«Люди нас просто порвут». Депутаты раскритиковали новую маршрутную схему Кирова

Не успели кировчане отойти от жарких дискуссий о судьбе «Марадыковского», как на горизонте замаячила реформа общественного транспорта. Ситуация развивается по привычному сценарию: неполнота информации, петиции, призывы к протестам. В праведном гневе кировчан практически единодушно готовы поддержать депутаты Кировской гордумы. 29 августа в Кировской городской думе состоялись депутатские слушания по новой маршрутной схеме, на которых народные избранники обрушились с критикой на разработчиков проекта.

Зачем нужна новая маршрутная сеть

Новую маршрутную сеть разрабатывали «Институт развития транспортных систем» из Рязани и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта из Москвы, также свои замечания и предложения высказывали сотрудники горадминистрации и кировские общественники. НИИАТ был подключён к работе только в середине августа этого года. Для разработки новой маршрутной сети представители института пользовались материалами ЦДС о пассажиропотоке, проводили обследование самых загруженных маршрутов лично. К 31 декабря 2019 года у перевозчиков закончатся контракты, по которым они ездят по нынешним маршрутам, необходимо заключать новые, а для этого - утвердить маршрутную сеть. Новую схему движения транспорта планируют внедрять с лета 2020 года, чтобы у горожан было время к ней привыкнуть к 1 сентября.


Новую схему депутатам презентовал начальник департамента городского хозяйства Сергей Леонтьев. Он заявил, что целью изменений маршрутной сети является снижение дублирования маршрутов для повышения скорости работы общественного транспорта и повышение качества работы всей сети. Сейчас только 16 из всех действующих маршрутов являются прибыльными, из-за дублирования маршрутов водители устраивают гонки между собой и на улицах образуются заторы.

Кроме того, интервал движения общественного транспорта слишком большой, не соблюдается расписание. Ежегодно пассажиропоток снижается на 5-7%. Есть проблемы и с состоянием автобусов. Заменить подвижной состав можно только при обеспечении экономической эффективности работы маршрутов.


- Мы планируем, что за счёт более коротких интервалов автобусы будут ходить чаще. Не будет создаваться давка в транспорте, когда из-за сбоев в расписании, нечётких интервалов движения люди вынуждены ездить, как сельди в бочке. Наоборот, мы сформируем систему, работающую, как часы, в те моменты, когда того требует спрос со стороны пассажиров. Это возможно сделать, лишь сократив дублирование [маршрутов], чтобы автобусы не мешали друг другу на дороге, распределив трассировки по улицам, которые сейчас задействованы в меньшей степени, и направить высвободившийся подвижной состав от изменённых маршрутов на соблюдение укороченных интервалов новых маршрутов, - резюмировал Леонтьев.

С этой целью была пересмотрена почти вся маршрутная сеть Кирова, без изменений останутся только городские маршруты №№ 67, 52, 20, 19 и все троллейбусы, кроме 14-го.


Для удобства пересадок в городе оборудуют специальные транспортные узлы, где можно будет за 5-7 минут дождаться автобуса, который повезёт дальше, а пересадка в течение определённого времени будет бесплатной. Также в связи с изменением маршрутной сети будет изменена система оплаты работы перевозчиков, планируется оборудование выделенных полос и пересадочных узлов. При этом автобусы будут ездить с 5:30 до 23:30. Доступность районов не пострадает, заверил Леонтьев, а, напротив, в новую маршрутную сеть включат новые районы, которые ранее были удалены от остановок: деревни Подозёрье, Родинцы, Колпаки, микрорайоны Вахрино и Урванцево, посёлок Чистые Пруды, слободы Леваши и Кокуй.


Разработка новой маршрутной сети вместе с другими документами - комплексной схемой организации дорожного движения, программой комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемой организации транспортного обслуживания населения - обойдётся городскому бюджету в сумму около 15 млн. рублей. Также администрация Кирова обратилась в Арбитражный суд с требованием взыскать с рязанского подрядчика «ИРТС» 1,3 млн рублей за нарушение сроков разработки комплексной схемы организации дорожного движения.


Ответы чиновников на популярные вопросы

В администрации, судя по словам Леонтьева, уже успели оценить весь шквал негатива по поводу новой маршрутной сети. Однако, по мнению чиновника, в этом есть недоработка СМИ, которые «в погоне за сенсацией» забыли уточнить некоторые важные моменты и опубликовали либо неполную, либо абсолютно ложную информацию. Он озвучил самые частые вопросы в адрес разработчиков схемы и ответы на них:



Депутаты против новой схемы

На депутатские слушания явились почти все депутаты Гордумы, даже те, кто в течение года почти не присутствовал на заседаниях, большинство из них были настроены против изменений. Судя по некоторым заданным вопросам, со схемой подробно познакомились не все. Многим народным избранникам непонятной осталась и логика предложений.


На слушаниях присутствовала заведующая научно-исследовательским сектором ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева, которая в основном и отвечала на критику депутатов. Вопросы, по большому счёту, были те же, что и от кировчан в соцсетях. Например, о целесообразности пересадок и организации пересадочных пунктов.


Татьяна Михеева (в центре)

- Нет никакой задачи, чтобы всем было неудобно и чтобы все стояли на пересадочных пунктах по 20-30 минут. Надо быть извергом, чтобы это придумать. То, как это извратили СМИ, - это очень неправильно, - подчеркнула Татьяна Михеева. - Мы смотрим так, чтобы маршрут, который подвозит к пересадочному пункту, синхронизировался [со следующим автобусом] до пяти минут. Но мы будем ещё подгонять. Мы ориентируемся на интервал движения автобусов 2-3 минуты. В таком случае «пересадочность» практически не будет заметна. А время поездки, наоборот, снизится. Потому что когда сейчас мы уезжаем от начальной до конечной точки, то из-за пробок, несоблюдения расписания, из-за того, что автобус вообще не приезжает или приезжает очень поздно, времени мы тратим больше.

Глава города Елена Ковалёва поинтересовалась, на каком основании можно надеяться на то, что пробок с введением новой сети станет меньше, а дисциплина водителей повысится. На что представитель НИИАТ заявила, что борьба с пробками должна быть комплексной. Когда будет принята новая сеть, для удобства пассажирского транспорта могут быть введены выделенные полосы, рассмотрена возможность расширить дороги в некоторых местах. Что касается дисциплины водителей, то с 2020 года выручка перевозчиков будет зависеть не от пассажиропотока, а от соблюдения расписания и дисциплины.

Глава администрации Илья Шульгин добавил, что город будет «покупать» у перевозчиков не количество перевезённых пассажиров, а услугу - регулярное движение транспорта. Однако депутаты не оценили нововведения.


Анна Софронова (в центре)

- У нас только услышали люди о закрытии 54-го маршрута, мне как депутату нельзя выйти на улицу, - высказалась депутат от микрорайона Радужный Анна Софронова. - Наш 54-й автобус из Радужного ходит безупречно. И второе: это самый короткий маршрут до Северной больницы, он перевозит огромное количество людей. Загруженность хорошая. У нас всего два маршрута. Автобус возит студентов и в политех, и в сельхозакадемию. Где теперь пересесть? Если я поеду до вокзала, буду переходить через площадь и поеду до администрации, то это будет не слишком удобно. А больше ничего нет. Я считаю, 54-й автобус из Радужного убирать категорически нельзя. Люди нас просто порвут.


Аналогичные вопросы о маршрутах в своих избирательных округах задали и другие депутаты. На что разработчики схемы повторили уже озвученную информацию о том, что маршруты, во-первых, не убирают полностью, а во-вторых, пересесть можно будет не только на пересадочных пунктах, но и на других остановках, где маршруты пересекаются, при этом время ожидания следующего автобуса составит около 5 минут.

- Хочу обратить внимание на то, что пересадочные пункты не решат полностью задачу, если мы не решим проблему с пробками, - выступил депутат, директор школы №47 Владимир Кодачигов. - Пересадочный пункт - это тоже затраты времени. Ну, и самое главное, наш регион - не богатый, у нас низкие зарплаты. Если мы увеличим в два раза затраты на проезд, это будет существенно для населения (по задумке разработчиков схемы, пересадка будет бесплатной, предполагаемая цена проезда пока не озвучивалась - прим. ред.). Некоторые учителя, чтобы добраться до работы, идут пешком, потому что даже 22 рубля для них - это достаточно много.


Зампред Гордумы Алексей Рябов добавил, что пересадки будут невыгодными для иногородних пассажиров, так как для того, чтобы воспользоваться бесплатным пересадочным тарифом, нужно иметь транспортную карту. Также, с его точки зрения, новая схема будет невыгодной для перевозчиков, так как пересадка для пассажиров бесплатна. Недовольство депутатов новой схемой эмоционально резюмировала член Общественной палаты Кировской области Наталья Катаева.

- Вопрос к разработчикам. Я очень уважаю науку. Я сама кандидат наук, - начала она. - Но в науке есть три составляющие. Это исследование. Нужно было провести опрос, узнать общественное мнение, посмотреть, чем живёт город Киров. Вы совершенно его не знаете. Второе - это адаптация. Нужно было запустить тестовые режимы, и только тогда выдавать научный проект. Третье - не подставляйте власть, СМИ, депутатов. Сегодня люди предъявляют претензии не к разработчикам, а к депутатам и к администрации города. Вот они, гневные письма в Общественную палату, у меня в руке. Это говорит о том, что люди не доверяют власти, они ищут поддержки у нас. Но вы-то - народные избранники. Поэтому моё предложение такое. Вы, депутаты, возглавляете общественные советы в каждом районе. До публичных слушаний проведите заседания общественных советов, разъясните людям все «за» и «против», соберите их предложения. <...> Снимите напряжение в городе. То «Марадыковский», то пенсионная реформа, то мусорная, то теперь транспортная. Одно реформирование кругом! Не надо нам брать никакого примера с другого региона. Изучите данный регион, а потом начинайте рисовать красивые схемы.

По итогам депутатских слушаний было решено провести публичные слушания с участием всех желающих. Они пройдут в администрации города 11 сентября в 17:30. Сити-менеджер Илья Шульгин заявил, что все замечания, озвученные депутатами, будут учтены при дальнейшей работе над маршрутной сетью.


Отметим, что депутатские слушания юридической силы не имеют. Это одна из форм деятельности Гордумы, которая заключается в обсуждении депутатами законопроектов, договоров, политических и социально-экономических проблем, а итоги обсуждения носят рекомендательный характер.