650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»

Автор:
26 августа 2019, в 09:39
Просмотров: 6443

Холдинговая компания «Движение-Нефтепродукт» - одно из крупнейших предприятий региона. Почти за 40 лет своей работы компания открыла более 90 заправочных станций и вышла за пределы региона, но на достигнутом останавливаться не собирается. В интервью порталу Свойкировский вице-президент «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков рассказывает, почему бензин такой дорогой, как за последние 20 лет изменилось поведение потребителей и ждать ли нам очередного топливного кризиса.

О чем говорится в статье:
  • «Самого сложного периода ещё не было»
  • «Сейчас ситуация довольно стабильная, но прогнозировать более чем на месяц-два - дело неблагодарное»
  • «Мы хотим внедрить технологии, которые порадуют наших клиентов»

«Самого сложного периода ещё не было»

Рустем, до 2003 года вы работали в компании «Лукойл». Затем получили предложение перейти в «Движение-Нефтепродукт», но не сразу на него согласились. Почему?

- В 1998 году я окончил Уфимский государственный нефтяной технический университет и попал на работу по распределению товарным оператором на нефтебазу «Лукойл» в Кирове. Через год меня перевели в отдел продаж на направление фасованной продукции, затем в должности ведущего специалиста по реализации фасованной продукции с семьёй переехал в Москву, где работал в центральном аппарате компании.

В 2003 году вернулся обратно в Киров. Тогда я находился в поиске, где продолжить работу, даже думал поменять род деятельности. Как раз в это время я и получил предложение от «Движение-Нефтепродукт» возглавить одну из их компаний, которая занималась транзитными поставками нефтепродуктов. Я сомневался, так как для меня это было новое направление, но решил, что ничего не теряю, и принял предложение. Сначала возглавлял компанию «Нефтьинвестмаркет», затем перешёл в «Чепецкнефтепродукт», а с 2010 года являюсь управляющим этой компании.


Вы уже больше 20 лет работаете на рынке нефтепродуктов. Какие периоды были самыми благоприятными для развития этой сферы и, наоборот, самыми сложными?

- Если вспомнить, то самый благоприятный период был, наверное, до момента, пока государство не стало «прибирать» все нефтяные активы в свои руки. В начале 2000-х началось огосударствление отрасли. Сначала была распродажа активов «ЮКОСа», которые приобрела «Роснефть», в 2013 году «Роснефть» купила «ТНК-BP» и «Башнефть» в 2016 году. Рынка, по сути, не стало и осталась всего пара частных нефтяных компаний. До этого был период конкуренции и понимания, что рынок есть и он развивается. Все понимали, что эта отрасль перспективна и в неё можно вкладывать деньги, но потом пришло осознание, что рынок нефтепродуктов в части поставщиков сужается.

А вот самого сложного периода, может быть, ещё и не было. Мы просто много чего опасались, но всё достойно пережили. Бояться уже нечего.

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»


А чего опасались?

- Опасался, а вернее даже не думал, что такое будет возможно, когда произошёл первый кризис на рынке нефтепродуктов: розничные цены на стелах ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании, они занимаются добычей, переработкой и продажей через собственную сеть - прим. ред.) не соответствовали уровню закупочных оптовых цен. Поэтому мы впервые выставили розничные цены на 2-3 рубля выше «Лукойла». Мы были заложниками ситуации, так как были вынуждены покупать топливо по той цене, которая была в рознице у того же «Лукойла». Это была одна из самых первых сложных ситуаций для нас, но мы увидели, что у нас есть свои клиенты, которые, несмотря ни на что, остались с нами, и мы им за это признательны.


Насколько велика роль государства на рынке нефтепродуктов сегодня?

- Государство доминирует на этом рынке с 2004 года, когда стали создаваться госкорпорации, которые затем покупали частные компании. Россия много добывает, перерабатывает и продаёт за рубеж, в год добывается более 550 миллионов тонн нефти, а сама отрасль является основным донором экономики. Именно поэтому государство пытается максимально выжать из неё посредством акцизов, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых - прим. ред.), экспортных пошлин и других косвенных налогов. Нефтяные компании начинают отрабатывать недостающую прибыль с помощью продажи нефти на экспорт и поднимая оптовую цену внутри страны, чтобы компенсировать потери. Кто от этого страдает? Независимая розница, которая вынуждена покупать топливо по очень высоким ценам, а порой по ценам, сопоставимым с розничной ценой на стелах ВИНК . В таком случае пропадает свободная конкуренция в части цен. А если цены постоянно растут, то населению это, конечно, не нравится. Цена на стеле - это довольно острая социальная тема для государства.

Мы в прошлом году это уже проходили: когда был кризис по оптовым и розничным ценам, правительство собиралось и решало вопрос. Этим регулированием тогда занялся вице-премьер РФ Дмитрий Козак, который собрал нефтяников и фактически в ультимативной форме сказал, что цены не должны расти - вот соглашение, мы замораживаем цены. Что это, как не государственное регулирование? Но на сегодняшний день государство управляет этим рынком, и если оно захочет, чтобы независимая розница исчезла, то по большому счёту может просто «перекрыть кран».

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»


Представляет ли это какую-то угрозу для потребителя?

- Конечно, особенно для тех потребителей, где в регионах есть только независимые несетевые АЗС. Ведь при отсутствии маржи они просто закрываются, и потребители вынуждены ездить за ГСМ в соседние районы либо регионы.


Вы уже сказали, что государство пытается регулировать цены внутри страны. Насколько хорошо это получается?

- Да, пытается. Речь идёт о так называемом демпфере. Суть демпфирующего механизма заключается в том, что нефтяные компании получают от государства до 60% разницы между высокими экспортными ценами на топливо и внутренней ценой. Величина этой компенсации зависит от экспортной стоимости топлива и может периодически корректироваться. По своей сути государство компенсирует нефтяным компаниям часть упущенной выгоды при продаже нефтепродуктов внутри страны. Это ручной режим, и если случится любое изменение в этой цепочке (резкие колебания цен на нефть или курса рубля), всё полетит в тартарары. Я не понимаю, зачем брать у нефтяников налоги, а потом компенсировать им потери. Не проще ли сделать адекватные налоги? К слову, в данный момент налоги составляют порядка 60% от цены топлива.


«Сейчас ситуация довольно стабильная, но прогнозировать более чем на месяц-два - дело неблагодарное»

Этим летом появилась информация о том, что стоимость бензина на независимых АЗС в Кировской области и России в целом может резко вырасти. Вы тогда обращались к правительству с просьбой взять ситуацию под контроль. Чем всё закончилось?

- Эта ситуация была обусловлена тем, что с 1 июля заканчивался срок соглашения с нефтяными компаниями о заморозке нефтяных цен. И не было понимания, что будет происходить дальше с оптовыми и розничными ценами. Независимые участники рынка начали бить тревогу в СМИ, чтобы государство обратило внимание на эту проблему. В конце июня появилась информация о том, что цена отсечения будет снижена, величина демпфера возрастёт, то есть ВИНКам будет комфортно в плане возмещения разницы между внутренней ценой и ценой экспортной.

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»

Как вы оцениваете ситуацию, которая происходит сейчас?

- Сейчас ситуация довольно стабильная с учётом того, что цена отсечения снижена. Кроме того, с 1 июля приняты поправки по демпферу, а цена на нефть упала. В данный период цена на топливо вполне комфортная. Для нас как для независимого предприятия стабильность - это хорошо. Потому что мы можем прогнозировать, планировать и рассчитывать инвестиции на будущее.

Сейчас потребителям не о чем волноваться, но прогнозировать более чем на месяц-два - дело неблагодарное. В мире может произойти всё что угодно и повлиять на котировки нефти: она может как резко упасть, так и вырасти.


В Кировской области самый дорогой бензин в ПФО. Скажите честно, вы сами считаете, что бензин реально дорогой?

- Да, для текущего состояния экономики он дорогой. Он может стоить и 100 рублей за литр, но и экономика, и доходы населения должны быть соответствующие.


Стоит ли людям вообще рассчитывать на то, что когда-нибудь бензин будет стоить дёшево?

- При нынешней политике государства дешёвого бензина ждать не стоит. Фискальная политика вряд ли изменится. Давайте порассуждаем. Для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, то есть уменьшить долю налогов в стоимости литра бензина, необходимо менять экономическую модель - переходить от государственной экономики, где сейчас доля государства доходит до 70%, к рыночной. Необходимо решать вопрос со снятием санкций, стимулировать внутреннее потребление и спрос, но не за счёт бюджетных вливаний: защита частной собственности, независимые суды, уважение со стороны государства к налогоплательщику вне зависимости от размера бизнеса! Но я пока не знаю, когда это может произойти.

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»

Есть и хорошие новости, касающиеся цен: на «Движении» подешевело дизельное топливо. Надолго ли это и может ли цена снизиться ещё больше?

- Всё будет зависеть от того, как рынок себя поведёт. Сейчас оптовая цена падает, поэтому мы решили снизить цену. Зимой стоимость дизельного топлива, скорей всего, вновь вырастет. Сейчас на бирже есть два производителя, которые продают зимнее дизельное топливо. Средняя цена - 52 тысячи рублей за тонну с доставкой до станции Кирово-Чепецка, поэтому мы прогнозируем цену порядка 47-48 рублей за литр. Посмотрим, может быть, к моменту перехода на зимнее дизельное топливо рынок ещё скорректируется.


Этим летом на двух заправках «Движения» появился АИ-100. Честно скажем, что Кировская область не самый богатый регион. Для кого этот продукт? На него сегодня большой спрос?

- Это больше имиджевый ход. Мы даём нашим клиентам право выбора и предлагаем широкий спектр нефтепродуктов, которые производятся в России. Сотый бензин пришёл на замену АИ-98. Этот продукт для автомобилей с высокофорсированными двигателями, а также для владельцев спортивной мототехники. Это топливо позволяет максимально полно использовать мощность автомобиля и обеспечивает более ровную работу двигателя. АИ-100 - для тех людей, которые любят побаловать свою машину.

Сейчас ВИНКи этот продукт продают в только в розницу на своих АЗС, но мы договорились с компанией «Татнефть» о том, что они нам эксклюзивно будут его продавать оптом. Пока АИ-100 доступен на двух заправочных станциях «Движение» в Кирове: на Московской, 110 и Производственной, 21. На мой взгляд, этот продукт успешно стартовал. Думаю, что по итогам года он превысит наши ожидания по продажам. На этот продукт есть спрос, но, конечно, не в таких объёмах, как на 95-й или 92-й.


То есть это для более дорогих автомобилей и «девятку» им не заправишь?

- Почему? Можно и девятку заправить, ничего не случится. Это просто вопрос вкуса (смеётся).


В Кирове представлены несколько сетей АЗС. На что ориентируется потребитель при выборе заправки?

- Факторов много: это и цена, и качество реализуемой продукции, и удобство расположения станции, и, конечно, доверие. Мы свою задачу видим в том, чтобы максимально удовлетворить запросы наших клиентов. В 1993 году был прецедент продажи некачественного топлива, которое было отгружено в адрес предприятия и поступило в продажу без соответствующей проверки качества. Есть ошибка, нужно её признать, оценить последствия и не допускать подобных вещей в будущем. Сейчас контроль качества нефтепродуктов и сжиженного газа мы осуществляем на базе собственной лаборатории, контроль ведётся при поступлении нефтепродуктов (отбор из железнодорожных цистерн, затем паспортизация резервуара на нефтебазах), а также мы ежемесячно отбираем пробы на АЗС по каждому виду ГСМ и проводим контрольные анализы по основным параметрам: октан, сера, вода плюс механические примеси. Кроме того, постоянно экспериментируем с ассортиментом сопутствующих товаров и услуг, успешные внедряем на всей сети.

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»

«Мы хотим внедрить технологии, которые порадуют наших клиентов»

В этом году вы были на конференции-семинаре SMART-АЗС. Есть понимание, куда движется сфера?

- Мы решили поучаствовать в этом году, потому что было интересно послушать, что готовит «Яндекс»: они сейчас тестируют систему, которая позволяет клиенту не только заправляться по мобильному приложению, но и покупать товары или заказывать еду, если при АЗС есть кафе.

Ещё они тестируют систему для юридических лиц, которая позволяет генерировать топливную карту в мобильном телефоне. Например, я - директор компании - во Владивостоке, а машина с грузом - в Москве. Так вышло, что у водителя закончилась наличка на бензин, а заправиться надо, чтобы приехать назад. Тогда гендиректор скачивает приложение «Яндекса», формирует виртуальную карту, которую привязывает к счёту компании, и пересылает её через мобильный телефон водителю. Соответственно, водитель может пользоваться этой картой по всему пути следования и заправляться на тех АЗС, которые подключены к системе. Самое главное, что оплата проходит через обычный банковский терминал. На сегодняшний день на некоторых станциях «Движения» могут стоять до 20 терминалов различных организаций, выпускающих свои топливные карты: «ГАЗПРОМНЕФТЬ», «Е-100», «Петрол», «Инфорком» и другие. Теперь же будет возможность проводить транзакции с топливными картами только через банковский терминал.

После конференции я убедился, что мы движемся в правильном направлении, в нашей компании идёт цифровизация многих бизнес-процессов. Мы уже подключены к приложениям «Яндекс. Навигатор» и BENZUBER, которые позволяют осуществлять заправку автомобиля, не заходя в здание АЗС. И число людей, которые пользуются этими сервисами, растёт.

Вице-президент компании «Движение-Нефтепродукт» Рустем Садыков: «При нынешней фискальной политике государства дешёвого бензина ждать не стоит»

Есть какие-то глобальные планы на 2019 - 2020 годы? Что будете делать, чтобы развиваться?

- В этом году мы планируем ещё одну станцию перевести в полуавтоматический режим: когда днём работают операторы, а ночью - терминал самообслуживания. В таком тестовом режиме уже работает АЗС-64 на Производственной, 21.

Кроме того, мы планируем продолжать модернизацию существующих станций, а также строительство новых АЗС в соседних регионах, в частности, на трассе Киров - Нижний Новгород. Объёмы работ будут зависеть от экономической ситуации в стране и государственной политики в нефтяной отрасли.

Мы также планируем продолжать установку модулей для отпуска сжиженного газа. На данный момент уже 16 АЗС «Движение» оборудованы этими модулями, продажи радуют, рынок динамично развивается. В следующем году собираемся оборудовать модулями для СУГ (сжиженного углеводородного газа - прим. ред.) ещё 5 станций. Кроме того, на АЗС-30 (Киров, улица Ленина, 196) мы планируем поставить комбинированную топливораздаточную колонку, которая будет отпускать как нефтепродукты, так и газ. Экспертное заключение получено, в ближайшее время приступим к монтажным работам.

У нас есть планы по улучшению работы с клиентами: например, запустить мобильное приложение, перейти на новую систему управления станциями, продолжать работу с персоналом. Сейчас тестируем оборудование для прохождения дистанционного медосмотра, по завершению планируем установку таких комплексов на нескольких трассовых АЗС - тема, актуальная для водителей грузового транспорта. Очень много планов и задумок, мы хотим внедрить технологии, которые порадуют наших клиентов.

*Партнёрский материал

Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 26 августа 2019, в 18:38
вяцкие вумники! Кто то из вас понял чего-нибудь? Леха! объясни популярно-на тебя одна надежда...
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 26 августа 2019, в 20:03
так ведь движение-нефтепродукт многое сделало для уничтожения конкуренции, а теперь плачет.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!