Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

Автор:
15 декабря 2017, в 17:20
Просмотров: 6426

Руководители муниципальных транспортных предприятий обещают: обслуживать автобусные маршруты в районах скоро будет некому. Пассажиропоток падает, обновлять автопарк не на что, а нелегальные таксисты «снимают сливки» на самых прибыльных направлениях. Что со всем этим собираются делать власти, рассказывает Свойкировский.

О чем говорится в статье:
  • Бюджет не даёт
  • Набрали - поехали
  • Ни кнута, ни пряника

То, что система пассажирских автоперевозок в Кировской области находится в глубоком кризисе, не отрицает никто: ни перевозчики, ни чиновники, ни пассажиры. Количество регулярных автобусных рейсов с каждым годом сокращается, в некоторых районах транспортное сообщение между населёнными пунктами полностью прекращено, а из отдельных райцентров в Киров теперь можно добраться, только заказав такси или частный микроавтобус.

Пассажиропоток на междугородних и пригородных автобусных маршрутах ежегодно снижается в среднем на 7 - 10%. Такие цифры приводит Денис Пырлог, недавно назначенный руководителем одного из крупнейших в области автотранспортных предприятий ОАО «КировПассажирАвтотранс».

На внутрирайонных маршрутах это падение чувствуется ещё больше.

- По нашему предприятию за последние годы пассажиропоток снизился уже раза в три, - говорит директор ООО «Юрьянское АТП», депутат районной Думы Игорь Леушин. - Если на деревню Большие Сусловы 15 лет назад «ЛиАЗ» ходил три раза в день битком, а сейчас пазик возит двух школьников и двух старух.

Согласно данным Совета муниципальных образований Кировской области на май 2017 года, озвученных Леушиным, из 39 районов и 6 городских округов Кировской области испытывали транспортные проблемы 21 район и 3 городских округа. А собственные автотранспортные предприятия остались и вовсе в единичных районах. По мнению Игоря Леушина, это говорит о фактическом уничтожении районной транспортной системы.


Бюджет не даёт

На состояние муниципальных автобусных перевозок влияет не только естественная убыль пассажиров в сельской местности. Кризис в отрасли имеет и вполне рукотворный характер. Главные факторы - это отсутствие бюджетных дотаций и деятельность нелегальных перевозчиков.

Для понимания: сегодня тариф на междугородние и пригородные перевозки в Кировской области составляет 3,51 руб/км. Это один из самых высоких тарифов среди наших регионов-соседей. К примеру, в республике Марий Эл он равен 1,38 руб., в Удмуртии - 2 руб., в Татарстане - 2,20 руб., в Архангельской области - 2,50.

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

При этом экономически обоснованная цена для нашего региона, которая бы позволяла не просто поддерживать рентабельность предприятий, но и обновлять автопарк, по оценкам Дениса Пырлога, составляет 5,03 руб/км. Но такой высокий тариф установить нельзя ни по экономическим, ни по политическим причинам: этот шаг сделает автоперевозки слишком дорогими и может привести к социальному взрыву. Поэтому разницу между установленным тарифом и реальной стоимостью проезда призваны компенсировать бюджетные дотации, чтобы транспортные предприятия не уходили в глубокий убыток.

С 2015 года регион прекратил субсидировать пассажирские автоперевозки из-за дефицита бюджетных средств. Не будет дотаций и в 2018 году.

- Установленный тариф на проезд не соответствует реально сложившимся затратам и не позволяет развиваться транспортной отрасли, - констатировал министр транспорта Кировской области Михаил Поршнев. - Расходы на обновление парка также не финансируются федеральными и областными бюджетами, износ автобусного состава составляет около 85%. Перевозчики сами вынуждены как-то компенсировать и покупать транспорт на собственные средства. Это приводит к дополнительной финансовой нагрузке.

По словам Поршнева, сейчас целый ряд транспортных МУПов в районах находится в предбанкротном состоянии. Часть муниципальных маршрутов не обслуживается.

- Из-за того, что бюджетных ассигнований не предусмотрено, конкурсы на право пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах проводятся по нулевой ставке. Из 16 маршрутов в этом году состоялись только 5 конкурсов, остальные сейчас переобъявлены. Мы направили губернатору письма с просьбой предусмотреть бюджетное финансирование, потому что при «нуле» развивать транспортную инфраструктуру мы просто не можем, - описал ситуацию министр транспорта.

Врио гендиректора «КПАТ» Денис Пырлог приводит статистику по своему предприятию: из 64 маршрутов, которые обслуживает «КПАТ», 30 нерентабельны. В этом году они принесли убыток в 27 млн рублей. Чтобы компенсировать его и при этом работать с рентабельностью в 9%, то есть иметь деньги на обновление автопарка и развитие, «КПАТ», по оценкам Пырлога, необходимы дотации из бюджета в сумме около 30 млн рублей в год.

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

Не лучшим образом сказалась на муниципальных перевозчиках и прошлогодняя масштабная оптимизация льгот, проведённая региональным правительством.

- Сократили количество льготников, а ведь получение субсидий на них было одной из составляющих экономики транспортных предприятий, - возмущается Игорь Леушин. - Если раньше мы получали порядка 150 тыс. дотаций по льготникам, то сейчас ожидаем 120 тысяч. Причём эту субсидию нам Министерство транспорта выплатило только за сентябрь. Деньги кончились, и так из года в год.


Набрали - поехали

Ещё большая головная боль для государственных и муниципальных транспортных предприятий - нелегальные перевозчики и таксисты. Они сегодня уводят львиную долю пассажиров, а значит, и выручки. Многие из них находят клиентов прямо на кировском автовокзале, зазывая людей из очереди за билетами. Другие предлагают свои услуги в специальных группах во ВКонтакте или через интернет-сервисы поиска попутчиков. Денис Пырлог говорит, что нелегалы работают на самых коммерчески выгодных направлениях - Вятские Поляны, Оричи, Мурыгино, Быстрица и другие. А высокие тарифы на государственных автобусных маршрутах позволяют им конкурировать с легальными перевозчиками без особого демпинга.

Пассажиры отмечают, что по удобству и комфорту услуги частников, как правило, превосходят муниципалов.

- Я не пользуюсь услугами «государственных» автобусов уже лет десять, - говорит жительница Кирова Олеся, которой периодически приходится ездить к родственникам в Кильмезь. - Просто как-то ехала зимой в муниципальном автобусе, в котором была сломана печка, и буквально обморозила ноги. С тех пор решила, что буду ездить только на частнике. У меня есть пара знакомых таксистов, которые ездят по маршруту Киров - Кильмезь. Им можно просто позвонить, назвать день и примерное время, когда мне нужно выехать, и они уже найдут других пассажиров на этот же рейс. Они возят от подъезда до подъезда, это получается чуть дороже, чем на автобусе, но по-любому комфортнее и удобнее. Да ещё и быстрее: вместо 4,5 часов я еду максимум 3,5.

К слову, в феврале 2017 года легальные автобусные перевозки по маршруту Киров - Кильмезь из-за низкого спроса были вообще остановлены. Тогда правительство констатировало, что для возвращения маршрута кильмезяне должны перестать пользоваться услугами нелегальных перевозчиков. Недавно «легальные» рейсы до Кильмези возобновили, но это вряд ли заставит Олесю пересесть с такси на автобус.

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

- Я не говорю, что муниципальные автобусы не нужны. Пенсионерам сложно заказывать такси через интернет или по телефону, им так проще. Да и стабильный маршрут в определённое время всё равно нужен, на всякий случай. Но один рейс в сутки, да ещё днём для меня неудобен, - заключает она.

Другие пассажиры признаются, что и рады бы пользоваться услугами «государственных» предприятий - их расписание стабильно, а перевозки реально безопаснее. Но муниципальные автобусы ходят слишком редко.

- Я часто езжу к родителям в Белохолуницкий район. До последнего старалась пользоваться муниципальными автобусными маршрутами, так как это безопаснее, но после того как отменили вечерний пятничный рейс на Кирс, у меня не осталось выбора, - говорит кировчанка Алёна. - Мне как пассажиру нужен вечерний рейс, чтобы после рабочей недели уехать к родителям на выходные, а теперь мой единственный автобус уходит с автовокзала в обед.

По словам кировчанки, чтобы уехать на свою малую родину, ей приходится пользоваться услугами нелегальных перевозчиков, которых она находит через специальные закрытые группы во ВКонтакте, или искать попутчиков через сервис Bla-Bla-Car.

- С одной стороны, это удобно: тебе называют расценки, время отправки и точку сбора, а там уже желающие набираются сами. По цене это получается или также, как если бы я ехала на автобусе, или даже дешевле, если ехать вдвоём, - отмечает Алёна. - Но опять же, повторюсь, никто не гарантирует мне безопасности. Один раз попался водитель, который гнал по трассе километров 200 в час. Это было реально страшно.

Денис Пырлог также отмечает, что частники-нелегалы, в отличие от официальных перевозчиков, хоть и возят пассажиров зачастую на комфортабельных микроавтобусах «Фордах» и «Мерседесах», но их рейсы нерегулярны: набрали пассажиров - поехали, не набрали - не поехали. Кроме того, они не несут ответственность за здоровье и жизнь своих пассажиров в случае ДТП. Их техника не проходит предрейсовый техосмотр, а водители - медосмотр. Ну и налогов в бюджет, в отличие от «КПАТ», не платят, понятно.


Ни кнута, ни пряника

Нелюбовь легальных перевозчиков к своим нелегальным коллегам понятна: те забирают не просто выручку, а самый жирный кусок рынка, оставляя муниципалам, в основном, убыточные направления.

- Тариф такой большой установили, чтобы из бюджета не дотировать, и для таксистов теперь стало выгодно возить из райцентра до города. Но кто из них поедет в деревни? - размышляет Игорь Леушин. - А ведь у нас по районам распределение маршрутов обычно происходит общим лотом: если мы на одних маршрутах зарабатываем, то за счёт этого другие маршруты дотируем. Но если у нас самые прибыльные направления как раз таксисты выхватили, дальше-то как нам жить?

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

Более того, позиция транспортников, которые работают в легальном поле, оказывается куда более уязвимой, чем у их коллег по цеху, работающих в тени.

- К сожалению, сейчас сложилась такая тенденция, что транспортная инспекция больше наказывает легальных перевозчиков, - говорит Денис Пырлог. - Знаю компании, которых пытались в этом году оштрафовать на 300 тысяч рублей просто за то, что администрация города неправильно оформила карту маршрута. Хотя сам перевозчик по большому счёту был не при чём. А у нелегалов такой ответственности нет: максимум, что им грозит, - это штраф в 5 тысяч рублей за отсутствие тахографа.

Современное законодательство, по словам министра транспорта, не только не способствует переходу нелегалов в легальное поле, но и наоборот, заставляет уходить «в тень» некогда добросовестные предприятия. И в этой ситуации нет ни действенного «кнута», ни адекватного «пряника».

- Мы не говорим, что нелегалы - враги. Но на законодательном уровне мы серьёзно наказать их не можем. Мы проводим беседы с ними, предлагаем им перейти в правовое поле, а они спрашивают, какие преференции они получат? То есть они встают в расписание, платят налоги, проводят медосмотры. Требования заданы высокие, а преференций никаких не дано, - констатирует Михаил Поршнев.

По словам вице-спикера ОЗС Романа Титова, в Госдуме сейчас рассматривается законопроект о лицензировании заказных перевозок, который мог бы создать рычаги воздействия на «серых» перевозчиков.

- Сейчас большая часть нелегалов функционируют как заказные перевозчики. Табличку «заказной» повесили, а по факту ездят регулярно, - отмечает Титов.

Михаил Поршнев согласен, что такая мера могла бы снизить конкуренцию на рынке нелегальных перевозок, но сам законопроект, по его словам, не движется в Госдуме уже около полугода.

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

Денис Пырлог, в целом тоже одобряя этот шаг, признаёт, что обязательное лицензирование заказных перевозок может загнать в ещё большую «тень» тех, кто сейчас ездит под видом заказных автобусов и хотя бы как-то обозначает себя в качестве перевозчика.

- На мой взгляд, серьёзная борьба с нелегалами возможна, если бы при выявлении факта использования автобуса или автомобиля в незаконных перевозках наказанием была бы конфискация транспортного средства. Как орудия незаконного предпринимательства. Только тогда нелегальные перевозчики начнут либо легализовываться, либо сотрудничать с теми, кто работает легально. Например, с нами, - замечает руководитель «КПАТ».

По словам Пырлога, его предприятие готово заключать договоры с такими перевозчиками на перевозку пассажиров, предоставлять им за определённую плату услуги диспетчера, предрейсового техосмотра автобусов и медосмотра водителей, но такие условия сейчас не интересуют транспортников-нелегалов.

- У нашего предприятия автобусы в основном большой и средней вместимости, и мы могли бы на каких-то маршрутах оптимизировать их до микроавтобусов. А нелегалы как раз на таких ездят, на 14 - 18 мест, - отмечает Денис Юрьевич. - Мы готовы предложить им работу, но перевозчики не захотят платить за это деньги. Они привыкли работать по «серым» схемам и за счёт этого иметь дополнительный доход.

Ну всё, приехали... Можно ли спасти регулярные междугородние перевозки в Кировской области?

На замечание, что именно по такой схеме - взяв на субподряд частных перевозчиков - в Кирове сейчас работает муниципальное «АТП», и качество транспортных услуг от этого не повысилось, Пырлог замечает, что «АТП» просто слишком много берёт у перевозчиков.

- Им, работая под «АТП», приходится платить бешеные деньги за его услуги. А правильнее было бы снизить финансовую нагрузку для перевозчиков, но при этом обязать их обновляться. Это можно сделать, например, прописав средний возраст автобусов в контрактах. Сейчас перевозчики, которые работают под «АТП», практически не обновляют автопарк. В последний раз частный перевозчик закупал автобусы в 2012 - 2013 годах. Все остальные автобусы у них 2006 - 2009 года выпуска, то есть это очень большой износ, - приводит цифры руководитель «КПАТ». - Главное - должна быть разумная и прозрачная ценовая политика. Надо обосновать и доказать перевозчикам, почему услуги механика или диспетчера стоят столько-то, что вот себестоимость, а вот рентабельность. То есть всё это можно правильно сделать. А сейчас, когда к «АТП» такие вопросы, они не могут объяснить.

Какую именно транспортную политику проводить и какие «кнуты» и «пряники» придумать, чтобы вывести нелегалов из тени, в Министерстве транспорта пока не определились. Единственное, что удалось пока сделать чиновникам в 2017 году - установить в квартале возле автовокзала дорожные знаки, запрещающие парковку, и по итогам 22-х проверок составить на нелегальных перевозчиков 41 протокол об административном правонарушении. Плюс в следующем году в Законодательном собрании Кировской области создадут рабочую группу, которая займётся вопросами сохранения пригородных и междугородных автоперевозок.

Вот только многие ли из районных транспортных предприятий к тому времени останутся на плаву? Директор «Юрьянского АТП» Игорь Леушин, например, уже заявил, что его компании в следующем году из-за долгов, скорее всего, придётся закрыться.


Все соцсети
Комментарии
18
 
Комментарии (18)
Предложить новость
 
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 25 апреля 2018, в 13:54
Алексей Вы очень подозрительный субъект. Вас бы за написанное куда следует отправить. Вот они, люди разваливающие нашу страну - на лицо
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!