С 1 февраля в Кирове планируют повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 26 рублей. Общественники выступают против увеличения тарифа: они уверены, что затраты перевозчиков должны компенсироваться не за счёт пассажиров, а за счёт бюджета. Вопрос обсудили 20 января на заседании региональной группы общественного контроля за тарифами в Кировской области.
О чем говорится в статье:
- Зачем поднимать тариф
- Перевозчики потеряют пассажиров
Зачем поднимать тариф
Генеральный директор «Автотранспортного предприятия» Сергей Волков рассказал, какие затраты заложены в нынешний тариф. По его словам, на сегодняшний день расходы на топливо составляют 30% от тарифа, зарплата – 47%, страховые взносы – 15%, запчасти – 7%, транзакции – 2%. В итоге эти расходы составляют 101% от тарифа без прочих затрат. В 2017 году, когда проезд был повышен до 22 рублей, эти расходы были равны 85%.
Сергей Волков заметил, что зарплата у водителей автобусов - 35 тысяч рублей, у водителей троллейбусов - 29 тысяч за такой «неблагодарный и тяжёлый труд». Из-за низкой платы водителей на предприятии не хватает.
- Если одобрите поднятие тарифа, то мы запланировали поднятие зарплаты на 11%, то есть для водителей автобусов - порядка 3 800 рублей, кондуктора – 2 900 рублей, - подчеркнул Волков.
Директор «АТП» добавил, что с каждым годом пассажиропоток падает: по автобусным перевозкам за 2017-2019 годы - на 2%, по троллейбусным – на 5%. По словам Волкова, тариф по себестоимости без приобретения новой техники составляет 26 рублей.
Общественник Константин Ситчихин поинтересовался, как «АТП» закупило троллейбусы, если в тарифе заложена только себестоимость - получается, что предприятие работает в убыток. Волков пояснил, что эти расходы покрывают за счёт непрофильной деятельности (к примеру, это сдача помещений в аренду и ремонт техники). По его словам, субсидий от города нет, бюджет компенсирует только недополученные доходы по льготным категориям.
Руководитель «КПАТ» Денис Пырлог пояснил, что, по расчётам предприятия, себестоимость перевозок по пригородным направлениям в 2020 году составляет 4,34 рубля за пассажирокилометр, с учётом рентабельности - 4,76 рубля. Пырлог подчеркнул, что за три года выросла стоимость дизельного топлива, но на предприятии это не так сильно сказалось, так как часть автобусов работает на газе.
При этом Денис Пырлог считает, что маршруты по направлениям Московского и Победиловского трактов должны быть пригородными. Из-за установленного не так давно единого тарифа в 22 рубля «КПАТ» насчитал примерный убыток в 60 млн рублей. По мнению Пырлога, кировчане могут ездить по городскому тарифу и в пригород, но тогда администрация должна покрывать расходы перевозчика.
Руководитель РСТ Максим Михайлов отметил, что служба проанализировала все затраты в соответствии с утверждённой методикой и по возможности сократила тариф. В частности, минимизирована прибыль, а из расчёта исключены лизинговые платежи, которые, по мнению РСТ, будут погашены за счёт амортизации. В итоге служба предлагает установить стоимость проезда на уровне 26 рублей, по пригородным маршрутам - 4 рубля за пассажирокилометр.
Перевозчики потеряют пассажиров
Общественник Александр Шишанов уверен, что с увеличением тарифа резко сократится пассажиропоток:
- Если мы пойдём путем повышения тарифа только за счёт платы пассажиров, мы просто убьём перевозки и всё, это совершенно не решает вопрос. Улучшение самой услуги не предвидится. Если надо уровень сохранить, пускай бюджет напрягается. Если пассажир заплатил за повышенную услугу, то он хочет получить комфорт. А у нас даже после 10 часов вечера невозможно уехать на общественном транспорте.
Поэтому Шишанов уверен, что перевозчикам необходимо обращаться к власти с просьбой предоставить субсидии. Константин Ситчихин заметил, что если Городская дума отказывается субсидировать перевозки, то и пассажиры не должны этого делать.
- Мы сидим и ждём, что нам кто-то деньги принесёт, - отметил член региональной группы Владимир Жуйков. - Надо просить деньги, программы прорабатывать и отправлять везде, куда только можно, вплоть до президентского совета. А областное правительство нужно завалить своими предложения по улучшению.
Александр Шишанов считает, что экономических предпосылок для поднятия тарифа до 26 рублей со стороны пассажира просто нет.
- Если мы «убьём» того пассажира, который ещё ездит, то сами по себе мы не сможем существовать, тогда на этот рынок придут другие. Поэтому мы сейчас вам говорим, что оснований нет, но обсуждать эту тему надо. В этом должен участвовать и областной, и городской бюджеты. Все рассуждения депутатов о том, что денег нет, это от лукавого. 300 млн рублей однозначно в бюджете области и города есть, - уверен он.
Денис Пырлог пояснил общественникам, что перевозчики не раз обращались и в администрацию Кирова, и в правительство области с просьбой вернуться к субсидированию, но безрезультатно. По его мнению, компенсировать расходы должен федеральный бюджет, так как перевозки - это социально значимая услуга.
Общественник Валерий Семенищев предложил перевозчикам решать проблему кардинально – просто однажды не выйти на маршруты. Руководитель группы Евгений Сметанин призвал не провоцировать перевозчиков на незаконные действия. Представители перевозчиков, в свою очередь, стали выкрикивать, что проблем не было бы, если бы тарифы росли каждый год.
Максим Михайлов добавил, что в случае падения пассажиропотока перевозчики смогут возить и по более дешёвому тарифу и самостоятельно регулировать свою прибыль, 26 рублей – это максимальная цена проезда.
Присутствовавший на заседании начальник отдела транспорта Кирова Александр Зимних не стал принимать участия в дискуссии и не сказал ни слова. Впрочем, общественники к нему даже не обращались.
В итоге общественники решили обратиться к руководству области и города с просьбой рассмотреть субсидирование перевозок. Также они попросили отсрочить повышение тарифов до июля.
хотя удивляться не чему
Я финансово не готова для повышения цен , опять придется ходить пешком мне и моим детям !