Суд объяснил, почему отменил в Кирове плату за мусор с квадратного метра

В понедельник, 1 апреля, стали известны основания, по которым Кировский областной суд признал незаконным распоряжение Министерства энергетики и ЖКХ Кировской области в части, устанавливающей начисление платы за мусор в Кирове с квадратного метра.

При этом Кирово-Чепецк в документе не упоминается. В мотивировочной части решения (имеется в распоряжении редакции - прим. ред.) говорится об отмене пункта распоряжения в части начисления платы за мусор с «квадрата» в Кирове.
Указано, что отчёт «Кировкоммунпроекта» от 2005 года (предприятие, подведомственное Министерству энергетики и ЖКХ, которое проводило замеры - прим. ред.) и экспертные заключения от 2017 и 2018 годов не могут быть приняты в качестве экономического обоснования норматива накопления ТКО для Кирова.
Напомним, в Кировской области нормативы накопления мусора были установлены на основе экспертного заключения «Кировкоммунпроекта», которое было составлено по результатам замеров 2003 года для юрлиц и 2005 года для населения. Как следует из решения суда, для определения нормы накопления отходов в 2005 году проводились обследования контейнерных площадок на трёх участках в Октябрьском, Ленинском и Первомайском районах города с численностью жителей 2 710, 3 560 и 1 623 человека и количеством контейнеров 19, 19 и 15 соответственно. Среднегодовая норма накопления ТКО по результатам замеров составила 1,732 кубометра на человека.
В то же время по закону, при численности населения городского округа более 500 тысяч человек (на 1 января 2018 года население Кирова - 533 тыс. человек - прим. ред.) на каждом таком участке должно проживать не менее 0,5% общего количества жителей. А это, согласно решению суда, участки с населением не менее 2 666 человек.
Кроме того, в 2017 году замеров не производилось, а экспертное заключение основано на исследовании нормативов накопления ТКО в десяти регионах по документам, опубликованным в местных СМИ, а также по итогам технического отчёта предыдущего десятилетия. Суд посчитал замеры и расчёты неактуальными, а в отсутствие данных о проведении замеров признал, что экспертные заключения «Кировкоммунпроекта» не могут использоваться отдельно.
Также суд отметил, что министерство не представило доказательство того, что данные о численности населения города Кирова и сведения об общей площади жилых помещений в областном центре, которые использовались для расчёта норматива, подготовлены по состоянию на одну и ту же дату.
- Административным ответчиком экономическая обоснованность норматива накопления твёрдых коммунальных отходов для МО «Город Киров» с 1 кв.м общей площади в размере 0,0621 куб.м. в год не подтверждена. Суд полагает установленным несоответствие оспариваемого нормативного акта в этой части нормам федерального законодательства, - говорится в решении суда.
Судья Ольга Сметанина признала, что власти субъектов могут установить плату за мусор исходя из площади жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением федерального правительства от 2011 года, в отношении всех или отдельных муниципальных образований на территории региона. Однако из этих правил следует, что при расчёте размера платы за вывоз мусора должна использоваться не только общая площадь жилого помещения, но также норматив накопления ТКО и тариф на услугу регионального оператора. Но поскольку на момент принятия распоряжения норматив накопления мусор для Кирова отсутствовал, значит, и оснований для установления платы с «квадрата» у властей не было.
При этом суд посчитал, что публикация распоряжения МинЖКХ на сайте правительства до того, как ресурс был признан источником публикации официальных правовых актов, не является достаточным основанием для самостоятельного признания распоряжения недействительным. Иными словами, граждане могли ознакомиться с указанным документом на сайте правительства, а значит, их права на получение информации не были нарушены.

Подробный репортаж из зала суда читайте на портале Свойкировский.
Фото: Алёна Дмитриева