Рассказываем об участниках важного и полезного социального проекта, где одинокие дети обретают старшего друга, а взрослые получают возможность помочь ребятам адаптироваться в этом сложном мире.
- Юлия и Сергей, которые познакомились летом 2024 года
- Первая встреча
- Общение и кризисы
- Юлия о проекте
- Серёжа про наставника Юлию:
- Блиц
По статистике 85% детей, проживающих в детских домах, - это подростки. У ребят старше 12 лет значительно меньше шансов попасть в новую семью. При этом таким детям особенно важна поддержка взрослого, который будет рядом в трудную минуту. Потому что это «сложный» возраст, впереди самостоятельная жизнь - грамотная социализация, позитивный пример и банальная возможность поговорить с кем-то неравнодушным становятся очень важны.
С 2020 года в Кировской области реализуется проект «Наставничество», он помогает детям из детских домов найти того самого значимого взрослого. Свойкировский открывает цикл историй о наставниках и их подопечных.
Юлия и Сергей, которые познакомились летом 2024 года
«Меня зовут Юлия Канаш, я председатель Кировского областного профсоюза жизнеобеспечения. О проекте «Наставничество» узнала от коллеги, который только подал заявку на участие. Когда он рассказывал о проекте, подумала: «Я люблю детей. Со своими двумя мы на одной волне, в доме часто бывают их друзья. Почему я еще не там?». Получилось так, что на обучение по программе «Наставничество» мы с коллегой уже шли вместе.
На тренингах нас познакомили с проектом и его правилами, рассказали о том, как правильно взаимодействовать с ребенком из детского дома. На первом этапе это очень помогает, у тебя появляется какой-то базис знаний. Я получила сертификат об окончании обучения и стала ждать. Конечно, всё это время я немного переживала, потому что наставникам с моего потока подопечных нашли почти сразу. Через два месяца меня позвали на первую встречу с Серёжей, моим подопечным.
Первая встреча
Первая наша встреча была волнительной. В комнату зашёл худенький мальчик, щеки впалые и взгляд, как у испуганного волчонка. Казалось, что он не столько боится, сколько не понимает, что сейчас будет. Позже я узнала, что Серёжа совсем недавно поступил в интернат и еще находился в процессе адаптации.
Психолог проекта познакомила нас и оставила вдвоём. Я начала разговор по-простому, без умных слов. Рассказала о себе, своих детях, увлечениях. Постепенно мы перешли в диалог, который строился по принципу «вопрос-ответ». Сергей отвечал на вопросы открыто, без стеснения. К концу встречи разговор пошёл.
Серёжа доброжелательный, веселый и открытый молодой человек. У него неплохие результаты в учёбе благодаря стараниям и поставленным целям. Несмотря на особенности здоровья, он осознанно тренирует усидчивость и сдержанность. Занимается рукоделием и у него отлично получается! Под руководством педагогов-воспитателей Сергей делает поделки и картины из алмазной мозаики. Недавно я привезла ему новый набор и теперь на каждой встрече он рассказывает, как продвигаются его успехи. Сказал, что к 8 марта всё будет готово.
Я часто говорю Серёже, что все мы живем для того, чтобы учиться. И если не получилось с первого раза, ничего страшного. Уверена, при должном старании он достигнет в жизни хороших результатов. А я стараюсь его поддерживать и очень горжусь его успехами.
Общение и кризисы
Стараюсь навещать Сергея по выходным. Сейчас наши встречи больше направлены на установление доверительных отношений. Он начинает потихоньку раскрываться, рассказывать что-то личное. Летом мы гуляем по территории интерната, иногда устраиваем пикники с вкусняшками и разговорами или играем на спортплощадке. В конце Серёжа обязательно ведёт меня к турнику, чтобы показать свои новые трюки. Зимой ходим на каток или сидим в комнате, пьем чай. Разговариваем про какие-то интересные события, случившиеся за неделю, Сережа рассказывает про учёбу. Помимо личных встреч мы стараемся созваниваться раз в неделю.
По правилам проекта я не могу давать Сереже деньги, дарить какие-то дорогие подарки, хотя он сам ничего не просит. Конечно, мне постоянно хочется что-то ему купить и привезти. В этот момент вспоминаю слова психологов проекта: «Наставничество - это про дружбу, а не про спонсорство». Но без вкусняшек никогда не езжу.
Конечно, мальчики не такие эмоциональные, как девчонки, но я спокойно к этому отношусь. У нас ровные, дружеские отношения. Одна из главных задач наставников - не переходить в родительскую позицию. Это достаточно сложно, тем более, когда у тебя есть свои дети. Сергей часто рассказывает о своей семьей и это приводит в чувства. Приходит понимание: я его друг.
Кризисных моментов у нас пока не было и, надеюсь, не будет. Мы просто продолжаем знакомство, открывая друг друга всё больше.
Юлия о проекте
У меня двое детей - 28-летняя дочка, практикующий хирург, живет в Питере, а 14-летний сын живет со мной. Когда я рассказала о том, что стану наставником, дочь совершенно не удивилась, она просто сказала : «Ну мама, когда ты всё успеваешь?» . Сын отнесся спокойно, не было какой-то особой радости, или, наоборот, негатива. Я не вовлекаю его в проект, не говорю, что ты должен стать другом для Сережи. Понимаю, что это только моё. Я просто не могу жить не активно, это мой стимул - быть кому-то полезной.
Не стоит бояться быть наставником. Этот проект про доверие, дружбу и поддержку. Будьте полезными обществу - это приносит эмоциональное удовлетворение. Благодаря проекту «Наставничество» вы не только сможете помочь детям, но и реализуете свои врожденные потребности быть нужным».
Серёжа про наставника Юлию:
Мою наставницу зовут Юлия. Она красивая, умная, энергичная. Я люблю с ней разговаривать, кататься на катке. Хотя она сама не катается, но помогает мне. С ней легко общаться и делиться какими-то переживаниями. Наставник нужен подростку, чтобы было с кем поговорить и повеселиться, например, рассказать шутку. Если у нас с Юлией произойдет какая-то ссора, я уверен, мы всегда сможем помириться.
Блиц
- Опишите тремя прилагательными вашу дружбу: крепкая, неразлучная, весёлая.
- На кого из персонажей мультфильмов вы с подопечным похожи: Я - Супер-Кот, а Юлия - Леди-Баг
- Какую фразу вы написали бы своему наставнику на праздничном торте?: С Днем рождения!
Благодаря проекту «Наставничество» более 1800 подростков обрели значимого взрослого. Наставник - это друг, который помогает ребенку адаптироваться во взрослой жизни, проще решать бытовые задачи, чувствовать себя более уверенным и самостоятельным. Наставником может стать человек старше 24 лет, без судимости, не являющийся действующим приёмным родителем. Чтобы узнать больше о проекте, сделайте первый клик на сайт nastavnichestvo.org
Всероссийский проект «Наставничество» - совместный проект благотворительного фонда «Это чудо» (г. Киров) и благотворительного фонда «Солнечный Город» (г. Новосибирск).