В последнее время Киров всё чаще сравнивают с его промышленным соседом - Ижевском. Город, который совсем недавно «славился» плохой экологией и засильем торговых центров, теперь не только переманивает наших предпринимателей благодаря низким налогам, но и во многом опережает Киров по красоте парков и улиц. Во многом это заслуга местного Центра развития городской среды, который два года назад активно взялся за развитие общественных пространств. В Кировской области такой Центр появился лишь в этом году. Однако некоторые общественники подозревают, что новая структура вряд ли превратит Киров в «город-сад».
- Что такое Центр компетенций и зачем он нужен
- Деньги есть, плана нет?
- Что говорит правительство и сами сотрудники Центра
- Как у них?
- Почему это не работает в Кирове
Что такое Центр компетенций и зачем он нужен
С 2018 года в Кировской области реализуется федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС). Благодаря ей муниципальные образования - и областной, и районные центры - получают деньги из федерального бюджета на благоустройство парков, площадей и бульваров. В Кирове, например, в рамках ФКГС в 2018 году за 60 млн рублей благоустроили Кочуровский парк на Юго-Западе. Тот самый, который больше года затапливало дождевой водой из-за того, что в проекте изначально не была предусмотрена ливневая канализация. Кировские и московские урбанисты критиковали проектировщиков парка за непродуманность и устаревшие подходы к благоустройству.
Кочуровский парк в мае 2020 года
О том, что такой центр нужно создать в Кирове, общественники и активисты говорили ещё на первом Урбан форуме в 2018 году.
- В нашем городе много людей, которые хотят что-то делать для преображения Кирова. Есть, например, общественный проект «Уткин парк», проект благоустройства сквера у «Октября». Активисты сталкиваются с одними и теми же проблемами: они не знают, с чего начать, что можно делать на той или иной территории, а что запрещено, с какими органами власти им нужно будет взаимодействовать, - рассказывает создатель проекта благоустройства малых рек Кирова Константин Кропанев. - Нужна некая точка входа, где можно было бы собраться, получить консультацию и так далее. Центр компетенций я вижу как структуру, которая могла бы транслировать лучшие практики благоустройства - не только активистам, но и городским и районным администрациям. Хороших архитекторов, особенно в районах, мало. Если мы хотим, чтобы молодёжь оставалась в области, нам нужно в том числе создавать максимально качественную городскую среду, а не просто делать базовое благоустройство - асфальт плюс скамейки. Кроме того, по многим вопросам возникают споры: ставить ли заборы, косить ли траву, белить ли деревья... РКЦ мог бы быть экспертным органом, который бы их разрешал.
Мост и пирс, построенные активистами в рамках общественного проекта «Солнечная Люльченка»
Согласно паспорту проекта «Жильё и городская среда» (входит в ФКГС), к 2024 году центры компетенций должны быть созданы во всех регионах. На данный момент они есть более чем в 50 субъектах, в том числе в Кировской области. У нас он был создан в феврале, а начал работу в апреле 2020-го. Минстрой разрешил учреждать их в любой организационно-правовой форме. В Кировской области Центр создан на базе института «Кировкоммунпроект» - бюджетного учреждения, подведомственного региональному Министерству энергетики и ЖКХ.
- Необходимость в таких центрах есть, - соглашается координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. - Деньги на проекты благоустройства выделяются с условием, что такие центры созданы. В некоторых регионах их создают для галочки, а в других - для того, чтобы правильно распределять и тратить деньги, полученные по ФКГС. Сейчас много морально и физически устаревших практик благоустройства. Центры могут на это влиять, как это происходит, например, в Белгороде, Казани и Ижевске. Там разработан дизайн-код, преображается центральная площадь. В итоге получается классное общественное пространство. В Кировской области выбран первый путь - для галочки.
Деньги есть, плана нет?
Работу Центра компетенций на данный момент сложно назвать публичной. Структуры и активисты пока не заметили какой-либо активности с его стороны. Они обратили внимание на пресс-релиз правительства Кировской области от 8 июня, в котором говорилось, что специалисты РЦК осмотрели сквер на Ломоносова. Но ни имён, ни фамилий в нём не называлось.
- Если бы они [сотрудники Центра] где-то выступали, их работа была бы публичной, мы бы что-то понимали, - считает Константин Кропанев. - На мой взгляд, в этом и есть основная проблема. Мы их работы не видим, не знаем и никак не можем оценить. Должно быть обсуждение, дискурс. Мы должны видеть, что там работают профессионалы.
Кировское отделение ОНФ ещё в феврале пыталось запросить у РЦК план работы, но так и не добилось ответа. Эксперт общественного движения Дмитрий Сергеев высказал предположение, что центр создан формально, «чтобы отчитаться перед федеральным Минстроем, и поставленные перед ним задачи решать не способен».
В ответе на запрос портала Свойкировский правительство сообщило, что в центре работают четыре человека: начальник, два ведущих инженера-проектировщика и ведущий инженер-сметчик. Все они «имеют профильное высшее образование и большой опыт работы в проектных организациях Кировской области». Например, руководитель Центра Ольга Вохмянина работает в сфере архитектуры и благоустройства 18 лет. Сотрудников набирали по объявлению на сайте «Кировкоммунпроекта» и путём подачи заявок в Центр занятости. Ольга Вохмянина объяснила свой интерес к вакансии «профессиональным азартом».
Сумму, выделенную из бюджета на работу Центра, в правительстве не назвали, сославшись на то, что он «не является самостоятельным юридическим лицом». По информации Анатолия Курбатова, в 2020 году работа РЦК бойдётся в сумму около 4 млн рублей. Зарплата специалистов Центра, судя по текстам вакансий на сайте «Кировкоммунпроекта», составляет от 20 тысяч рублей.
Что говорит правительство и сами сотрудники Центра
Исходя из ответа правительства на запрос можно сделать вывод, что Центр занимается анализом проектных документов и контролирует результаты работ. В пресс-службе заверили, что сотрудники РЦК изучили документы по объектам, которые будут благоустроены в течение 2020 года. Каждый из них они лично посетят дважды. Они уже проконтролировали ход выполнения работы в некоторых населённых пунктах. Например, в Пасегово они лично принимали работы на территории памятника погибшим воинам.
Руководитель Центра Ольга Вохмянина (в центре)
- Мы сейчас по большей части работаем с муниципалитетами, потому что проблемы в основном у них. В Кирове больше специалистов, - сообщила руководитель Центра Ольга Вохмянина. - <...> Мы смотрим, чтобы всё было в рамках градостроительных норм и смет. Работаем и администрациями, и с подрядчиками.
Поскольку проекты благоустройства в муниципалитетах были утверждены ещё до того, как появился Центр, как-либо изменить их в этом году уже сложно. Поэтому сотрудники РЦК выносят лишь рекомендации, что и где можно исправить, в том числе в плане эстетики. Хотя, по словам Ольги Вохмяниной, на данный момент это не входит в компетенцию их отдела.
Благоустройство мемориала в Пасегово в рамках нацпроекта Жилье и городская среда. Фото с сайта министерства энергетики и ЖКХ
Тем не менее, к рекомендациям Центра чиновники прислушиваются. Например, в Стрижах в этом году благоустраивают детскую площадку. Но в проекте не учли, что место для неё находится в низине. Когда подрядчик вышел на место, то пришёл к выводу, что нужно завозить грунт, при этом в смете такие работы не были заложены. РЦК рекомендовал перенести площадку, что и было сделано. На следующий год Центр выпустит методические рекомендации, которые позволят муниципалитетам избежать подобных ошибок и эффективнее составлять сметы. Кроме того, РЦК будет уже в этом году руководить их работой при разработке дизайн-проектов на 2021 год. Объём работ в Центре считают «большим», так как в области реализуется сотни проектов благоустройства, при этом все контрольные мероприятия проходят в течение одного сезона.
На вопрос журналиста портала Свойкировский о том, какие практики благоустройства можно сейчас считать лучшими в Кирове и за пределами региона, Ольга Вохмянина ответила:
- В Кирове куча красивых мест. Взять хотя бы этот бульвар [на ул. Ломоносова у храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии]. Если это обустроить, это будет такое прекрасное место…
На сайте «Кировкоммунпроекта» нет проектов благоустройства общественных прстранств, но есть уже построенные по проектам института жилые дома и церковь.
Жилой дом на ул. Маклина, выполненный по проекту «Кировкоммунпроекта». Фото с сайта учреждения
Как у них?
Про опыт создания Центра по вопросам городской среды в 2018 году рассказывали на Урбан форуме. В Удмуртии он создан как учреждение, подведомственное Минстрою региона. Его деятельность шире, чем в Кировской области: сотрудники занимаются не только тротуарами и парками, а обустройством общественного пространства в целом. Руководитель организации Марина Нургалеева подчеркнула, что Центр участвует в формировании политики в сфере архитектуры и благоустройства, проектирует визуальный облик территорий, занимается подготовкой стандартов повышения качества городской среды, взаимодействует с экспертами и обществом, повышает уровень знаний.
По словам Нургалеевой, создание центра было инициативой главы Республики, у которого есть профильный советник по вопросам городской среды. Он в целом включён в повестку, участвует в мероприятиях Центра. Сотрудников в Центр набирали не из чиновников, а из независимых специалистов. Команду подбирала сама Марина Нургалеева под задачи, которые ставило руководство региона. Всего в штате 9 человек. Это не только менеджеры, архитекторы, методисты и юристы, а ещё и социолог, дендролог и SMM-специалист. Однако бюджет Центра его руководитель на лекции не назвала.
Эскизный проект парка Горького в Глазове в Удмуртии, разработанный местным РЦК
При этом Центр может ещё и сам себя окупать. Так как он создан в виде автономной независимой организации, то у него есть возможность оказывать частные услуги по проектированию. Главное, чтобы это тоже были социально значимые территории - спортшколы, детские площадки и так далее. Удмуртский РЦК разработал и начал внедрять дизайн-код в Ижевске, разработал проекты парков и дворов для реализации.
Почему это не работает в Кирове
Член Общественной палаты Кировской области, экс-руководитель Центра развития местных сообществ, городской и региональной среды ВятГУ Светлана Занько считает, что помимо Удмуртии хорошим примером работы подобных Центров можно считать Ростовскую область и Татарстан.
- Именно политическая воля губернатора, его влияние и прямая заинтересованность [в развитии городской среды], плюс команда независимых специалистов позволяют работать таким центрам эффективно, - высказалась Светлана Занько. - Так, как это организовано в Кирове, работать не будет. Всё упирается, на мой взгляд, в какую-то жизненную позицию. Никогда ничего не упирается в деньги. В конце концов, на выборы (голосование по поправкам в Конституцию) ведь их нашли, а на ППМИ (проект по поддержке местных инициатив. - прим. ред.) - нет.
Большую роль человеческого фактора в работе РЦК подчёркивает и один из организаторов «Киров урбан форума», пожелавший сохранить анонимность.
- Губернатор или президент (как в Татарстане) доверял координацию мероприятий по развитию городской среды советнику или помощнику - человеку с высокой гражданской позицией и личными качествами, позволяющему ему успешно взаимодействовать между структурами власти, бизнесом и обществом.
Кировский урбан форум. Фото администрации г. Кирова
Специалист подчеркнул, что контроль проведённых работ не должен быть приоритетом работы РЦК. Главное - организовать взаимодействие экспертов, власти, бизнеса и общества.
- Это то, что местные администрации не могут сделать в силу необходимости выполнять муниципальные услуги, - считает эксперт. - Взаимодействие с обществом должно быть реализовано через соучаствующее проектирование. И, конечно, нельзя просто оценивать проекты благоустройства. Нужно вместе анализировать и проектировать территорию, вовлекать специалистов.
По поводу первоочередных функций с этим мнением согласилась и член оперативного штаба реготделения ОНФ Валерия Черемисинова.
- Очевидно, что на данном этапе Центр компетенций в нашем регионе не будет выполнять тот функционал, который задумывался Минстроем РФ и который успешно реализуется в регионах, которые можно привести в пример по качеству работы в сфере благоустройства общественных пространств. Для этого у Центра нет ни человеческих, ни финансовых ресурсов. Вероятнее всего, сотрудники центра будут пытаться дублировать контрольную функцию, которая и так выполняется многими другими участниками этого процесса. То, что этот многосторонний контроль пока не особо сказывается на состоянии нашей городской среды, - это факт. Потому что нужен не только контроль, а комплексное изменение подходов к созданию общественных пространств, учёту общественного мнения, привлечению специалистов и так далее.
На вопрос о взаимодействии РЦК с гражданами Ольга Вохмянина ответила, что звонки от кировчан уже поступают. «Телефоны доступны. Мы всегда готовы выслушать, аргументировать свою позицию», - сказала она. Ни сайта, ни аккаунтов в социальных сетях у Центра нет и, судя по ответу правительства на запрос, их создание не планируется.
Фото на подложке: рейд сотрудников Центра компетенции 4 июня. Фото пресс-службы правительства Кировской области