Иллюстрации эффективности экологического менеджмента на уровне малых рек г. Кирова
В середине мая текущего года я подал жалобу на нарушение моих прав на благоприятную окружающую среду в Министерство охраны окружающей среды Кировской области. Я не могу спокойно смотреть на то, как река загрязняется из неисправных канализационных коллекторов, как ее берега заталкиваются строительным мусором.
Вот она:
«Прошу Вас провести проверку по фактам нарушения моего права на благоприятную окружающую среду и загрязнения окружающей среды.
Прошу проверить факт загрязнения сточными водами р. Люльченки из неисправного канализационного коллектора в районе ул. Производственная с примерными координатами 58.591259, 49.614767
Прошу проверить факт загрязнения сточными водами р. Люльченки и территории вблизи ТЦ Спартак из неисправного канализационного коллектора в районе здания по ул. Воровского 104Б, между северной частью площадки ТЦ Спартак и железной дорогой с примерными координатами 58.596992, 49.629375
Прошу проверить факт загрязнения отходами водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р. Люльченка в районе Транспортного проезда 38 и 26А с примерными координатами 58.612086, 49.641680.»
Как Вы видите в обращении указаны координаты мест нарушений и не найти эти места представляется довольно сложным. Но! Прошло три месяца и я получил три ответа.
Первый ответ пришел спустя месяц и в нем меня уведомили о том, что нужен еще месяц чтобы во всем разобраться.
Во втором письме (спустя 2 месяца работы) сообщали, что по результатам осмотра и анализа проб превышений не обнаружено и оснований для принятия мер нет. В тоже время подтвердились доводы о несанкционированном размещении отходов…. Материалы направлены в территориальное управление администрации г. Кирова по Октябрьскому району.
Я не поверил таким оптимистичным результатам трех месячной работы и сам еще раз везде побывал и вот, что я увидел.
Все тот же дырявый коллектор канализации. Отчетливо видно, что при пиках водопотребления неочищенные стоки сбрасываются в реку.
Все те же незакрытые люки на сломанных колодцах канализационной магистрали города. Явно видные следы сброса сточных вод появляющихся при пиках водопотребления.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
1. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как видно из приведенных примеров, экологические штрафы очень развиты и при умелом их использовании результат должен бы быть. Выбор для собственника аварийных коллекторов сточных вод – срочный ремонт и замена или срочный ремонт и замена со штрафом в 1 млн. руб. очевиден. Точно такой же выбор для юридического лица, сталкивающего снег и отходы в реку между тем чтобы вывозить мусор и вывозить мусор и платить штраф в 250 тыс. должен бы позволить все решить быстро и эффективно.
Но после 3-х месяцев совместной и слаженной работы государственных служащих госоргана и муниципальных служащих органа местного самоуправления коллектора все также текут, мусор все также сваливается, но отчеты об успешной работе жалобщику поданы. Имеет ли место в данном случае простое не желание что-то изменить, коррупция или, что-то другое я рассуждать не берусь, но, на мой взгляд, это довольно объективная иллюстрация эффективности действующей команды от экологии.