Победы (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По оценкам следователей, ущерб, причинённый городу, составил 9 млн рублей.
С 2010 года Наталья Мамедова работала в аппарате Гордумы, глава города Владимир Быков был её начальником. В 2012 году Мамедова перешла на работу в мэрию: сначала в правовой департамент, а затем в департамент муниципальной собственности, где и проработала до сентября 2018 года. Свой пост начальника департамента мунсобственности она покинула спустя меньше месяца после обыска в собственной квартире по делу о парке Победы. Параллельно Мамедова была фигурантом другого уголовного дела - её обвиняли в халатности (ст. 293 УК РФ), но дело прекратили в июле 2019 года из-за истечения срока давности.
На допросе бывшая чиновница заявила, что отношения к продаже земли в парке Победы не имела, но «изучала тему». По её словам, участок передали в аренду «КЗОРС» в 2007 году, тогда это была рекреационная зона, строить разрешалось только спортивные объекты, но не жилые дома. Также она рассказала о совещании в 2011 году у главы города Владимира Быкова, на котором присутствовали начальник управления градостроительства и архитектуры Ирина Рубцова, её заместитель Татьяна Говорова и гендиректор «КЗОРС» Светлана Киселёва. Инициировал совещание, по словам Мамедовой, Быков и, возможно, Киселёва.
- Владимир Васильевич обращался ко всем нам: как сделать, чтобы возле территории парка Победы на арендованном «КЗОРС» земельном участке возможно было строительство жилых домов. Ирина Васильевна Рубцова объясняла, что это рекреационная зона, исторически эта территория принадлежала парку Победы и лучше бы этот участок не трогать. Она сказала, что генплан не предусматривает такое строительство и что возможна негативная реакция со стороны жителей, потому что парк - значимый социальный объект. На что Владимир Васильевич сказал: давайте, рассказывайте мне, как это возможно по закону, потому что у него есть определённые договорённости с учредителями завода, необходимо зону поменять и внести изменения в генплан. Ирина Рубцова сказала, что для этого необходимо, если принимать такое решение, чтобы от завода поступило заявление о внесении изменений в генплан именно на имя главы города, а не главы администрации, и об изменении зоны с рекреационной на какую-то другую, в которой возможно строительство домов. Далее она пояснила всю процедуру, как всё может происходить. Что должны пройти публичные слушания, документ направляется главе администрации города, который отправляет эти документы на рассмотрение в Городскую думу. На что Владимир Васильевич [Быков] сказал: идите делайте, это не обсуждается.
По словам Мамедовой, Быков попросил кого-то из аппарата Гордумы присутствовать на публичных слушаниях, она там бывала, но постоянно не сидела. После того, как слушания прошли, она разговаривала с главой города, а в аппарат поступил проект решения о внесении изменений в генплан. Экс-чиновница упоминает, что кулуарно Ирина Рубцова предупреждала о возможности «негативной ситуации».
- Я зашла к главе города и спросила, зачем мы всё-таки это делаем, потому что, наверное, не стоит. Владимир Васильевич сказал, что у него есть определённые договорённости с учредителем завода, директор завода настаивает, поэтому менять будем. Тогда уже было известно, что хозяин завода - Леонид Яфаркин. Быков сказал, что нам необходимо строительство жилых домов на этом участке, и для определённого круга должностных лиц будут предоставлены возможности приобретения квартир по льготным ценам, - добавила Мамедова.
Документы после публичных слушаний подписывал и тогдашний глава администрации Дмитрий Драный. Наталья Мамедова упомянула, что на одном из рабочих совещаний он говорил о строительстве там спортивной гостиницы и о том, что документы направлены Быкову. Кроме того, вопрос обсуждали депутаты: сначала на комиссиях, затем на пленарном заседании.
- Лопаткин с Платуновой (депутаты Гордумы - прим. ред.) подходили, сказали, что их практически заставили, чтобы они на Думе выступили за внесение изменений в генплан. Я не вдавалась в этот вопрос, не хотелось в этом участвовать, - добавила Мамедова.
Также ей задали вопрос о подготовке письма «КЗОРС» в 2014 году в адрес администрации города: предприятие просило снизить арендную плату за счёт уточнения вида разрешённого использования земли. Наталья Мамедова пояснила, что к ней подходила Светлана Киселёва и просила посмотреть, правильно ли написан документ, и чиновница, работавшая тогда в правовом департаменте, ответила, что этот вопрос не в её компетенции. Но буквально через 10-15 минут её вызвали к Быкову, который показал ей то же письмо и настоял на том, чтобы она всё-таки оценила документ с юридической точки зрения, и Мамедова пришла к выводу, что в письме «по сути, всё было правильно».
- Через какое-то время, я работала в правовом департаменте, меня снова вызывали к главе города. Я зашла, там сидели Рубцова и Черёмухина, сотрудник департамента муниципальной собственности. Владимир Васильевич был в каком-то непонятном состоянии, начал повышать голос, говорить, что происходит, почему арендная плата не снизилась, а увеличилась. Черёмухина стала объяснять: поскольку изменилась зона, кадастровая палата изменила кадастровую стоимость участка, она увеличилась и изменился расчёт арендной платы. Светлана Киселёва вела себя возмутительно, говорила, что ничего там не изменилось, что никаких жилых домов там нет и не будет. Я была в полном замешательстве. Владимир Васильевич сказал, что никаких домов нет и не будет, идите, исправляйте ситуацию относительно снижения арендной платы и кадастровой стоимости. Ирина Рубцова подтвердила, что можно вынести постановление, где будет уточнён вид разрешённого использования участка. Зона Ц-5 была придумана вновь, такой зоны в правилах землепользования и застройки не было. Готовило постановление управление архитектуры, оно поступало в правовой департамент после всех подразделений, с подписями управления архитектуры, муниципальной собственности, - рассказала Наталья Мамедова.
Прокурор зачитал протокол допросов Мамедовой в период следствия в 2018 и 2019 годах, из которых стало известно, что помимо вышеозвученного Владимир Быков лично отправлял её на митинг вместе с заместителем начальника управления градостроительства и архитектуры Татьяной Говоровой с тем, чтобы они отстаивали позицию города, после чего Мамедова «пришла в ещё большее замешательство». После митинга, по словам Мамедовой, у неё с Быковым состоялся очередной разговор с глазу на глаз, во время которого она спросила главу города, зачем они всё это делают, и получила ответ, что всё уже сделано по договорённости с руководством «КЗОРСа» и нужно «идти и работать» дальше. После этого, заметила экс-чиновница, Быков начал её игнорировать.
На уточняющий вопрос адвоката, был ли у неё личный разговор с Быковым в котором он описал ей «преступный план прямо как по учебнику», Мамедова ответила утвердительно. Он также отметил, что от «КЗОРСа» выступала его гендиректор Светлана Киселёва, а не Леонид Яфаркин. Свидетель пояснила, что Киселёва представляла интересы завода, а Быков ей (Мамедовой) пояснял, что Яфаркин является его учредителем. Второй адвокат отметила, что показания Мамедовой в апреле 2019 году «кардинально дополняются» по сравнению с её показаниями в ноябре 2018 года, и спросила у свидетельницы, не повлияло ли на это заведённое на неё уголовное дело. На что бывшая чиновница ответила, что уголовное дело, по которому она проходила в качестве обвиняемой, не имеет отношения к делу о парке Победы и что на её показания оно никак не повлияло.
Фото: администрация Кирова