Компания «Т Плюс» за три года с начала действия концессионного соглашения обновила в Кирове и Кирово-Чепецке по программе реконструкций 138 км трубопроводов. Вложения в тепловую инфраструктуру, включая строительство котельных и ЦТП, составили 3,3 млрд рублей. В разгар очередной кампании по реконструкции теплосетей энергетики ответили на девять самых часто задаваемых вопросов кировчан.
Можно ли отремонтировать все трубы в городе и больше к ним не возвращаться?
Теоретически можно. Но могут возникнуть проблемы: так как трубы лежат под землёй, поменять их все – значит остановить весь город на всё лето. То же самое и с горячей водой: если её поставлять потребителям по альтернативным веткам, то при перекладке всех сетей горячей воды попросту не будет ни у кого. А главное: переложить разом почти 1500 км труб будет стоить десятки миллиардов рублей, и нужно будет собрать строительные компании со всей страны и ближнего зарубежья, при этом во всех остальных городах полностью остановить все ремонтные работы. Поэтому объёмы реконструкций планируются исходя из потребности (где самые изношенные трубы – там их и меняют, – прим. ред.) и возможности (сколько средств компания может собрать и сколько подрядных организаций привлечь, чтобы процесс был контролируемым, – прим. ред.). В 2022 году, например, в Кирове будет реконструироваться 26 участков теплосетей общей протяжённостью труб более 30 км.
Можно ли заменить все трубы системы теплоснабжения на пластиковые?
Этого делать в наших климатических условиях нельзя. Зимой в морозы теплоноситель в трубах достигает температуры до 120 градусов и выше при давлении до 10 атмосфер. Ни один пластик на сегодня не способен выдерживать такие нагрузки в течение длительного времени. Поэтому трубы от ТЭЦ – всегда стальные. А вот разводящие трубы от центральных тепловых пунктов или тепловых узлов в домах, оборудованных автоматическими системами регулирования, вполне могут быть из пластика. На данный момент самые распространённые «пластиковые» трубы производят из полипропилена и сшитого полиэтилена. Первые имеют ограничение по температуре +90...+95 °С. То есть в штатном режиме нагрузку выдержать способны, но при форс-мажоре не исключён порыв. Максимальное давление при высоких температурах – до 9 атмосфер. Вторые отличаются чуть большей термостойкостью и прочностью. Максимальная температура – плюс 95 °С. Давление – до 12 атмосфер.
В Кирове сшитый полиэтилен широко применяется при реконструкциях сетей горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов.
Зачем так надолго перекрываются дороги в городе?
Реконструкция – это, можно сказать, полноценное строительство. Только вместо стен компании демонтируют изношенные трубопроводы и строят новые железобетонные камеры, неподвижные опоры, варят компенсаторы и плети трубопроводов с разного рода задвижками, спускниками, отводами. Работы ведутся по заранее согласованному проекту, по современной технологии с применением предызолированной трубы с ППУ-изоляцией и пластиковым кожухом, который препятствует появлению внешней коррозии. А так как коммуникации проходят преимущественно под землёй, во дворах, под тротуарами и дорогами, то на это время приходится ограничивать в этих местах движение. Там, где это возможно, энергетики «проходят» дороги без вскрытия. Однако если сами железобетонные лотки, в которых лежит труба, повреждены, ненадёжны или меньшего размера, чем новые трубы, без вскрытия не обойтись.
Возможно ли не отключать горячую воду, когда проводится реконструкция?
Почему в этом случае нельзя все трубы вывести над землёй?
Но ведь можно же класть трубы хотя бы не под дорогами?
Почему нельзя проводить реконструкции зимой?
Кто следит за тем, чтобы все работы были проведены качественно и в срок?
Где посмотреть участки, которые «Т Плюс» меняет в 2022 году в Кирове?
Ознакомиться с планом перекладок теплосетей в 2022 году можно по ссылке.
Фото: ПАО «Т Плюс»