В России уже девять лет реализуется важный социальный проект «Наставничество». Он помогает подросткам из детских домов найти старшего друга, получить его поддержку и помощь в социализации.
- Старт проекта
- Как устроен проект
- Кто может стать наставником
- Обучение
- Начало дружбы
- Сопровождение
- Дружба после выпуска
- Что получает наставник от проекта
В 2025 году география проекта расширилась до 34 регионов. В разных уголках нашей страны всё больше людей становятся значимыми взрослыми для детей из интернатных учреждений. Кировская область — не исключение.
О том, как устроено «Наставничество» в нашем регионе, кто может стать наставником, и сколько детей нуждается в старшем друге, — Свойкировский узнал у команды проекта.
Старт проекта
В Кировской области проект «Наставничество» реализуется благотворительным Фондом «Это чудо». В 2016 году была подана первая заявка в Фонд президентских грантов.
- Мы с коллегами долго изучали разные направления, пока я не наткнулась на статистику Генеральной прокуратуры. В ней говорилось, что из 100 выпускников детских домов только 10 успешно устраиваются в жизни. Эта новость потрясла нас до глубины души. Мы узнали, что в нашей стране уже есть фонды, которые успешно реализуют проект «Наставничество». Стали изучать эту тему глубже и пришли к выводу, что главная проблема — в социализации. Дети из детских домов совершенно не готовы к взрослой жизни, о которой так мечтают, — рассказывает Людмила Головизнина-Чешуина, руководитель проекта «Наставничество» в Кировской области.
9 лет назад Фонд «Это чудо» выиграл первый грант и заключил соглашение с министерством образования Кировской области о реализации проекта. Первым партнёром стал Центр социально-психологической помощи, а площадкой реализации — школа-интернат №1 в Нововятском районе. За восемь месяцев было создано 30 пар наставник-подопечный. Следующие гранты были тоже успешно реализованы: наставники появились в трёх учреждениях Чувашии, где находится обособленное подразделение Фонда, а также в пяти детских домах нашей области. Команду из Кирова начали приглашать на форумы и конференции, а в сентябре 2020 года пришло предложение о партнёрстве от новосибирского Благотворительного Фонда «Солнечный город», который к тому времени имел большой опыт реализации проекта.
- У них была разработана собственная технология и правила проекта, чат с другими регионами, в котором можно делиться опытом, найти решение многих проблем. Когда я читала правила проекта «Солнечного города», понимала: скольких ошибок нам удалось бы избежать, изначально опираясь на них! Мы зашли в проект одиннадцатым регионом, а сейчас их уже 34. И если на этапе грантов мы создали 70 пар «наставник-подопечный», то при поддержке «Солнечного города» в Кировской области появилось еще 147 пар, — отмечает Людмила Головизнина-Чешуина.
По данным на сентябрь 2024 года, в Кировской области находится одиннадцать Центров помощи детям, в которых воспитывается 306 подростков старше 12 лет. В шести из них реализуется проект. Это Киров, Слободской, Котельнич, Великорецкое, пгт. Бурмакино, а в 2025 году в программе появился Уржум.
Как устроен проект
В проекте «Наставничество» участвуют четыре основные стороны: благотворительный фонд, Центры помощи детям, наставники и подростки старше 12 лет, оставшиеся без попечения родителей.
- На сегодняшний день команда проекта «Наставничество» состоит из руководителя, куратора и двух психологов. В Центрах помощи детям есть координатор, как правило, это социальный работник или директор. Среди наставников также есть старшие по интернатному учреждению. Правила взаимодействия между Центром помощи, наставником и Фондом закрепляются трёхсторонним договором. Такая система позволяет нам быстро решать возникающие проблемы и действовать согласованно, — объясняет Анна Куликова, куратор проекта «Наставничество» в Кировской области.
Для всех учреждений разработан единый механизм. Команда проводит презентацию проекта для сотрудников Центров помощи, после чего заключается договор. Следующий этап— презентация проекта для детей и беседы с ребятами, которые хотят иметь наставника. Также команда общается с психологом Центра помощи детям, получает рекомендации, кому из ребят наставник необходим в первую очередь, какие особенности у каждого из детей, в чём его важно поддержать.
- На индивидуальном знакомстве с ребёнком психолог и куратор узнают о его заинтересованности в проекте. После этого подросток заполняет анкету, и мы проводим небольшое собеседование: какого наставника он хотел бы, с каким хобби и так далее. Одна из важных задач этого этапа — дать ребенку понимание, что наставник — это не спонсор и не воспитатель. Мы объясняем, что наставник — старший друг, которому можно доверять. Ты для него важен и интересен, на него можно опереться или попросить совет, ну и, конечно, классно провести время, — говорит Анна Зорина, психолог проекта «Наставничество» в Кировской области.
Кто может стать наставником
В разработке правил проекта «Наставничество» участвовали не только психологи и педагоги, но и специалисты, работающие с нарушением привязанности. Именно поэтому многие правила направлены на формирование правильной модели привязанности. Есть правила, которые обеспечивают безопасность как ребенка, так и наставника. Например, у подопечного мальчика наставником может быть мужчина или женщина, а у девочки — только женщина. Это обеспечивает защиту прав и интересов всех участников проекта и помогает сократить риски.
Участниками проекта могут стать мужчины и женщины старше 24 лет, не имеющие судимости и не являющиеся приёмными родителями. Будущий наставник должен регулярно встречаться с ребенком, поэтому ему необходимо обладать достаточным количеством свободного времени.
- У людей, которые идут в «Наставничество», есть общий знаменатель: человек чётко решил, что справится. Он готов принимать помощь психологов и поддержку команды. Поверьте, довериться тоже бывает сложно. Наставники — это люди с огромным внутренним ресурсом, которые выбирают быть вкладом в чужую жизнь. Они разрешают себе поверить, что можно изменить к лучшему жизнь подростка из детского дома, — поясняет Анна Зорина.
Обучение
Первый шаг к участию в проекте «Наставничество»— заполнение анкеты на сайте nastavnichestvo.org, после чего человеку приходит приглашение на ближайшее бесплатное обучение. Это два тренинга продолжительностью восемь часов, которые проводятся два раза в месяц по выходным.
Обучение начинается с тренинга «Наставничество», куда могут прийти даже слушатели, не заполнившие анкету. Участников знакомят с проектом, его основными правилами, принципами и задачами. Большое внимание уделяется ответам на вопросы слушателей. После чего у большинства появляется чёткое понимание: подходит ему проект или нет.
Второй тренинг — «Психология сиротства». Там подробно разбирается вопрос взаимоотношений ребёнка и учреждения, ребёнка и его родителей, ребёнка и наставника. Психологи рассказывают, как наставник может помочь подростку прожить перенесённую травму, как реагировать на поведение, которое не вписывается в социальные нормы. На этом тренинге будущий наставник проходит условный «курс молодого бойца», учится взаимодействовать с ребенком ещё до встречи с ним. Большинство полученных знаний можно использовать в повседневной жизни, даже не придя в проект.
- В обычной жизни мы практически нигде не играем роль наставника. В процессе взаимодействия с подопечным любого может увести в роли родителя, учителя, тренера, что совершенно не подходит для проекта. Именно поэтому каждому будущему наставнику необходимо пройти обучение, познакомиться с правилами, разобраться в особенностях психологии детей-сирот, узнать, чего ждать от проекта, — рассказывает Артём Скобёлкин, психолог проекта «Наставничество» в Кировской области, супервизор федерального проекта «Наставничество».
После прохождения двух тренингов кандидат в наставники должен собрать пакет документов: справку об отсутствии туберкулеза и сифилиса, справку от нарколога и психиатра, справку об отсутствии судимости. После этого кандидату выдаётся волонтерская книжка и проводится финальное собеседование с психологом. Оно необходимо, чтобы узнать об увлечениях будущего наставника и его ожиданиях от проекта. Это поможет в подборе пары. В среднем подготовительный этап длится полтора месяца.
- Одна из основных задач психологов проекта на первом этапе — грамотный отбор кандидатов. Помимо того, чтобы привлечь классных наставников, нам нужно не пропустить людей, которые могут создать риски для проекта. Один из них — вред для ребёнка — психологический или физический. Есть люди, которые могут перенести на подопечного неправильную модель воспитания своих детей: назидательно указывать или критично оценивать. Это может травмировать подопечного, ухудшить его состояние. Мы с командой должны заранее это предугадать, — отмечает Артём Скобёлкин.
Начало дружбы
Над подбором пары работает вся команда: руководитель, куратор, психологи. В процессе учитывают пожелания подростка, рекомендации психолога учреждения и другие факторы из жизни ребёнка и взрослого. Будущий наставник должен быть для подростка ресурсом, закрывать его потребность в общении.
- Очень важно, что в проекте мы подбираем наставника для ребёнка, а не наоборот. Смотрим на темперамент, душевное состояние подростка, его таланты. Важно определить, как он общается с эти миром — через разговоры или через действия. Часто ещё на этапе собеседования детей мы понимаем, какой наставник ему нужен. И после того, как подросток вышел из кабинета, переглядываемся с коллегами и произносим одно и то же имя конкретного кандидата. Это магия проекта, — говорит Анна Зорина.
Первая встреча наставника и подопечного проходит в учреждении, где проживает подросток. Это очень волнительный момент как для взрослых, так и для детей, поэтому на ней присутствуют психолог и куратор проекта. Специалисты помогают найти точку контакта, выстроить доброжелательное и комфортное общение. Далее пара самостоятельно договаривается о встречах и комфортном формате коммуникации. Наставник не должен участвовать в жизни ребёнка 24/7, но в первый год дружбы важно встречаться хотя бы раз в неделю и поддерживать общение с подопечным по телефону или в мессенджерах. Подросткам из учреждений очень не хватает постоянства.
Сопровождение
После начала дружбы с подопечным, взаимодействие с командой проекта не заканчивается. За каждым наставником закрепляется сопровождающий психолог, который консультирует и поддерживает. Сопровождение проходит в трёх направлениях. Первое — индивидуальные бесплатные консультации, помощь здесь и сейчас. Наставник может позвонить сопровождающему психологу и обсудить любую проблему, возникшую в рамках проекта. Второе — ведение пары. Специалист изучает отчёты наставников, и если в паре возникают сложности, даёт свои рекомендации. Третье направление — проведение супервизионных встреч, где действующие наставники обсуждают возникшие в процессе общения трудности.
- Когда у наставника возникают сложности, мы не можем прикрыться фразой «Ну, такие дети». Задача психолога — дать человеку необходимые умения, знания и навыки, чтобы он смог в дальнейшем самостоятельно справляться с собой, с ребёнком, с возникающими ситуациями. Поэтому очень важно вторичное обучение, на котором мы разбираем актуальные темы, — поясняет Артём Скобёлкин.
Дружба после выпуска
Одна из задач проекта — обеспечить «бесшовное» проживание самого сложного этапа в жизни подростка — выпуск из интерната и переход во взрослую самостоятельную жизнь. Именно наставник, который появился ещё в учреждении, выстроил с ним безопасную привязанность, может стать опорой на этом пути.
- Могу с уверенностью сказать, что этот период — один из самых интересных в жизни наставника. Он как будто сам снова поступает в ВУЗ или ССУЗ, но только теперь уже вместе со своим подопечным. С одной стороны, это очень классный этап, с другой — наставников ждёт некоторый спад отношений. Всё объясняется тем, что первое время новая жизнь забирает у ребёнка время и возможность общаться с наставником. Поэтому наставники чувствуют себя одновременно нужными, но будто немного отодвинутыми. Именно в этот период мы стараемся их поддерживать ещё больше, и они переходят в некий «наставнический спецназ». Постепенно общение с подопечным возвращается на прежний уровень, а иногда становится ещё более частым, — рассказывает Артём Скобёлкин.
По данным федерального проекта «Наставничество», существуют пары, которые общаются уже 10 лет и даже дружат семьями.
Что получает наставник от проекта
Участники проекта «Наставничество» получают достаточно много возможностей. Они удовлетворяют свою потребность в самореализации, желании быть полезными и нужными. Наставник может делиться с подопечным компетенциями, быть неким мастером. Подростки учат взрослых принятию и терпению, новому взгляду на привычные вещи. Общение с подопечным может перерасти в настоящую дружбу взрослых людей. При этом наставник получает огромное количество единомышленников, которые готовы общаться и поддерживать. В рамках проекта проводятся совместные мероприятия: выходы в театр и на концерты, участие в форумах и конференциях, тимбилдинг, спортивные соревнования и мастер-классы. В результате каждый наставник ощущает себя частью большого и дружного комьюнити.
- Каждый год мы ставим для себя задачу — чтобы у каждого выпускника интернатного учреждения был свой наставник. Тогда мы спокойны за этих детей. На сегодняшний день эта потребность закрыта только в одном учреждении. Очень нужны наставники в уржумском Центре помощи детям, который стал шестым учреждением-участником проекта. Сегодня у нас 30 подростков, которые ждут своего старшего друга, — делится руководитель проекта Людмила Головизнина-Чешуина.
Ближайший тренинг по программе федерального проекта «Наставничество» состоится 5 апреля с 10.00 по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса 127, офис 600 (18+). Если вы готовы помочь подростку из детского дома подготовиться к самостоятельной жизни, заполните анкету на сайте nastavnichestvo.org и приходите на ознакомительную встречу.
Всероссийский проект «Наставничество» — совместный проект благотворительного фонда «Это чудо» (г. Киров) и благотворительного фонда «Солнечный Город» (г. Новосибирск). Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.