Один из лучших советских мультфильмов! О работе над фильмом и его создателях.
Знаменитый мультфильм «Бременские музыканты» вышел на экраны в 1969 г. и
с тех пор стал любимым для нескольких поколений телезрителей. Для
1960-х гг. это была настоящая
революция – история о четырех необычных музыкантах, похожих на хиппи,
была достаточно смелой. Мульт-мюзикл называли «глотком свободы» для
взрослых и просто хорошей сказкой для детей. История его создания была
не менее интересна, чем сам мультфильм.
А
началось все с замысла кинорежиссера Инессы Ковалевской, которая решила
создать мультипликационный музыкальный фильм для детей. Она мечтала о
том, чтобы зритель «пел мультфильм». За основу выбрали сказку братьев
Гримм"Бременские музыканты",
которая сначала показалась авторам не самой лучшей в сборнике, к тому
же недостаточно динамичной. «Когда я прочитала сценарий о четырех
зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а
затем поселяются в их домике, я пришла в ужас. Зато такой бред еще не
экранизировали, да и мультфильм предполагалось сделать необычный – в
форме мюзикла. И я решила – берусь! Только капельку переделаю», –
вспоминает Ковалевская.
Поэт
Юрий Энтин, автор текстов всех песен мультфильма, обратился за помощью к
артисту и писателю Василию Ливанову. Он показал ему первую песню,
написанную после прочтения сказки, – «Разбойники» – и объяснил замысел.
Ливанов одобрил песню и присоединился к работе над мультфильмом. В
компанию бродячих музыкантов решили добавить Трубадура, а по предложению
композитора Геннадия Гладкова ввели еще и любовную линию. Так в сказке
появилась Принцесса, а за ней и Король.
Из мультфильма *Бременские музыканты*, 1969
Чтобы
записать музыку к мультфильму, договорились со студией граммзаписи
«Мелодия» и пригласили квартет «Аккорд». В назначенное время ансамбль не
приехал, пришлось срочно подыскивать замену. Олегу Анофриеву, который
должен был спеть только партию Трубадура, пришлось исполнять и другие
партии на разные голоса. Он смог спеть даже за Атаманшу!
Олег Анофриев и Эльмира Жерздева, исполнившие песни в мультфильме
Внешний
облик героев создал художник Макс Жеребчевский. Первый вариант
забраковали, так как герои не соответствовали рок-н-ролльной музыке.
Типаж Трубадура после долгих споров нашли в иностранном журнале с
портретами авангардных музыкантов. Платье для принцессы также
присмотрели в заграничном журнале мод.
М. Жеребчевский и И. Ковалевская
Первый вариант внешнего облика Трубадура и Принцессы…
… и утвержденный вариант эскизов
Дольше
всего не могли определиться с внешним обликом разбойников. Но тут в
студии появился календарь с популярными комиками Никулиным, Вицыным и Моргуновым. Спорный вопрос был решен!
Кадр из мультфильма *Бременские музыканты*, 1969
Юрий
Энтин вспоминает: «На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили
хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы. А еще мы были
очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое. Но
самое главное – наше сочинение абсолютно не было похоже ни на что,
существовавшее тогда, в конце 60-х годов. Наши Бременские были настоящим
открытием, прорывом к свободе. Тогда уже были известны и Beatles, и у
нас в Бременских тоже была четверка музыкантов. Наши Бременские полюбились даже тогдашним стилягам, не признававшим ни одного сочинения «совка»».
Мультфильм
прошел цензуру, но позже проблемы все-таки начались. Некоторые
кинокритики называли мультфильм «испорченной сказкой», другие
утверждали, что «Бременские музыканты» пагубно влияют на молодежь,
творческий коллектив обвинили в пропаганде тлетворной Западной культуры.
В результате мультфильм не удостоился ни одной награды.
Одновременно
с выходом мультфильма была выпущена пластинка, которая разошлась
миллионными тиражами. Олега Анофриева пригласили выступить в Кремлевском
дворце съездов, а он, указывая рукой на правительственные трибуны,
пропел: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!».
После этого Анофриев долгое время нигде не записывался и не выступал...
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/050416/29051/