«Я ж не завтра собралась помирать». Почему жизнь кировчан на искусственной почке зависит от транспортного коллапса в регионе

Десятки пациентов гемодиализных центров из районов области лишились компенсаций за проезд до места лечения. Почему так произошло и чем это может обернуться, разбирался Свойкировский.

В Кировской области отделения гемодиализа есть только в четырёх районных центрах: в Советске, Вятских Полянах, Слободском и Омутнинске. Жители других районов, которые страдают хронической почечной недостаточностью, ездят на гемодиализ либо на общественном транспорте, либо на такси.

Раньше всем им компенсировали стоимость проезда к месту лечения и обратно. Это касалось не только пациентов Кировской областной больницы, но и граждан, которые проходили процедуру гемодиализа в частных медцентрах «РуМед» и «Нефросовет». Сотрудники этих организаций принимали от пациентов документы по компенсации проезда и передавали их в бухгалтерию Кировской областной клинической больницы. Но в марте 2018 года десяткам нефробольных по непонятным причинам отказали в выплате компенсаций.


«Они там делят что-то, но мне-то жить хочется»

Юрий Росляков получает гемодиализ уже 18 лет. Он живёт в Юрье, а на лечение ездит в Киров. Юрий может передвигаться только в инвалидной коляске, поэтому пользоваться общественным транспортом по понятным причинам не может. До больницы он добирается на такси. Дорога в одну сторону обходится в 250 рублей. На гемодиализ Юрию нужно ездить три раза в неделю. В месяц на дорогу уходит около 6 тысяч рублей - это половина его пенсии.

- В один прекрасный момент в марте месяце сказали, что такси больше оплачиваться не будет. А как я буду? На автобус я не попаду, потому что я по дому-то ездить не могу по-нормальному, у меня все кости ломаются, я вон еле шевелюсь. За март месяц не оплатили, за апрель месяц не знаю, оплатят - не оплатят, но я квитанции сдал. Они там делят чё-то, но мне-то жить хочется, вот в чём дело, - рассказал Юрий.

У Нины Васильевны Шишкиной другая проблема. Она живёт в селе Поляки Орловского района. Чтобы добраться до больницы, ей нужно доехать на автобусе в Орлов, а только потом уже в Киров. Причём автобус из Поляков до Орлова ходит только два раза в неделю - в понедельник и четверг, а на процедуру Нина Васильевна должна ездить три раза в неделю. Между тем пропуск даже одной процедуры может привести к серьёзным осложнениям, а нескольких - к интоксикации организма продуктами его жизнедеятельности, накоплению жидкости в тканях организма и, в конечном итоге, к отёку лёгких и мучительной смерти от удушья.

- Раньше меня возил частный предприниматель. Он брал с меня тысячу рублей туда и тысячу обратно. Я полгода ездила, мне всё оплачивали. Потом это прекратилось. Таксист от меня отказался. Пока меня возит племянник, он только пришёл из армии. А я ж не завтра собралась помирать! На работу он устроится в конце мая, и всё - я села в большую лужу, - поделилась Нина Васильевна.

Александр Цепелев живёт в Нолинске и тратит на дорогу до центра гемодиализа 1 800 рублей в неделю. Самостоятельно добираться до места ему приходится из-за проблем с автобусами.

- Сейчас праздники были, билетов не купить, рейсы отменяют, автобусы не ходят. И с каждыми праздниками всё время так. На завтра нельзя забронировать место, а в 5 утра пытаешься забронировать - уже все билеты куда-то делись.

В Минздраве не готовы оплачивать такси

В региональном Министерстве здравоохранения рассказали, что отказ в выплатах совершенно обоснован. Согласно постановлению правительства Кировской области от 11.12.2007 № 116/481, компенсации выплачивают лишь в том случае, если пациент ездит на общественном транспорте. Выходит, что деньги нефробольные, которые ездили на гемодиализ на такси, вообще получали незаконно.

В областной больнице, через которую проходили все выплаты, по утверждению минздрава, не знали о том, что десятки пациентов ездят на лечение на такси. Это выяснилось только после проверки, которую инициировал главврач.

- На областную больницу не возложена обязанность проверки проездных документов пациентов на их обоснованность, подлинность и соответствие маршрутов и перевозчиков. Однако из-за существенного роста в 2017 году сумм компенсации без увеличения количества пациентов главный врач КОКБ Вадим Ральников распорядился о проверке проездных документов пациентов «РуМед» и «Нефросовет», компенсация по которым была произведена учреждением в январе - феврале 2018 года, - сообщили в минздраве.

Проверка показала, что часть пациентов этих организаций ездили до места проведения процедуры на такси, отсюда и увеличение суммы компенсации.

- Есть все основания полагать, что работники МЧУ ДПО «Нефросовет» и ООО «НПО РуМед», используя зависимое положение пациентов, не разъясняли им правила, вследствие чего граждане ездили на процедуру на такси, а не на пригородных автобусах, - добавили в министерстве.

На основании заявления учреждения по данным фактам Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Кировской области сейчас проводит соответствующую проверку. В то же время в минздраве заявили, что пациенты, которые получают услугу гемодиализа в государственном отделении областной больницы, с правилами компенсации ознакомлены и услугами такси не пользуются.

Главный врач ООО «НПО РуМед» и «Нефросовет» Сергей Смирнов в ответ на эти претензии заявил, что его организации, оказывая только медицинскую помощь, в выплате компенсаций стоимости проезда, установленных правительством Кировской области, вообще не участвуют.
- Все нефро-пациенты, включая тех, кто ездят на гемодиализ в нашу клинику, пишут заявления на получение компенсации на имя главных врачей областной больницы и Слободской ЦРБ, туда же направляют все подтверждающие документы, затем деньги на возмещение их транспортных расходов перечисляются напрямую им. Последние несколько лет всем пациентам проезд компенсировался именно по такой схеме, и лишь в марте она перестала устраивать руководство областной больницы. Причем претензии возникли к нашим пациентам, хотя среди тех, кто получает гемодиализ в государственной клинике, наверняка есть те, кто точно также добирается на процедуры на такси. На мой взгляд, отказ компенсировать проезд нашим пациентам связан с желанием минздрава и лично главного врача областной больницы надавить на них, чтобы они перешли от нас в отделение гемодиализа областной клинической больницы. Очень жаль, что чиновники, вместо того, чтобы решать проблему транспортировки пациентов на лечение, занимаются дискриминацией частных медицинских организаций, в результате чего страдают инвалиды, - заключил Смирнов.

А как вообще ездить?

В Кировской области десятки нефробольных добираются и возвращаются с гемодиализа самостоятельно. Если пациент живёт далеко от места лечения и по разным причинам не может добираться туда на автобусе, то доступность жизненно необходимой процедуры напрямую зависит от его кошелька - есть деньги на проезд или нет.

Между тем на такси и частных автобусных рейсах пациенты на искусственной почке ездят не от хорошей жизни. В районах области уже не первый год сокращаются или вовсе исчезают муниципальные автобусные маршруты. Пассажиропоток на междугородных и пригородных автобусных маршрутах в Кировской области, по данным «КировПассажирАвтотранса», ежегодно снижается в среднем на 7 - 10%. Из-за этого, по информации Совета муниципальных образований Кировской области на май 2017 года, из 39 районов и 6 городских округов Кировской области испытывали транспортные проблемы 21 район и 3 городских округа.

Главное муниципальное транспортное предприятие Кировской области - «КировПассажирАвтотранс» (осуществляет 65 маршрутов) - находится в критическом финансовом состоянии. В 2017 году оно получило убыток от пассажирских перевозок в размере 56 млн рублей. Кредиторская задолженность составляет 38 млн рублей. Аналогичная ситуация складывается в транспортных предприятиях Малмыжского, Пижанского, Орловского, Мурашинского, Лебяжского, Подосиновского, Уржумского районов. С 2017 года в стадии ликвидации находятся муниципальные предприятия в Кикнурском, Яранском, Санчурском районах, в текущем году - ещё и в Омутнинском районе. Таким образом, возможность пользоваться именно муниципальными маршрутами у нефропациентов, особенно в удалённых районах, становится всё меньше.

В некоторых регионах России правительство организует доставку больных хронической почечной недостаточностью к месту лечения и обратно. Например, в Челябинской области к этому региональный Минздрав обязал суд. А в Волгоградской области транспортировка пациентов для проведения гемодиализа предусмотрена в территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.