Конкурс 650 любимых мест Кирова Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024 Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

«Вятский лапоть»: как умирают региональные фестивали

Автор:
14 июля 2017, в 09:52
Просмотров: 8189

Рассказываем, откуда взялся «Вятский лапоть», как местные делили бренд и почему дела у фестиваля с каждым годом идут всё хуже.

О чем говорится в статье:
  • Рождение бренда и успех первых фестивалей
  • Отлучение отца-основателя от праздника и делёжка бренда
  • Как обстоят дела сейчас?

15 и 16 июля в Кировской области состоится фестиваль народных промыслов «Вятский лапоть». Мероприятия традиционно пройдут в посёлке Кильмезь, на юго-востоке региона (расстояние от Кирова - 250 километров). Организаторы фестиваля обещают насыщенную программу и множество гостей при весьма скромном бюджете - примерно в 200 тысяч рублей.

Несмотря на все «танцы с бубнами», фестиваль «Вятский лапоть», по мнению местных жителей, уже которой год теряет популярность. Гостей приезжает меньше, да и ремесленников для участия в ярмарке становится всё сложнее привлекать. О непростой ситуации с мастерами говорила и Ольга Чаузова, исполняющая обязанности министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей. В этом материале мы вспомним, откуда взялся «Вятский лапоть» и как делили этот бренд, а также расскажем, что не так с нынешним фестивалем.

Рождение бренда и успех первых фестивалей

«Вятский лапоть»: как умирают региональные фестивали

Фестиваль «Вятский лапоть» впервые прошёл в Кильмези летом 2009 года. Это было грандиозное для местных жителей событие, потому что ничего подобного ранее в юго-восточном регионе не проводилось. Бренд «Вятский лапоть» придумал президент благотворительного фонда «Народный дом» Магсум Габдулхаков. Как он сам объяснил, ещё в 19 веке здешние края снабжали Россию качественной обувью из лыка. Местные умельцы до сих пор плетут лапти и корзины, после чего продают их, участвуют в различных выставках. Фестиваль «Вятский лапоть» задумывался Магсумом Габдулхаковым как ещё один способ найти каналы сбыта, обзавестись постоянными заказчиками. Часть прибыли от проведения праздника и часть грантов использовалась для обучения всех желающих, а также инвалидов и тех, кто нуждается в заработке.

Первые несколько лет проведения популярность фестиваля быстро росла. На ярмарке были представлены самые разные изделия - от текстиля до гончарного производства. Пожалуй, не было ни одного гостя, который не унёс бы с фестиваля что-то для души или для дома: копееченое мыло ручной работы, аккуратную корзинку или большую реалистичную куклу, стоящую немыслимых для сельских жителей денег.

«Вятский лапоть»: как умирают региональные фестивали

Организаторы отмечали, что ремесленники с большим желанием подают заявки на участие в ярмарке. Их всячески поддерживали. Например, в 2012 году, после внушительного субсидирования, на пологом берегу реки Кильмезь был разбит большой палаточный лагерь со всеми возможными в этой локации удобствами. В центре поселка гости могли подключиться к бесплатному Wi-Fi, и даже камера хранения работала.

Отлучение отца-основателя от праздника и делёжка бренда

«Вятский лапоть»: как умирают региональные фестивали

После успешного 2012 года, когда «Вятский лапоть» получил субсидию в 690 тысяч рублей от тогда ещё губернатора Никиты Белых, между организатором фестиваля Магсумом Габдулхаковым и администрацией района возникло недопонимание. Каждая из сторон тянула одеяло на себя: Магсум сетовал, что администрация пришла «на всё готовенькое», а фонд «Народный дом» даже банального «спасибо» не услышал. Кроме того, основателям не удалось в 2012 году выиграть тендер на проведение мероприятия. Администрация района записала Магсума и его людей в субподрядчики, но при этом не допустила их к формированию программы и сценария праздника. Магсуму это не понравилось. А до точки кипения дошёл, когда в районном «белом доме» ему предложили подписать соглашение на использование чиновниками товарного знака.

По теме
0
В марте 2015 года в интернете появилось объявление о продаже товарного знака «Вятский лапоть». Опубликовал его Магсум Габдулхаков. Он объяснил свои действия следующим образом:

- Мы продаем бренд, потому что очень многие административные структуры пользуются им в своих целях. А мы, в свою очередь, не получаем должного развития, финансирования на укрепление материальной базы, на обучение мастеров и прочее. Мы делаем мероприятие, а Фонд поддержки предпринимательства подводит к нему свою ярмарку. Администрации этот бренд нужен только для шоу, вся купленная нами в своё время материальная база «осела» в административных структурах. На нас давят пожарные, нужно проводить ремонт здания, поездки организовывать, обучение – денег нет.

Пошли слухи, что «Вятский лапоть» может «переехать» в Киров. Однако Павел Ануфриев, который тогда был замминистра предпринимательства, торговли и внешних связей, развеял этот миф, пообещав, что в любом случае концепция фестиваля и место проведения не изменятся.

Магсум Габдулхаков вскоре убрал объявление о продаже, сказав, что всё это было грамотно продуманное промо.

Как обстоят дела сейчас?

«Вятский лапоть»: как умирают региональные фестивали

«Вятский лапоть» 2016 года прошёл сравнительно скучно и скомкано. Вновь говорили, что фестиваль проводится в последний раз. Однако прогнозы не сбылись. В этом году, по словам Ольги Чаузовой, из областного бюджета удалось выделить 100 тысяч рублей на проведение фестиваля. Ещё немного добавили из бюджета Кильмезкого района, ну и помогли местные предприниматели. С горем пополам набралось порядка 200 тысяч. Для сравнения, в 2012 году на проведение праздника только область выделила 300 тысяч рублей. Из-за урезания бюджетирования пришлось отказаться от всех зрелищных развлечений. Не будет файер-шоу, салютов и прочих радующих глаз вещей, что привыкли видеть кильмезяне. В принципе, можно было бы выехать на энтузиазме и креативе. Но нет, пункты в программе всё те же – ярмарка, концерт да футбольный матч в лаптях, в рамках которого депутаты Заксобрания сыграют с депутатами Кильмезской районной думы.

Остро в этом году стоит вопрос транспорта. Этой зимой администрация Кильмезского района отменила автобусное сообщение между посёлком и Кировом. Напомним, между точками К и К – 250 километров. Не каждый кировчанин решится ехать за рулём на праздник. После почти 4-х часовой дороги вряд ли захочется веселиться. Конечно, в Кильмезь ездят такси: 700 рублей с человека. Но цены могут взлететь, и машин местных извозчиков может не хватить.

Напомним, фестиваль «Вятский лапоть» должен решать две задачи: развитие внутреннего туризма и сбыт ремесленных товаров. С учётом всего вышеперечисленного, справиться с каждой из них организаторам в этом году будет трудно.

Фото Никиты Кашина


Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!