650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

«У реки нет хозяина». Реально ли возродить судоходство на Вятке?

Автор:
19 апреля 2020, в 13:30
Просмотров: 7784

За прошедшее десятилетие не раз звучали громкие заявления о том, что главную водную артерию Кировской области - Вятку - вновь сделают судоходной. Даже назывался конкретный год, в который планировалось начать работы. Так, к 2024 году, когда Кирову исполнится 650 лет, власти обещали подготовить план и проект по возрождению судоходства на реке. Портал Свойкировский выяснял, на какой стадии находится этот процесс и что для этого нужно сделать.

О чем говорится в статье:
  • Двадцатилетнее затишье
  • Поставили точку?
  • Нужны федеральные деньги

Двадцатилетнее затишье

30 лет назад река Вятка была для области мощной транспортной артерией. Пассажиропоток и объёмы грузоперевозок на ней зачастую превышали дорожный трафик.
«Освоили» реку задолго до этого - к началу XX века она была одной из десяти самых крупных рек европейской части Российской империи. На берегах Вятки стояло несколько крупных предприятий: чугуно-плавильный завод, спичечная фабрика, судостроительное предприятие, химкомбинат и другие. По ней ходили баржи и двухпалубные грузопассажирские пароходы, которые транспортировали зерно, лес, соль, хлеб, лён и меха. К 90-м судоходство на Вятке развилось настолько, что ежегодно по ней перевозилось до десяти миллионов тонн грузов, а пассажиропоток составлял порядка полутора миллионов человек. При этом по Вятке можно было добраться вплоть до Астрахани.
Распад Советского Союза и последующий кризис свели на нет достижения прошлого - река засорилась и обмельчала. Как следствие, транспорт с большим водоизмещением перестал по ней ходить.
«Затишье» длилось около 20 лет, когда властям напомнили про судоходство на Вятке. В конце нулевых частная компания планировала выйти на рынок водного туризма в Кировской области, однако из-за финансовых проблем и устаревшего транспорта (теплоходам, которые находились в её собственности на тот момент исполнилось по 50 лет) отказалась от этой идеи.
«У реки нет хозяина». Реально ли возродить судоходство на Вятке?
В конце 2010 года губернатор Никита Белых отметил, что для возобновления регулярного планового судоходства на реке должна быть гарантированная глубина - как минимум два метра, а «на некоторых участках она не достигает и 40 сантиметров». На дноуглубление потребовалось бы порядка 20 млрд рублей. Таких средств у области на то время не было.
Но частников эти слова не остановили. Так, например, президент Ассоциации судовладельцев Кировской области Николай Васенин в 2013 году предлагал построить на Вятке несколько дамб. Уже благодаря этому, по его словам, уровень воды в реке повысился бы настолько, что прогулочные теплоходы больше не стали бы садиться на мель. Также в качестве одной из мер предлагалось сузить Вятку в черте города.

Поставили точку?

С тех пор сообщения о возрождении судоходства на главной водной артерии Кировской области изредка появлялись в СМИ, но без конкретных предложений, а в ноябре 2018 года тему вновь подняли на заседании оргкомитета по подготовке к 650-летию Кирова.
- Возрождение судоходства стало бы импульсом для развития целого ряда отраслей. Лесоперерабатывающие предприятия смогли бы получать сырьё, в том числе весной, когда трассы закрыты для большегрузов, - заявил тогда сити-менеджер Илья Шульгин. - С открытием судоходства разгрузятся дороги.
По словам Шульгина, параллельно на Вятке можно было бы развивать и водный туризм, который на тот момент был представлен в виде двух-трёх прогулочных теплоходов.
Спустя месяц губернатор Кировской области Игорь Васильев заявил, что к 650-летию Кирова река вновь станет судоходной. Он отметил, что многие вещи будут решаться «в режиме частно-государственного партнёрства». Тогда же было заявлено, что будут проводиться дноуглубительные работы, которые позволят решить сразу две проблемы - обмельчание реки и подтопление Вересников. К слову, в микрорайоне в то время только-только открыли спортивный манеж. Чтобы по Вересникам можно было передвигаться без боязни «утонуть», песок со дна Вятки хотели пустить на обсыпку берега или строительство дамбы.
«У реки нет хозяина». Реально ли возродить судоходство на Вятке?
В феврале 2019 года в правительстве озвучили ещё более конкретные шаги. Так, министр транспорта Михаил Поршнев отметил, что необходимо «проанализировать заинтересованность промышленных, строительных предприятий и предприятий лесопромышленного комплекса в использовании водного транспорта». Профильным министрам поручили изучить прогнозы по возможным грузоперевозкам по Вятке и рассчитать «экономический выхлоп».
А в марте 2019 года на заседании комиссии по экологии и природопользованию Общественной палаты Кировской области словно была поставлена точка в этом деле: экологи заявляли, что Вятка - единственный водозабор для города и с ним «надо быть осторожными».
Например, среди возможных рисков называли возможное обнажение опоры мостов, что в свою очередь может привести к их разрушению. Также добыча грунта приведёт к тому, что глубина реки относительно водозаборных сооружений станет ниже, а это в теории приведёт к снижению количества добычи воды на нужды города.
Спустя почти год - в феврале 2020-го - комиссия вновь обсуждала вопрос возрождения судоходства. Но тогда члены Общественной палаты лишь отметили, что никаких подвижек в этом вопросе не произошло.

Нужны федеральные деньги

Судя по ответу правительства на запрос портала Свойкировский, на сегодняшний день у чиновников всё-таки нет чёткого плана по развитию судоходства, и дноуглубительные работы сейчас рассматриваются только «в рамках решения вопроса о возможности получения больших объёмов грунта, необходимых для защиты [от паводка] территорий Кирова в районе микрорайона Вересники». И только в качестве «бонуса» от расчистки перекатов на реке можно получить участок от Слободского до Мурыгино для поддержания судового хода речного транспорта.
Тем не менее была инициативная группа предпринимателей, которая не раз заявляла о конкретных мерах по возрождению судоходства. Например, собственник теплохода «Кировчанка» Александр Васенин рассказал порталу Свойкировский, что они предлагали двум губернаторам области - Васильеву и Белых - свой проект.
- Мы смогли бы реализовать его за 15 лет, - отметил он. - При этом всё сделали бы за свой счёт и при поддержке инвесторов. Но это никому не нужно. А пока правительству это не нужно, мы не сможем действовать.
«У реки нет хозяина». Реально ли возродить судоходство на Вятке?
Рассказать о подробностях проекта судовладелец отказался, так как считает, что в существующих условиях он никого не заинтересует.
По словам кировского эколога Григория Поскрёбышева, для возобновления судоходства правительству области предлагалось осуществить целый комплекс мероприятий.
Во-первых, для углубления дна нужно было расчистить фарватер от мусора и наносного песка. Благодаря этому по реке смог бы ходить даже грузовой транспорт.
Во-вторых, предлагалось остановить добычу грунта на карьерах вблизи реки - это помогло бы снизить отток воды из Вятки.
В-третьих, по мнению эколога, прекращение осушения болот в водоохранной зоне также замедлило бы понижение уровня воды;
И, наконец, предлагалось ввести запрет на вырубку леса в водоохранной зоне. Деревья на данный момент создают своего рода буфер, который также задерживает уход воды.
- Чтобы решить эти вопросы, необходимо создать ответственную организацию, подконтрольную государству, - отметил эколог. - Она будет заключать контракты с подрядчиками и проводить надзор за всеми работами. На сегодняшний день «хозяина», который бы стоял за реку, нет.
За счёт предлагаемого комплекса мер можно решить сразу ряд вопросов, и это не только грузоперевозки и туризм. Например, при разумной пескодобыче можно экономить на сырье, которое сейчас привозят из соседнего региона, что в свою очередь снизит стоимость строительства дорог. Наземный транспорт, кстати, выиграет вдвойне: если основная большая часть грузоперевозок начнёт проходить по Вятке, то сухопутные большегрузы не будут разбивать дороги.
- Стоит признать, что всё это возможно, но за колоссальные средства, - подытожил Поскрёбышев. - Таких в нашей области нет. Нужна заинтересованность федералов. Только так можно сдвинуть дело с мёртвой точки.
Фото: Антон Мамаев

Все соцсети
Комментарии
15
 
Комментарии (15)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 13:59
Ни у страны, ни у Кировской области, ни у г.Кирова нет хозяина, а вы про реки говорите?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 апреля 2020, в 10:01
Уважаемая редакция! Зачем Вы дезинформируйте граждан! Река Вятка и находящиеся на ней гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности, и содержаться она должна в соответствии с Кодексом ВВТ за счет средств федерального бюджета! А содержание реки, как внутренних водных путей, зависит от категории данных ВВП...
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 14:25
Опять все наоборот. Сначала нужен груз, а уж потом дорога. По Вятке попросту нечего возить. Но попилить, конечно, можно знатно.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 19:26
не п...л бы ты
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 22:55
это ты бы лучше не пел.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 14:57
И тут Остапа понесло (с)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 16:45
Вот как-то при КПСС вроде и хозяина не было, а судоходство не только на Вятке было. Да и остальные отрасли работали, а не перепродажей занимались.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 18:51
И рыба ловилась . даже стерлядь.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 19:27
она и сейчас никуда не делась
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 21:01
Да гонишь.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 апреля 2020, в 14:37
ловить надо и всё будет
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 21:11
Собираются приступать начинать Спичка (фабрика феникс,красная звезда)сдохла уже остальные предприятия давно не работают а наш чудо министр все думает стоит ли начинать или подождать
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 апреля 2020, в 21:16
Ещё не много и командовать предприятиями не придётся хвала управлятелям города и не только у реки
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 апреля 2020, в 10:20
Вятка когда-то была полноводной:
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 апреля 2020, в 15:06
И самолеты летали, и заводы работали. Что же это за мертвящая невидимая рука рынка нам мишенькой горбачевым преподнесена была?
А какие речи он толкал, заслушаешься https://www.youtube.com/watch?v=38gNGZiDLFQ
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!