Введение ставки профессиональных охранников в учебных заведениях Кирова вызвало неоднозначную реакцию не только родителей, но и учителей. В первую очередь, педагоги недоумевают, как безоружный сотрудник ЧОП сможет спасти детей в случае нападения стрелков на школу. Откуда взялась эта проблема в России и какие всё же методы защиты учебного заведения будут действительно эффективны, рассказал порталу Свойкировский учитель истории и обществознания кировской школы Владимир*.
- «Нападения на школы – маркер благополучия общества»
- Безоружные охранники – не решение проблемы
*Имя героя изменено в целях анонимности
«Нападения на школы – маркер благополучия общества»
– Участившиеся нападения на школы являются довольно характерным маркером благополучия общества. Это сигналы, намекающие, что в российском обществе не всё в порядке. И, действительно, мы видим зашкаливающий уровень имущественного неравенства, социальную несправедливость, ставшую фоном нашей жизни, апатию и безразличие к проблемам маленького человека. Я уж молчу о довольно своеобразных отношениях граждан с государством, финансовых вопросах и перспективах карьерного роста. По моему глубокому убеждению, именно здесь надо искать корень участившихся расстрелов в школах, – говорит Владимир.
При этом педагог убеждён, что оправдывать все недавние события с нападениями на школы психическим расстройством стрелка – значит объявлять источником бед не причину, а следствие этой причины.
Напомним, 11 мая 2021 года в казанской школе № 175 было совершено вооружённое нападение. По предварительным данным, погибли как минимум девять человек, среди них одна учительница и школьники. Стрелком оказался 19-летний Ильназ Галявиев, окончивший эту школу четыре года назад.
Ещё одно нападение на учебное заведение произошло 26 сентября 2022 года в Ижевске в школе № 88. В результате происшествия погибло 13 человек, 21 – ранен, среди пострадавших 14 детей. Нападавшим был выпускник этой же школы 1988 года рождения, с собой у него было около десяти обойм с патронами.
Безоружные охранники – не решение проблемы
Учитель считает, что для решения проблемы расстрелов в школах есть два пути. Первый – устранение причин нападения. Для этого нужно повысить благосостояние общества, материальный достаток россиян, обеспечить карьерные перспективы и социальные блага.
– Кроме этого, нужны реальные шаги по работе с молодёжью, что государство игнорировало почти 30 лет, сбросив это на семьи и школы, – сказал педагог.
Второй путь – это непосредственная борьба со стрелками в школах.
– Наше государство предпочитает именно второй путь, но и здесь у нас есть проблемы. Очевидно, что посадка охранников в школы, пусть даже с оружием, это не решение проблемы, а имитация бурной деятельности. Чтобы минимизировать появления стрелков в школах, нужно хотя бы элементарно затруднить для них попадание в здание. Сегодня школа – это совершенно не охраняемый объект (и это понятно, ведь большинство российских школ советской застройки, где проблемы расстрелов в школах не стояла). Следовательно, нужно повысить охраняемость объекта.
Так, Владимир предлагает вынести турникеты за территорию школы и сделать их не по колено взрослому человеку, а в полный рост, чтобы через него нельзя было перепрыгнуть или перешагнуть. После прохода турникета должен быть второй пропускной пункт непосредственно в школе с охраной.
– Охрана должна быть, и это не пенсионеры или непонятные маргинальные элементы. Школа должна быть оборудована камерами, но с этим всё в порядке. Следует работать над выявлением потенциально опасных детей с последующими занятиями с ними. Для этого в школах должны быть специалисты, каковых сегодня образовательные учреждения часто не имеют. Потому что ставка психолога в школах смехотворна. Никто не работает за такие деньги. Это касается и всего педсостава. Учителя завалены работой, отчётами и внеурочными мероприятиями. При такой ситуации пространство для работы с особенными детьми резко сужается.
Однако всё это не гарантирует окончательной безопасности школы от стрелков.
– Подчеркну ещё раз: нужно бороться не с явлением в данном случае, а с причинами, которые это явление породили, – заключил школьный учитель.
Но кировчянам это не по карману.