Конкурс 650 любимых мест Кирова Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024 Песочница Дом мечты
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

Автор:
8 апреля 2024, в 14:07
Просмотров: 1967

Сельский туризм подаёт большие надежды в туристической отрасли. Ожидается, что в ближайшие три года дополнительный доход фермеров от туруслуг вырастет до 250 млрд рублей и составит 5 % доходов фермерских хозяйств. Действительно, горожане охотно едут на село, чтобы познакомиться с животными, попробовать экологически чистые продукты и отдохнуть от суеты «каменных джунглей». С каждым годом в Кировской области появляется всё больше частных хозяйств, которые активно продвигают свою продукцию на рынках и за пределами региона, завоёвывая сердца и доверие искушённых покупателей.

Чем привлечь жителя «большого города» в село, каковы шансы Кировской области на развитие аграрного туризма и как на руинах колхоза удалось построить успешно развивающееся частное хозяйство, в интервью порталу Свойкировский рассказал основатель «Экофермы Демьяново» Александр Кочкин.

В феврале в Госдуму внесли законопроект о развитии сельского туризма. Какие проблемы в Кировской области нужно решить в связи с этим?

Законопроект прекрасный, я считаю. Развитие туризма по всей России набирает обороты. Это реальный тренд. Проблемы, конечно, есть, и прежде всего – инфраструктурные: дороги, в том числе сельские. Если городские и федеральные трассы ещё более-менее, то сельские совсем уставшие. Но всё потихоньку движется, строится. Мы уже и не говорим о проблеме с кадрами, ведь туризм – это сервис. Я думаю, к хорошему уровню обслуживания мы ещё долго будем идти.

А труднодоступные районы? Что может привлечь городского человека, чтобы ехать так далеко?

Если мы говорим о северо-западе Кировской области… дорог там нет, и у всех вопрос: «А что там делать?» Если там станет интересно, то и будет чем заняться! Я считаю, что сегодня общество и сам человек меняются, люди куда-то ездят, общаются. Стоит даже просто посмотреть, из чего состоит наша область, – она же у нас огроменная и вся интересная!

Когда мы едем в Казань, то понимаем, какая природа и рельеф в Уржумском районе, Малмыже, Вятских Полянах, но не знаем, как выглядит Подосиновский район. А у нас очень красивая природа, которая отличается от других: очень много угоров, рек и леса. Зачем ехать – каждый решит сам. На мой взгляд, должна быть фишка экологического туризма: Подосиновский район – живописный, лесной. Вы знаете про национальный парк «Былина», который будут создавать в том числе на территории Подосиновского района? Это федеральный проект. Считаю, что развитие экотуризма поможет району привлечь туристов, нам нужно за это хвататься и развивать это.

Говоря о туристах, кто и зачем едет в деревню? Откуда едут к вам?

Кировчане ездят редко, главная причина – плохие дороги, от Кирова добраться сложно. В основном к нам приезжают туристы из Великого Устюга, Котласа, Коряжмы – Вологодской и Архангельской областей. Чаще всего люди приезжают в гастротур, пробуют сыр, узнают, как он готовится, как устроено хозяйство, проводят время с животными, катаются на квадроциклах.

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

Что уже сейчас делается в Кировской области для решения этих проблем? Помогают ли власти в этом местным предпринимателям и фермерам?

В прошлом году мы выиграли федеральный грант на агротуризм в размере 10 млн рублей. Но сделать это может только крестьянско-фермерское хозяйство или предприятие, которое занимается сельским хозяйством. Если вы не фермер, то у вас не получится выиграть. Считаю меру достаточно узкой и ограниченной: если я не ошибаюсь, в прошлом году было выделено 700 млн на всю Россию. Вроде кажется, что 10 млн – это много, но когда смотришь на масштабы того, что нужно и что хочется сделать…

Большой запрос идёт на проживание. Туристы спрашивают: где остановиться, где переночевать? И вот тут проблема. Если ремонтировать старый домик, то нужно не менее 2 млн рублей, и если строить новые, глэмпинги, например, то нужны такие же суммы и даже больше.

Насколько я знаю, у вас много планов по развитию Подосиновского района. Поделитесь?

В последнее время я прямо живу мыслями о туризме. Проблема одна: я находил себе единомышленников, но мне зачастую кажется, они не верили, что сыр здесь варить получится, что туристы поедут к нам. Например, наш сыр стал лучшим в России, а когда-то, несколько лет назад, когда я только начинал думать о сыроварении, многие считали, что это невозможно.

Мы меняем эту парадигму: люди действительно хотят к нам приехать, побывать на ферме, посмотреть, как варится сыр. Неверие у тех, кто ничего не хочет делать, сидит и жалуется на жизнь. А мы верим, что будет хорошее будущее и деревня начнёт процветать.

Если развивать туризм, то не местечково, а целый район или весь северо-запад совместно с Лузским районом. Например, на днях буду разговаривать с администрацией Пинюга, чтобы сделать там музей Вятлага. Туда отправляли в ссылку осуждённых. Это была бы первая остановка с чаем на длинном туристическом пути. Вторая остановка – дом-музей маршала Конева в деревне Лодейно Подосиновского района. Далее – Подосиновец: его краеведческий музей и достопримечательности. В этом году посёлку исполняется 400 лет. Всё это будет развиваться, когда будет поток туристов, для этого как раз нужен путеводитель.

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

Один из туров, который мы хотим упаковать, связан с паломническим туризмом. Это посещение храмового комплекса в Лальске, святых мощей Леонида Устьнедумского XVII века в Лузе, храма Преподобного Сергия Радонежского в Демьяново и храма Рождества Богородицы в Подосиновце. Кстати, на севере Кировской области самое большое количество православных святых.

У себя на «Экоферме Демьяново» планируем построить гостевые домики, глэмпинг, где можно будет остановиться и переночевать, отдохнуть у озера, посетить экскурсионную программу, узнать много интересного о жизни сельского фермера. Также будем организовать контактный зоопарк и парк квадроциклов. Весь туризм у нас завязан на сыроварне. Не было бы её – никто бы к нам и не ездил: людям хочется узнать, как варится сыр, и посмотреть на производство «за стеклом». Сейчас-то мы понимаем, что раньше надо было шире мыслить и искать больше денег, но опять же дорогу нам пообещали сделать только в прошлом году. И если это случится, то только к 2030 году. Сейчас у нас есть время для улучшения, а когда построят дорогу, то и поток туристов из города будет.

А сотрудники у вас работают местные или тоже приезжают из других регионов?

У нас работает технолог-сыровар из Тольятти. Как это бывает? Мы находим друг друга в интернете, предлагаем обучить персонал. Но эта женщина уже пятый год к нам приезжает в качестве эксперта, у нас сложились хорошие отношения, ей очень полюбилась экоферма. Сейчас она проводит у нас обучающие курсы по сыроделию. Она открывает сыроварни везде, но хочет жить в Демьяново. В животноводстве в основном это жители села, на сыроварне трудятся специалисты из Демьяново.

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

Сколько человек работает у вас на ферме? Есть ли кадровый дефицит?

Проблема в том, что нет крутых специалистов – все самоучки. Если возьмём сыроделие, то это люди, которые научились, то есть пришли из других профессий. Но трудности больше не в переработке и сыроделии – это всё-таки хорошие, современные, тёплые помещения, трудности – на ферме. С животными уже не многие хотят работать: дискомфорт, тяжесть труда, рано вставать, поздно уходить… В общей сложности в сезон, когда сенокос и кормозаготовка, у нас работает до 25 человек.

В регионе всё чаще открываются частные фермы. В связи с чем?

Прежде всего человек говорит: «Хочу своё, хочу сам». В наших генах есть готовность этим заниматься, у нас всё-таки аграрная страна. Фермами сейчас хотят заниматься и городские жители. Все говорят, что из сёл уезжают, а к нам, в Демьяново, наоборот, приезжают. Приведу отличный пример: у нас в деревне строит дом житель столицы. Когда он узнал о нас, попросил скинуть фото – красиво ли, потом приехал с супругой. Представляете, это первый строящийся дорогой дом спустя очень долгое время. Также мужчина попросил нас помочь ему со своим хозяйством, пообещал привезти своих работников, сказал, что хочет своих баранов, кур. Вот такая тенденция идёт.

Я считаю, что в деревнях жить непросто, дороже, чем в городе. Да, ты сам себя кормишь, но ты либо это сам будешь делать, либо кому-то платишь. В итоге деревни станут для богатых, а города – для бедных, как бы грубо это ни звучало.

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

А деревни сейчас не возрождаются?

У нас в области нет, а в целом по стране – да. Посмотрите на Татарстан – там деревни цветут и пахнут! Красивые дома, красивые заборы… У нас такого нет. Это связано с деградацией инфраструктуры села. Но мы надеемся, что программы по развитию сельских территорий дойдут и до наших вятских глубинок.

Есть ли конкуренция между фермерскими хозяйствами?

Есть, но это у них в головах конкуренция. Я не считаю, что фермеры друг другу конкуренты. Вопрос в том, что фермер – это не совсем подвижный, не гибкий человек. Вместо того, чтобы что-то поменять, он будет терпеть, тянуть с решением, жаловаться на жизнь. Фермеры обязаны создавать кооперативные модели взаимодействия. Это удешевит себестоимость конечного продукта и увеличит количество производимого продукта.

Чем больше станет фермеров, тем осознаннее люди будут выбирать продукты питания, начнёт появляться доверие к фермеру, сменится продовольственная парадигма, что еда только в магазинах «у дома». Человек обязан отдавать себе отчёт в том, чем он питается, как, кем и где это произведено. От этого зависит здоровье нации. Когда будет много фермеров, тогда будет новый рынок и конкуренция, но только во вкусе и качестве.

Почему именно сыроделие набирает такую популярность? Обилие сыра – это ещё и простор для непорядочных производителей.

Когда Крым стал нашим, в 2014 году было введено эмбарго. Против нас были введены санкции, Россия, в свою очередь, ответила контрсанкциями, запретив ввозить в страну зарубежные сыры и другие сельхозпродукты. Соответственно, появилось поле для создания собственного продукта. Никто не верил, что в России можно делать хорошие вкусные сыры.

Фальсификат есть, наверное, только в супермаркетах: контрабанда заезжает, санкционка продаётся. Фермеру нет смысла создавать ненатуральный продукт, удешевляя его себестоимость пальмовым маслом. Фермер не борется за полку в супермаркете.

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

В Кировской области в 2024 году планируют произвести 830 тысяч тонн молока. Насколько реально достичь миллиона?

Это реально. Вопрос в другом: куда это девать? Из Кирова везут молоко в Пермь, Удмуртию, Татарстан… а потом продукция оказывается снова у нас на полках магазинов. Рынок уже перенасыщен. Даже у крупных кировских производителей проблемы со сбытом. В области профицит молока, из-за того что ничего не перерабатывается. Зачем этот миллион? Возможно, я что-то не понимаю.

Зачем в кировские магазины завозят молочную продукцию из других регионов, хотя у нас есть свои производители? Регулируется ли это?

К сожалению, не регулируется. Это бизнес. Когда в наш регион заходили крупные ретейлеры «Магнит» и «Пятёрочка», народ к ним не шёл. Люди покупали в «Глобусе» местные продукты – у нас в регионе, в целом, хорошая «молочка», исключая некоторые моменты, которые меня смущают. Как определить хорошее молоко? У него есть свои сроки, если соблюдается гигиена доения, температурный режим, охлаждение. Неделю оно может стоять. Но почему молоко стоит месяцами и не скисает в тёплом месте?! А когда его ещё попробуешь, оно горькое. Знакомо вам? Так ведь не должно быть. То же самое со сметаной. Все натуральные продукты скоропортящиеся!

Как за последнее время меняется отношение покупателей к фермерской продукции? Учитывая, что она дороже, чем в сетевых магазинах…

У людей вырос интерес к фермерским продуктам! Поешьте фермерский сыр месяц, а потом перейдите на «пластиковый» из сетевых магазинов, сами увидите разницу. «Магазинские» сыры становятся неинтересными, нет в них той яркости вкусов.

Это индустриальное производство: сетевые магазины тоже нужны – кормить большое население с малым доходом. Когда у людей есть деньги, они пойдут выбирать нормальную еду, на сыр за 300 рублей за килограмм уже не посмотришь. Из чего он сделан – остаётся только догадываться.

А вы больше фермер или предприниматель?

Предприниматель – это человек, который больше думает о прибыли, а когда её нет, он закрывает своё дело. Я, наверное, фермер, потому что иду всё время вперёд, чтобы изменить эту парадигму. Мы всё время вкладываемся, но для этого нужны деньги – занимаешь, берёшь кредиты… Есть такое выражение, что фермер становится богатым только один раз – когда продаёт своё фермерское хозяйство. (Смеётся.) Мы постоянно в чём-то нуждаемся, потому что это всё дорого: техника поломалась, транспортёр полетел, котёл сгорел. Каждый день что-нибудь происходит.

«Деревни станут для богатых, а города - для бедных»: фермер Александр Кочкин о развитии сельского туризма в Кировской области

Если бы у нас рядом был молокозавод, я не стал бы открывать сыроварню, а сфокусировался на производстве молока, увеличил поголовье, распахивал больше полей. Сейчас я завишу от сбыта сырого молока.

Но мне как предпринимателю приходится искать новые пути сбыта. Таким образом, за последний год мы открыли в Кирове уже семь отделов «Фермерский Островок» – я смог завести на полку магазинов таких же маленьких фермеров-переработчиков. Также мы развиваем доставку фермерских наборов до квартиры покупателя. Это действительно удобно, покупателю не нужно искать фермеров по области, мы всё привезём вам!

Насколько мне известно, вы готовились к запуску цеха для производства тары – ПЭТ-бутылок. Удалось ли реализовать этот проект?

Да, мы сами производим ПЭТ-бутылку с честным объёмом 1 литр под молоко и 0,33 литра – под кефир, йогурты и топлёное молоко. Кстати говоря, посетителям нашего хозяйства очень нравится наблюдать за процессом создания такой тары: как из маленькой преформы появляется полноценная бутылка с логотипом нашей экофермы. Особенно мне нравится, когда к нам приезжают целые классы школьников и узнают о новых профессиях, о которых никогда и не слышали до этого.

Фото: паблик «Экоферма ДемьяНово» во «ВКонтакте»

Все соцсети
Комментарии
4
 
Комментарии (4)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 апреля 2024, в 23:31
Так Сан Саныч, сам говоришь, молоко некуда девать и сам хотел бы его и делать. Где логика? А вот насчёт деревня для богатых, да. Власти это и делают. Чтоб жить в деревне, надо много вложений, а денег у людей нет
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 апреля 2024, в 10:31
Очень дорогая продукция.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 апреля 2024, в 20:57
А нету уже деревень, нету. Остатки сел разваливают, какие уж тут деревни. Жить богачам только в коттеджных поселках.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 10 апреля 2024, в 02:57
Да, скоро все развалит режим
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!