«Просто сливали куда-то». Сотрудница АЗС рассказала в суде, как печное топливо для городских автобусов превращалось в дизельное

В Кирове продолжается процесс по делу о печном топливе, которым на протяжении нескольких лет заправлялись автобусы «Автотранспортного предприятия». На заседании 10 декабря допросили управляющую «АЗС регион 1» — компании, на заправках которой топливо с высоким содержанием серы продавалось под видом аналога дизельного.

Напомним, следствие полагает, что экс-замдиректора «АТП» Анатолий Криволапов и представители фирм-поставщиков Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин вступили в сговор в целях личного обогащения. В период 2014 - 2016 годов из-за поставок печного топлива предприятию был причинён ущерб на 23 млн рублей, подсчитали следователи.

«Спросите директора»

На предыдущих заседаниях в Октябрьском суде операторы с заправок «АЗС регион 1» неоднократно поясняли: автобусы «Автотранспортного предприятия» заправлялись из колонки с табличкой «ДТ ТУ» (дизель, изготовленный согласно техническим условиям). Только при его отсутствии водителям могли разрешить заправиться топливом класса Евро, причём добро на это давала операторам заправки управляющая.
10 декабря Лариса Буторина пришла в суд. В «АЗС регион 1» она работала с 2012 по конец 2016 года в должности управляющей, в её обязанности входила организация работы заправок компании. Большинство её ответов свелось к фразам «не помню» и «спросите директора».
Она рассказала, что водитель автобуса, приезжая на заправку, отдавал оператору путевой лист, оператор заполнял ведомость — кто именно и сколько литров какого топлива берёт. По её словам, именно директор «АЗС регион 1» Дмитрий Стексов определял, что автобусы должны заправляться из колонки с надписью «ДТ ТУ». Он же решал, можно водителям заправиться топливом Евро или нельзя.
— Стексов звонил, говорил, в какое время приедет бензовоз. Говорил, из него топливо надо слить в резервуар, подведённый к колонке с надписью «АТП». Операторы при приёмке топлива проверяли его на взгляд, запах, замеряли плотность, брали у водителей паспорта и сертификаты качества и вывешивали на стенд для потребителей, — сказала Буторина.
На заправках «АЗС регион 1», уточнила она, продавали четыре вида топлива: 92-й и 95-й бензин, дизельное топливо и дизельное топливо ТУ. Соответственно, на стендах висели паспорта на эти виды топлива. По словам свидетельницы, эти документы соответствовали тому, что фактически продавалось на заправке.

Как продавали запрещённое топливо

Из оглашённых ранее вещественных доказательств следует, что «АЗС регион 1» закупала у ряда компаний печное топливо, топливо маловязкое судовое, дизельную технологическую фракцию, дистилляты газового конденсата и т.д. (так называемые средние дистилляты — нефтепродукты, отличающиеся от дизельного топлива повышенным содержанием серы и других примесей). Аббревиатуры «ДТ ТУ» в накладных и счетах-фактурах не значилось. Для заправки автобусов средние дистилляты не предназначены, подчёркивал ранее руководитель лаборатории «Чепецкнефтепродукта» Алексей Якимов.
На заседании управляющую Ларису Буторину спросили, как использовались эти купленные нефтепродукты. Свидетельница неуверенно сказала, что такое топливо закупалось «для продаж, наверное».
— А Вы знаете, что оно запрещено к распространению через автозаправочные станции? — поинтересовался адвокат.
Женщина отмахнулась: эти вопросы, по её мнению, надо задавать директору компании Дмитрию Стексову, а не ей. Также она заявила, что не знает, чем именно заправлялись автобусы, потому что не присутствовала при приёмке бензовозов операторами. Хотя ранее часть операторов АЗС заявляла обратное.
— Вы завозили судовое маловязкое топливо, печное, но в компьютерных программах «АЗС регион 1» оно не значится. Там есть только ДТ ТУ и ДТ класса Евро. Куда в таком случае девалось судовое? — спросил у Буториной подсудимый Криволапов.
Свидетельница долго молчала, после чего тихо сказала: «Не знаю». Она предположила, что печное топливо и прочие дистилляты вносили в ведомости под именем «ДТ ТУ». После ряда уточняющих вопросов управляющая заявила:
— То топливо, о котором вы спрашиваете, мы записывали как ДТ ТУ!
В итоге картина оказалась, по словам Буториной, следующей. Директор «АЗС регион 1» Дмитрий Стексов звонил ей и говорил, в какой резервуар сливать топливо с конкретного бензовоза. Операторы выполняли это указание и вносили в программу данные о том, в какой резервуар слито топливо, а не о том, какое топливо привёз водитель.
То есть если Стексов говорил сливать топливо в резервуар, подсоединённый к колонке «Дизельное топливо», то в ведомости указывалось, сколько литров дизельного топлива привезено. Если нужно было слить в резервуар с ДТ ТУ, заполнялась именно эта колонка ведомости вне зависимости от того, что именно сливалось и что значилось в накладной, привезённой водителем.
— Я не помню, куда сливалось печное топливо, в какой именно резервуар. Просто куда-то сливали, — подытожила Буторина.