Редактор «Чепецк.ру» Сергей Алтобаев: «С «РосРАО» практически невозможно вести диалог»

В 2011 году предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» взяло на себя ответственность за находящиеся в Кирово-Чепецке хранилища радиоактивных отходов. Редактор интернет-издания «Чепецк.ру», которое подробно освещало проблему местного ядерного могильника, Сергей Алтобаев рассказал порталу Свойкировский об опыте взаимодействия с предприятием.

- «РосРАО» - это пример ужасной государственной компании в смысле взаимодействия с обществом. В Кирово-Чепецке есть объект, на котором они уже работают, - это кирово-чепецкие могильники радиоактивных отходов оценочной массой в 440 тысяч тонн. Поэтому стиль работы «РосРАО» мне хорошо известен. С ними практически невозможно вести диалог, они максимально закрыты. Это касается как планов работ и их характера, так и информации о текущей деятельности, состояния объекта. Так, по проекту приведения в безопасное состояние могильников в Кирово-Чепецке к работам они приступили до того, как прошла экспертиза. То есть до появления лицензий. И только впоследствии они их получили. У меня есть опасения, что такой стиль работы распространится и на потенциальный объект на площадке Марадыковского химарсенала. Подчеркну, что основные претензии к «РосРАО» касаются не столько качества самих работ, сколько информации о них.

Сергей Алтобаев считает, что протестовать против «Марадыковского» можно и нужно, но если заниматься только этим, то в случае неудачи есть риск, что регион ничего не получит от объекта. Так, Кирово-Чепецк в результате деятельности «РосРАО» на своей территории получил лишь НДФЛ в местный бюджет.

- Ни существенной «негативки» (плата за негативное воздействие на окружающую среду. - прим. ред.), ни вложений в инфраструктуру, ни участия каким-нибудь образом в жизни муниципального образования мы не получили, - резюмирует редактор

Также Сергей не верит в озвученную «РосРАО» информацию о том, что на перепрофилированный объект «Марадыковский» повезут батарейки. Учитывая, что предприятие по утилизации опасных отходов будет не только в Кировской области, то «батареек на всех не хватит».

- В ртутные (лампы, например) и промышленные отходы - верю. Но что бы ни повезли, мы знаем, что будут с этим делать, - термически обрабатывать для понижения уровня опасности отходов. Грубо говоря, жечь. Это едва ли не единственный способ утилизации многих отходов. Насколько это потенциально опасно, зависит от технологии и конкретного вещества. А этого «РосРАО» не сказало ни по одному из четырёх объектов, включая наш регион. Что и по какой технологии будут обрабатывать? Что будет получаться на выходе? Это не праздный вопрос: на выходе может получиться как бяка, так и потенциально полезные штуки. Клиентами производств такого класса в Европе, к примеру, являются... фермеры. Покупающие на химико-металлургических комбинатах цинк, марганец, никель, калий, железо. <...> Повторюсь, с «РосРАО» нужно держать ухо востро. Жизнь в Кирово-Чепецке учит не слишком паниковать, въедливо разбираться в вопросах, но сохранять настороженность. Всё-таки это город химиков, да ещё и с радиоактивной свалкой. Но даже мы не называем себя Чернобылем.