Журналист портала Свойкировский отправился в рейс на грузовике по контейнерным площадкам областного центра, чтобы посмотреть на работу коммунальщиков изнутри. Изменилось ли что-то с 1 января, что раздражает тех, кто вывозит мусор, и почему они не верят в возможность сортировки отходов читайте в нашем материале «по ту сторону мусорной реформы».
- 240 подходов по 300 килограмм
- Коммунальщикам вход воспрещён
- На мусорном фронте без перемен
240 подходов по 300 килограмм
База «КДУ-3» - подрядчика регионального оператора - находится на ул. Слобода Большое Скопино, это чуть дальше района ОЦМ. Мы приезжаем туда к 6:30, некоторые рабочие совсем недавно вернулись с ночной смены, только что прибывшие готовятся к дневной.
Через проходную один за другим следуют мужчины 30 - 50 лет, перекидываются парой слов с охранником, хвалят погоду. Сейчас на улице -22, для рабочих это отнюдь не экстрим. Даже наоборот, в мороз работать проще, потому что контейнеры на колёсах легче катать. В оттепель они проваливаются в рыхлый снег.
В распоряжении «КДУ-3» несколько десятков единиц техники, в каждой бригаде по двое человек. Один за рулём мусоровоза, второй - грузчик - опустошает контейнеры (водитель ему помогает). С одной такой бригадой - 35-летним Александром и 36-летним Алексеем - мы отправляемся в рейс. Мужчины уже прошли обязательный медицинский осмотр в 6 утра - с этого времени начинается их рабочая смена. Около 7:00 они бодро запрыгивают в «Сканию» и отправляются по маршруту. В салоне для настроения играет музыка: слушаем всё подряд - от шансона до русской попсы.
За каждой машиной закреплена определённая территория. Наша бригада работает в Юго-Западном районе. Мы проедем дома по улицам Риммы Юровской, Солнечной, Производственной и проспекту Строителей.
Путевой лист
В целом [в микрорайонах] везде всё одинаково, - объясняет Алексей. - Но бывает специфика. Допустим, на Филейке на контейнерных площадках постоянно идёт переполнение, там прибираться надо. В частном секторе - дороги непролазные. У нас вот контейнеры надо катать от подъездов, потому что дворы узкие, всё заставлено машинами.
Припаркованные у контейнерной площадки машины не дают подъехать мусоровозу
За одну смену каждая бригада выполняет два рейса - до полигона и обратно. Смена длится в среднем по 12 часов (включая обед и поездку на полигон), иногда больше, всё зависит от условий - идёт ли снегопад, где и как убран снег и много ли мусора разбросали жители.
- Зато очень удобный график - 2 на 2, - делится Алексей. - Летом можно ещё где-то подрабатывать в другой организации. Да и нам летом с отходами работать проще. Можно за восемь часов управиться. Но там другие проблемы: бывает, бак загружаешь, дак мы из-за запаха в стороны разбегаемся. Но ко всему ведь привыкаешь.
- В Костино [на свалку] я когда первый раз приехал, я потом долго отходил, - смеясь, вспоминает Александр о первых днях на работе. - Вот это только дико было, а так быстро осваиваешься.
Александр работает в отрасли уже 10 лет. Устроился сразу после армии, затем, проработав 6 лет, сделал перерыв, чтобы попробовать себя в чём-то ещё, но в итоге вернулся. Алексей - бывший строитель - устроился в «КДУ-3» два года назад. Людей рабочей профессии в них можно узнать даже без спецовки - выдаёт крепкое телосложение. Один только оцинкованный контейнер без мусора весит по 98 килограмм, а если в пластиковые сложен строительный мусор, то их вес достигает 300 - 400 килограмм. Каждый день парни отгружают до 400 контейнеров в смену.
Подъезд к контейнерной площадке заблокирован припаркованными машинами. Приходится катить заполненный контейнер к мусоровозу
- Это с виду у нас лёгкая работа, - говорит Алексей. - А вот бачки «ноль седьмые» (контейнеры объёмом 0,77 кубометров. - прим. ред.) по снегу не ездят, в оттепель вообще тащить невозможно. Если двор нечищенный, мы его на крючках, как на лыжах, тащим. Бывает, кирпич туда наложат, битый бетон, другие строительные отходы… Мне друзья говорят: «Пошли с нами в зал тяжёлой атлетикой заниматься». Я говорю: «Спасибо, я уже позанимался».
В отличие от водителей, текучка среди грузчиков (официально их называют рабочими по благоустройству) довольно большая. Многие не выдерживают физических нагрузок и уходят. Хотя травмы, по их словам, на работе случаются нечасто, а если и бывают, то лёгкие: кто-то где-то поскользнётся или получит ушиб, выпрыгивая из мусоровоза. Основная нагрузка приходится на спину, так что работа эта для молодых и выносливых. Правда, есть в отрасли и ветераны.
- У меня есть сменщик, который 25 лет уже работает, - говорит Александр. - Лет 50 ему уже точно есть. Ничего, нормально у него всё.
Коммунальщикам вход воспрещён
Все стоянки коммунальщики объезжают по специальному дневному маршрутному листу: в них указаны адреса домов, объёмы вывоза отходов, радиус уборки стоянки (если уборка предусмотрена). В арсенале каждой бригады - пластиковые лопаты, совковая, метла и ледоруб, чтобы отдалбливать лёд у стоянок и убирать снежный вал, который остаётся после того, как по улице прошёлся трактор. Весной к этому набору добавляют грабли.
Приехав на стоянку, бригада работает практически на автомате. Весь процесс организован так: Александр останавливает мусоровоз возле контейнера, включает установку, вместе с Алексеем они выходят из салона, очищают от снега стоянку, подкатывают контейнер к мусоровозу, специальные захваты у загрузочной рамки цепляют бак и отправляют мусор в приёмную ванну мусоровоза (так называется часть кузова в мусоровозе). Всё это фиксирует видеокамера, видео выводится на монитор в салоне. Также рабочие фотографируют контейнеры до момента уборки и после.
Мусор из приёмной ванны с помощью несущей прессующей плиты подаётся в бункер мусоровоза, там он прессуется за счёт ещё одной плиты - выталкивающего щита. Благодаря этому мусор не рассыпается по кузову. Контейнер возвращается обратно на стоянку, остатки мусора коммунальщики подбирают и выкидывают туда же, в мусоровоз, затем запрыгивают в машину и отправляются дальше - и так весь день. Работать нужно быстро, чтобы всё успеть. Через несколько таких подходов в салон поднимаются, тяжело дыша.
Вот ты замёрзла, а я вспотел, - отшучивается Алексей. - Зимой при нулевой температуре мы вообще работаем в летней спецовке, иначе жарко.
Работу нашей бригаде чуть упрощает специфика жилфонда в Юго-Западе - во многих домах 70-х годов постройки есть мусоропроводы. Сотрудники управляющих компаний каждое утро выкатывают заполненные контейнеры на тротуар. При благоприятном стечении обстоятельств один семиподъездный дом можно обслужить минут за 15-25. Но это если сильно повезёт. Во всех дворах, которые мы объехали за первый рейс, наблюдается одна и та же проблема: припаркованные машины не просто мешают подъехать к контейнерам, но и в принципе не дают «Скании» развернуться на узких проездах. В некоторых местах грузовик и легковушку отделяют друг от друга всего пара-тройка сантиметров.
Алексей помогает Александру сдать назад, чтобы задним ходом проехать к детскому саду и забрать мусор. Развернуться мешает припаркованный на тротуаре автомобиль рядом с контейнером
Бывают конфликтные ситуации вплоть до ругани, - говорит Александр. - Вот дом на 13 подъездов, проедешь 7. Спускается какой-нибудь мудила, говорит, отъезжайте. Я отшучиваюсь: «Ага, сейчас я в «САХ» позвоню, они вертолёт пригонят, пока лопасти приделаем, взлетим.. Ты подожди маленько, буквально часа два». Или вот тут было на одной стоянке. Студент встал, говорит, давай отъезжай, а там сугроб. Я говорю: тебя-то два человека выдернут, а если я сунусь - я ведь забуксую. И вот стояли минут 10 друг на друга смотрели. Ну, он в итоге психанул.
А бывают ещё просто курьёзы. Женщина попадётся на легковой машине. Я говорю: «Отъедь назад». А она: «Я не могу, у меня машина переднеприводная», - смеётся Алексей.
Отдельная история - неубранный снег на площадках. Контейнер приходится буквально откапывать.
А площадка ещё и заставлена машинами так, что мусоровозу не проехать, нужно волочить заполненный бак по снегу. Крыши площадок, огороженных профнастилом, управляющие компании чистят не везде. Крыша под тяжестью снега может обрушиться прямо на головы рабочим.
Зато сегодня нам везёт в плане чистоты - на большинстве стоянок мусор не был раскидан вокруг контейнеров. Лишь на ул. Риммы Юровской, 1 пришлось загребать мусор, который из бака разлетелся по всей улице. Как отмечают рабочие, далеко не всегда это происходит из-за переполнения: мусорят сами люди.
Ул. Риммы Юровской, 1. Из-за оставленного на земле пакета мусор разнесло ветром по всей придомовой территории
Бывает, прямо при тебе, вот только ты контейнер погрузил, идёт и прямо на площадку пакет бросает, - рассказывает Алексей. - Я говорю: «Ты у себя дома также мусоришь?» Как-то шла мимо пара на Егоровской, мужик с расстояния пакет кидает, он бах - и рвётся. Я высказал ему. У него жена аж покраснела, начала всё прибирать. Или вот сборщики макулатуры… Они эти пакеты рвут, смотрят, что внутри. А потом сыпят содержимое прямо на землю. Потом это всё растаскивают собаки, птицы…. Я на этой работе первый раз увидел, чтобы ворона несла банку из-под селёдки больше её самой размером.
Да прямо из машины кидают. Не попал - и хрен с ним, - дополняет Александр.
Женщина пришла забрать картон
Мужчины считают, что из-за отсутствия культуры обращения с отходами сортировка в Кирове приживётся нескоро. Они вспоминают, что, когда стояли контейнеры для раздельного сбора, в них всё равно кидали все виды отходов. Был даже случай, когда в такой бак кто-то погрузил спальное кресло, больше его самого размером. Пришлось везти контейнер на базу.
К нам приезжал работник из Москвы, он там работал вахтой, хотел переехать в Киров Там за каждой стоянкой закреплён человек из управляющей компании, который сам сортирует мусор. Мы, говорит, приезжаем, просто мусор грузим, стоянки мы не прибираем. У нас он неделю проработал. Нет, говорит, я лучше в Москву обратно, - делится Алексей.
На мусорном фронте без перемен
С началом мусорной реформы в работе коммунальщиков пока почти ничего не изменилось, увеличился лишь объём работ из-за частного сектора, где люди начали заключать договоры на вывоз отходов. Как и раньше, водитель с грузчиком объезжают по несколько домов, забирают мусор и отвозят на полигон. Разве что сам полигон теперь находится в другом месте. С начала года отходы из Кирова начали вывозить в деревню Осинцы в Слободском районе, а раньше возили в Костино, что логистически было гораздо удобнее. Если до Костино бригада с Юго-Запада доезжала за час туда и обратно, то теперь на дорогу до полигона уходит два с лишним часа. Но, признают ребята, для основной части города альтернатив всё равно нет, ведь костинский полигон давно переполнен.
Про митинги знаем. Но сейчас ездим туда, дороги-то нам никто не перекрывает, - говорят Алексей и Александр. - Активисты что-то там фотографируют из-за забора. Как к этому относимся? Работа есть работа, у нас - своя, у них - своя. Всё равно надо куда-то вывозить. Ну, не Осинцы были бы, было бы другое место.
Жители Осинцев относятся к коммунальщикам настороженно. К рабочим могут подойти и запросто высказать им претензии, которые, по логике, нужно предъявлять совсем другим людям. Но что делать, выслушивают. В Кирове, когда вывозят мусор во дворах, к ним тоже иногда подходят.
Нам жители высказывают: вот, мусор у нас дороже стал. Дак мы ведь точно так же платим коммуналку, - возмущаются рабочие.
Как и многие кировчане, Александр и Алексей тоже недоумевают, почему в Кирове плата за мусор взимается с квадратного метра. Но хоть зарплаты коммунальщиков небольшие, относятся к повышению платы как будто спокойнее. Вообще, из-за специфики работы у них сложилось особое отношение к мусорной теме.
Бывает, приходишь на стоянку в выходной день выкинуть свой мусор, там стоят внизу чужие пакеты с мусором, а бак пустой, - говорит Алексей. - Свой выкинешь, эти тоже подберёшь, чтобы коллеге потом лишний раз не наклоняться.
А что касается строительного мусора, то.. что делать, иногда выбрасывать приходится, но тогда по разным контейнерам его раскладываешь, что бы один какой-то не перегружать.
и из кожи вон лезет дабы любыми способами достичь своей цели - нужные статьи нужный пиар правильное освещение темы вопроса ....все так просто создать иллюзию и пипл схавает .. а вот не факт
Удивляет их алчность и абсолютная уверенность, что с людьми можно делать все, что вздумается. Нормальному человеку позволено только с отвращением наблюдать и мучаться. Поэтому безотлагательно надо с ними что-то делать.
Сергей Ситников
распорядился
создать комиссию для перечета норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Причиной такого решения глава региона назвал поступающие на его имя обращения граждан.
Сергей Ситников зачитал письмо совета ветеранов Поназыревского района, в котором говорится, что жители сельской местности большую часть мусора сжигают в печах и зарывают в компостных ямах.
— Я абсолютно разделяю претензии земляков. Явно, что установленные нормативы накопления ТБО не соответствуют реальной ситуации, — сказал Сергей Ситников.
В состав межведомственной комиссии по пересмотру нормативов накопления отходов войдут представители трех департаментов и депутаты областной думы. Возглавит работу заместитель губернатора — директор департамента строительства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства
Андрей Дмитриев
.О несоответствии установленных нормативов накопления ТКО реальному количеству образующегося мусора
говорили
3 февраля участники собрания по мусорной реформе. Так, депутат думы Волгореченска
Ольга Панова
сообщила, что в их городе в 2009 году действовал норматив накопления ТКО в размере 0,09 м³ на человека в месяц, а сегодня действует вдвое больший норматив. Участники собрания предлагали вообще перейти от начисления платы по нормативу к расчетам по фактическому количеству (массе или объему) вывоза ТКО. В итоговое решение собрания было включено требование о пересмотре нормативов накопления отходов для сельского населения и жителей частного сектора в городах.
Актуальные нормативы накопления ТКО на территории Костромской области
утверждены
31 марта 2018 года постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Для городских поселений и городских округов норматив составляет: для многоквартирных домов — 2,18 м³, или 282,24 кг на человека в год; для индивидуальных жилых домов — 2,88 м³, или 382,51 кг на человека в год. Для поселков городского типа и сельских поселений: для многоквартирных домов — 1,97 м³, или 245,53 кг на человека в год; для индивидуальных жилых домов — 2,63 м³, или 301,07 кг на человека в год.
Если норматив накопления ТКО для жителей будет пересмотрен в сторону уменьшения, это приведет к снижению размера платы граждан за мусор, которая рассчитывается как произведение тарифа и норматива. Плата может уменьшиться и за счет отмены инвестиционной надбавки к тарифу на обезвреживание мусора. О незаконности установления инвестнадбавки 28 января
написал
в своем блоге бывший замгубернатора
Владимир Андрейченко
. Ранее этот вопрос
обсуждали
депутаты думы Костромы.13 декабря 2018 года ООО «ЭкоТехноМенеджмент» — региональный оператор по зоне деятельности №1, включающей Кострому, — подал в Костромской областной суд
иск
об оспаривании постановления департамента цен и тарифов, установившего для него тариф. Рассмотрение дела назначено на 8 февраля.
составила около 1,5 трлн рублей (одна десятая федерального бюджета). С новыми
ценами долги наверняка будут расти.