1 ноября к многострадальному дому на Красном Химике, 9, приезжала целая делегация из чиновников, сотрудников прокуратуры, УК и «Водоканала». Во время проверки коммунальщики откачали сточные воды из канализационного колодца и провели видеодиагностику систем. Однако, как выяснили журналисты портала Свойкировский, спустя месяц ничего не изменилось, жители всё так же страдают из-за запаха нечистот и бьют тревогу.
- «Постояли у дома, походили и уехали»
- Прокуратура: признать аварийным или отремонтировать
- Глас закона: что говорит юрист?
Напомним, что жильцы дома № 9 уже пять лет бьют тревогу из-за нестерпимого запаха и растекающихся по санузлу фекалий на первом этаже и протекающих под двери общей кухни нечистот. Причина – в переполненной выгребной яме. Несмотря на многочисленные жалобы жильцов, проблема не решается годами.
«Постояли у дома, походили и уехали»
Анна* с семьёй живёт на втором этаже дома на Красном Химике, 9. Женщина негодует, что коммунальщики откачивают колодцы, однако выхода из унитаза до колодца нет. Вероятно, прогнили или забиты трубы. Она рассказывает, что год назад специалисты уже расчистили засорённые участки, прибрали, пробили тросом, была проходимость, а запах отсутствовал. Но радость была недолгой – буквально после зимы история повторилась вновь, а нечистоты стали течь через унитаз.
По поводу приезда делегации кировчанка рассказала, что лично она никого не видела – была не дома, но ранее комиссия приезжала дважды.
– Постояли у дома, походили первый раз и уехали. Может быть, они были в другие разы, но по факту получается, что всё равно ничего не сделали. В управляющей компании сказали, что ничего в этом доме делать не будут: вот он стоит под городом, пусть город и занимается этим. Когда я сама писала в прокуратуру заявление, мне пришёл ответ, что они не занимаются проблемами ЖКХ. Куда я только не писала, а смысла от этого никакого, – возмущается женщина.
Напомним, что 31 октября на двери подъезда повесили извещение, в котором предлагают жильцам обратиться в теруправление Первомайского района по поводу замены квартир в маневренном фонде.
– В объявлении написано, что если вам не нравится, то переезжайте в другое жильё. В какое? «Птица» бывшая на Герцена – там ещё хуже, бомжатник. Ещё дом на Молодой Гвардии, там тоже… Переезжать – это снова кошмар. Мы и так всю мебель растрясли, пока всё это перетаскивали. Я уже перестала подавать какие-то жалобы, потому что поняла, что всё это бесполезно, – жалуется Анна.
Также в беседе с Анной выяснилось, что у дома не выгребают снег, это тоже обязанность управляющей компании. Женщина негодует, что на работу приходится идти по колено в снегу – трактор проезжает по Красному Химику, а во двор не заезжает. Жильцы просили молодого человека, который живёт рядом, отгрести снег за тысячу рублей. «Почему я должна это всё делать за свои деньги?» – задаётся вопросом Анна.
– Я ходила к юристам, советовалась. Они все работают за деньги, ничего так просто делать будут. Почему я должна платить 50 тысяч [юристу], чтобы мне квартиру дали, если мне невыносимо жить в таких условиях? Когда я приходила в прокуратуру за ответом, меня приняли, выслушали. Я полчаса рассказывала о проблеме, чуть ли не со слезами на глазах (в тот момент у нас нечистоты потекли через порог, где лестница, здесь такие запахи стояли, – прим. героя), в итоге мне сказали, что прокуратура не занимается проблемами ЖКХ. Я стараюсь дома не стирать – у меня есть возможность на работе. Душевую кабинку мы тоже не ставим – если мы начнём мыться, мы просто потонем, – с досадой рассказывает Анна.
В квартире у семьи во всех шифоньерах саше и освежители, чтобы не пахло.
– Мы долго думали, не хотели сюда ехать. Когда мне ключи дали, в голове была мысль: «Боже мой». Не думала, что надолго здесь задержусь, планировала на год. Разве в такое можно людей заселять? Я пришла в старый дом, села и думаю, как у меня здесь хорошо в плане ремонта. Как наступила зима, перемёрзла вода, там жить невозможно – печки не топят, всю зиму спали там под тремя одеялами, потом опять сюда пришли. Пришлось брать кредит, чтобы всё покрасить, потолки натянули, обои поклеили. Полы страшные – красишь и красишь, а толку никакого нет. Если всё делать по-человечески, сюда бы столько денег ушло.
К слову, на неубранном снегу во дворе проблемы не закончились. Женщине приходится платить за воду в старом доме напротив, из которого семью и переселили. Жильё на Красном Химике, 18, закрыто на замок, в нём никто не проживает, здание признано аварийным.
– Я ходила, билась и в суд обращалась. Всё равно я не права. Так как мне за это жильё дадут квартиру, я должна платить. Но за воду платится по факту: если ею пользуются, за неё и платят. Если дом стоит бесхозный, по каким меркам берут воду? Ею никто не пользуется, дом нежилой. Накопится там, у меня арестовывают карты, снова вычитают за тот дом. Я не знаю, когда это всё закончится, это ненормально, – говорит Анна.
Дом на Красном Химике, 18. Признан аварийным, закрыт на замок. За воду в квартире этого дома Анна платит деньги
В этом году на Красном Химике, 9, впервые задержали отопление – включили только в октябре.
Прокуратура: признать аварийным или отремонтировать
В прокуратуре города Кирова сообщили порталу Свойкировский, что здание на Красном Химике, 9, построено в 1971 году и находится в неудовлетворительном состоянии. С учётом этого надзорные органы направили городской администрации предложение рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании дома аварийным.
В прокуратуре утверждают, что сами жильцы не сообщались в мэрию о затоплении общего туалета нечистотами. Администрация Кирова, в свою очередь, требует от управляющей компании «ЖКХ города Кирова», которая обслуживает дом, устранить засор.
В ноябре 2022 года кировская прокуратура во время проверки выяснила, что администрация не ремонтировала пустующие квартиры дома, находящиеся в маневренном фонде. В связи с этим в мэрию внесено представление для устранения нарушений.
Всего за этот год в Кирове отремонтировали более 20 жилых помещений маневренного фонда, заверили в надзорном органе.
Глас закона: что говорит юрист?
Чтобы разобраться в ситуации, редакция портала Свойкировский обратилась к юристу Яну Чеботарёву. По его словам, жильцы дома вправе обращаться с соответствующими заявлениями к собственнику жилья, то есть в администрацию Кирова. Другой вопрос в том, что получив такое заявление от того, кто живёт сверх установленного срока в маневренном фонде (то есть больше двух лет, – прим. ред.), администрация может решить проблему по-другому. Не ремонтом канализации, а иском о выселении людей.
– То, что администрация продлевает право пользования, говорит о том, что она опасается выгонять всех на улицу, понимая, так как будет социальный взрыв. Маневренный фонд – это временное убежище на два года. Если бедственная ситуация человека сохраняется дольше, администрация может пойти ему навстречу и продлить этот срок, но она не обязана немедленно предоставить новое благоустроенное жильё. Когда подойдёт очередь жильцов, администрация примет решение об изъятии аварийного дома в казну города. Будет приглашён специалист в области оценки недвижимости, который сделает оценку стоимости дома, и заплатит эти деньги жильцу. Можно заключить договор социального найма, как малоимущему. Но есть очередь. Это очень долго, но тем не менее такая программа есть.
Чтобы не платить за воду в закрытом на замок доме, в котором Анна не живёт долгое время, Ян Чеботарёв предложил обратиться в МУП «Водоканал» с просьбой отключить дом от водоснабжения как аварийный. Однако «коммуналку» на аварийное жилье продолжают начислять, если нет судебного акта, запрещающего гражданину жить в этом доме. Признание дома аварийным не означает, что человек не будет платить за коммунальные услуги, начисляемые по нормативам. Если собственники хотят избавиться от платежей, им нужно написать заявление в коммунальные организации об отключении услуг в доме.
* Имя героя публикации изменено в целях анонимности
Фото: Свойкировский