650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • «Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

Автор:
18 сентября 2017, в 17:06
Просмотров: 32677

Рассказываем, почему школьники списывают и можно ли с этим бороться.

О чем говорится в статье:
  • Почему школьники используют ГДЗ?
  • Как с ГДЗ борются учителя и родители
  • Так влияет ли ГДЗ на систему образования?

Готовые домашние задания – тематическая литература, в которой содержатся ответы на упражнения из школьных учебников. Согласно данным поисковой системы «Яндекс», практически каждый день с начала учебного года одним самых популярных запросов становятся ГДЗ [готовые домашние задания]. Кроме того, по статистике онлайн-сервиса SimilarWeb, в списке 50 самых популярных образовательных сайтов мира расположились два российских – znanija.com и megaresheba.ru. На обоих ресурсах размещены ГДЗ для школьников разных возрастов.

Свойкировский пообщался с учителями, школьниками, их родителями и экспертами, чтобы выяснить, меняется ли система образования под влиянием решебников.


Почему школьники используют ГДЗ?

Учителя замечают, что российское образование пытается объять необъятное. Большое количество дисциплин не позволяет ученикам вникнуть в каждую тему. В этом году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС - ред.) среднего общего образования изменился. Сейчас учебный план профильных и непрофильных классов должен содержать 11-12 учебных предметов, тогда как в стандарте 2012 года их было 9-10. Образовательные программы тоже изменились: во многих классах появились новые предметы - второй иностранный язык, астрономия, робототехника и программа «Истоки». Учитывая и без того серьёзную нагрузку, новые предметы часто появляются не в виде отдельных дисциплин, а в рамках имеющихся или за счёт сокращения нагрузки по другим предметам. Например, астрономия проводится в рамках физики, а робототехника - как социальный факультатив. Пока вводятся новые предметы, ученики пытаются разобраться со старыми.


На некоторые темы в школьной программе отводится мало времени, так как в учебном плане количество часов распределяется между всеми дисциплинами. В такой ситуации домашние задания играют важную роль. Они нужны для закрепления знаний и в качестве проверки того, как усвоен материал. Но чем старше школьник, тем больше домашнего задания ему приходится выполнять. Например, в 10 и 11 непрофильных классах литературе уделяется три часа в неделю и 102 часа в год. Сами преподаватели признаются, что этого времени недостаточно для изучения некоторых произведений. Их тексты настолько велики, что приходится разрешать школьникам пользоваться кратким содержанием.

Система образования в Англии и в США применяет подход, когда в средних классах ученики могут составить себе индивидуальное расписание с предметами, выбранными в зависимости от планов на будущее. В то время как российским школьникам нужно изучать всё, что есть в программе. При этом старшеклассники постепенно «забивают» на те предметы, которые не пригодятся им в дальнейшем. Например, для поступления в вуз. Поэтому в одних случаях ГДЗ – возможность проверить свои знания, а в других – способ выкроить время на личные дела.

– Я пользуюсь ГДЗ с 6 класса, в основном решебником по алгебре, так как по этому предмету нужно проверять много разных моментов. После того как посмотрю вариант решения, стараюсь разобраться в нём, чтобы лучше понимать тему. ГДЗ отлично помогает в этом, если не просто списывать, – рассказывает семиклассник Миша.

Некоторым обучение в школе даётся относительно легко, для других учёба становится испытанием буквально с первого дня. Трудности не всегда связаны с переходом от одного звена к другому, иногда их провоцируют конфликты в классе, проблемы в семье, несоответствие психотипа ребёнка с профилем обучения.

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

На стремление школьника хорошо учиться влияют два фактора. Во-первых, в старшей школе ученики понимают, что при поступлении в вуз во время решения спорных вопросов приёмная комиссия обращает внимание не только на результаты ЕГЭ, но и на аттестат. Поэтому подростки говорят, что самое главное для них – оценки, а простейшим способом не получить двойку становится использование ГДЗ.

– Темы проходим быстро, надо успеть за планом, поэтому домашки огромное количество, её учителя стараются проверять каждый урок. Мне, например, понимание нужно только по тем предметам, которые сдаю, поэтому я списываю 70% домашки, а остальное решаю с репетиторами. Сейчас заканчиваю с заданиями за полночь, мне кажется, если бы делала всю домашку сама, не спала бы вообще. Родители не знают, что мне приходится сидеть допоздна, пытаюсь не палиться, потому что они ругаются. Просто не понимают, чего мне стоят более-менее хорошие оценки, а они для них очень важны, – делится одиннадцатиклассница Саша.

Во-вторых, дети не хотят идти на конфликт с родителями и преподавателями. Психологи отмечают, что часто школьники учатся не для себя, а для взрослых. Ведь родители, как правило, возлагают на своего ребёнка большие надежды: «Учись, чтобы жить нормально», «Сейчас без образования никуда». Получается, что дети получают знания механически. И если ученик не так успешен, как хотели бы его родители, ругаться бесполезно, нужно разбираться в причинах, считают специалисты.

– Для одних школьников слово «ругать» ассоциируется с замечанием, а для других – выпороть так, что на попе больно сидеть. Поэтому это слово и эти меры не стоит использовать. Лучше провести разбор ситуации и спокойно поговорить, объяснив, что ребёнок не один и родитель хочет ему помочь. Нужно позитивно воздействовать на школьника, потому что учиться на страхе невозможно - рано или поздно человек к этому адаптируется. Нужно радоваться вместе с ребёнком пятёрке и хвалить его. Ещё думаю, что в некоторых ситуациях родители и дети говорят о разных вещах. Например, когда ребёнок сидит допоздна за компьютером. Взрослые думают, что он развлекается, а ребёнок просто не понимает, что происходит с учёбой. В такой ситуации просто нужно выяснить ситуацию вместе, – объясняет психотерапевт Мария Дубровская.

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения


Как с ГДЗ борются учителя и родители

Многие родители, понимая важность оценок, пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание. Но школьная программа, учебники и задания постоянно меняются и усложняются, взрослые часто не могут справится даже с самыми простыми задачками. Тогда на помощь приходят ГДЗ.

Впрочем, сами учителя замечают, что в нынешних учебниках могут встретиться, мягко говоря, некорректные задания:

– Современные учебники становятся все более странными, если не сказать больше. Дошло до того, что в начальной школе приходится обращаться к репетиторам в решении какого-нибудь отдельно взятого задания. Те, в свою очередь, собирают все свои знания в кучу, консультируются с интернетом/учебниками/коллегами и выдают максимально рациональное, на их взгляд, решение. А в итоге оно оказывается либо неверным, либо «притянутым за уши». Итог - заплаканный ребёнок с двойкой в дневнике и напрочь отбитой надеждой на успешное окончание школы. Ну и как тут без ГДЗ? Чтобы полностью отказаться от решебников, нужно сначала привести в порядок саму систему образования, – считает кировский учитель Елена (имя изменено по просьбе собеседника - ред.).

Ученик списывает, что плохо сказывается на его обучении. Ведь знания не откладываются в голове, не формируется навык решения. Именно поэтому многие родители и учителя запрещают детям пользоваться ГДЗ.

– Я хочу развить мышление в своём ребёнке, а не практиковать слепое списывание. Прошу у него решение, если оно неправильное, мы вместе с ним разбираем, где у него пробел в образовании. Однажды мы подловили его на списывании из ГДЗ. Оказалось, даже в нём бывают ошибки. У него было неправильное решение, объяснить, откуда оно взялось, он не мог. Состоялся серьёзный разговор. Теперь все списывают у него, – рассказывает Михаил, отец шестиклассника.

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

Несмотря на контроль, найти ответы на задания становится всё легче: в сети есть масса сайтов, которые размещают ГДЗ. Во многих из них даже есть подробный алгоритм решения не только домашних работ, но и контрольных. Но учителя говорят, что, как бы быстро не двигался технический прогресс, есть «железный» способ проверить знания - с помощью самостоятельных и контрольных работ.

– Проверить, сам ли ученик делал задание, очень просто: из творческого задания можно ввести в поисковик несколько строчек: выведет на сайт точно с таким же текстом - значит списал. Или если ребёнок слабый, а написал без ошибок, значит или ГДЗ пользовался, или помогал кто-то. Тогда можно дать проверочную по этой теме на уроке: она покажет точнее, на какую оценку он знает материал, – рассказывает преподаватель Центра дистанционного образования детей Константин Ярыгин.

В попытках избежать бездумного списывания на плечи учителей ложится ещё одна задача: переделывать или расширять упражнения из учебника, а также придумывать творческие задания.

– Я думаю, что пользоваться ГДЗ ученикам можно в том случае, если они хотят проверить полученный ответ. Но необходимо помнить, что и ГДЗ пишут люди, которые не застрахованы от ошибок. Использование решебников значительно повлияло только на выполнение самостоятельных заданий. Ведь в классе у ученика всё же меньше шансов найти эти ответы «нелегальным» путём. Я не часто замечаю, что мои ученики списывают домашнее задание из решебников, так как многие из них творческие. Мне кажется, с помощью своей фантазии учителя могут бороться с бездумным списыванием, – рассказывает Екатерина Белова, учитель школы № 10.


Так влияет ли ГДЗ на систему образования?

Несмотря на все споры, сами педагоги утверждают, что ГДЗ почти не влияет на процесс обучения, скорее на самих учеников - стало больше тех, кто не вкладывает сил в получение образования. Но есть учителя, которые не склонны перекладывать всю ответственность на систему и детскую лень. Ведь адекватное распределение нагрузки - одна из главных задач педагога.

– У каждого учителя есть норма домашнего задания. Например, я знаю сколько времени будет потрачено на каждое задание: его не должно быть слишком много или слишком мало. Обязательный уровень - это три, а дальше уже по уровню возможностей. Получается и учителя отчасти виноваты, если неправильно распределяют нагрузку. Нужно понимать, что дети не изучают только один предмет. Вообще учитель сейчас старается убедить учеников, что контрольные работы и государственные экзамены придётся писать без ГДЗ. У меня был печальный опыт, когда ученик долгое время пользовался решебниками, а когда перестал, скатился на двойки, – рассказывает Алевтина Кряжевских, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Мурыгино.

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

Путей решения проблемы использования готовых домашних заданий пока нет. В Институте развития образования Кировской области говорят, что списывание из решебников - предмет внимания не только экспертов сферы образования нашего региона, но и всей страны в целом.

–Дети используют ГДЗ как готовое клише, не отрабатывая необходимых действий. И я затрудняюсь ответить, как можно исправить эту ситуацию. Сейчас решебники стали общедоступными, нельзя же ученикам перекрыть доступ в интернет. Единственное учителя могут пытаться доносить до школьников, что использование ГДЗ может негативно сказаться во время сдачи государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классе. Потому как определённых навыков сформировано не будет, – говорит Надежда Носова, заведующая кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области.


Все соцсети
Комментарии
8
 
Комментарии (8)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 17 февраля 2018, в 12:29
Почему жизнь ребёнка в обществе становится сложнее, да потому что чиновники образования увеличивают и увеличивают количество экзаменов! Для чего после 9 класса школьники будут сдавать ОГЭ - уже по 6 предметам,ведь не все будут поступать в ВУЗЫ!!!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 29 марта 2018, в 15:54
ВУЗ сейчас ни кому не надо без высшего образования тебя даже дворником не возьмут работать
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 сентября 2022, в 15:41
Надо по всем предметам сдавать и ОГЭ и ЕГЭ
предметы учат не для "галочки", а чтобы получить определённыее навыки
в школе нет "ненужных" предметов
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 марта 2020, в 18:34
Я в 5 классе, и просто не могу не пользоваться гдз, у нас по 18 предметов в школе! Как мне все это успеть без гдз!? Я понимаю что с гдз мне будет только хуже и я не здам экзамены. В последнее время я очень часто им пользуюсь, так - как родители (мама). Очень сильно орёт на меня, если я что-то не понимаю, если она объясняет и я не понимаю. + я почти каждый день плакала из-за уроков, из-за оценок и т. Д, но теперь вроде с гдз не плачу... Это же лучше, да? Я помню когда я 8 часов прорыдала за уроками, глаза потом жутко болели... Ещё и в школе дела не очень (с друзьями), а я и с гдз делаю уроки до десяти вечера. А учителя (большая часть) просто запугивают нас, говорят что мы ничего не сможем и что мы самый худший класс + учёба в субботу (причём с 5 класса) в то время, когда моя двоюродная сестра учится в другой школе, у них 10-12 предметов, они не учатся в субботу, вообще не задают на каникулы, я не понимаю, когда я была в 4 классе нам всем говорили что программа с равняется, все будет одинаково и т. Д. Я вот сейчас прочитала эту статью, узнать насколько плохо это списывание сказывается на людях, может мой комментарий будет полезным, ведь это же тоже не возможно сидеть за уроками до часу ночи...)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 сентября 2022, в 19:14
плакать потом будете. Это как вместо еды есть пенопласт. Сначала чуство насыщения будет, а потом серьёзные проблемы со здоровьем
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 31 мая 2023, в 10:38
я во с ГДЗ списываю но мне теперь стыдно я в 4 классе но вот я захотел пройти тест на 4 класс русский язык и я очень плохо его знал мне вообще очень стыдно
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 апреля 2024, в 22:28
Ухх... Девятый класс. 65 часов учёбы в неделю, учитывая ту самую пресловутую домашку (36 часов в школе + 2 часа подготовки к оге + 6 (у нас шестидневка) * 4,5 (среднее время, за которое я делаю д/з)). В неделе 168 часов, итого школа отнимает у меня почти 40% времени.. это даже больше, чем сон (7 часов/день = 29% моего времени). К тому же, домашка зачастую затягивается до 0-1 часа ночи, которая в свою очередь уменьшает сон, который жизненно необходим, особенно для подростков! Ну и как теперь не заглядывать в решебники?
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!