Дело Никиты Белых НЕзаброшки Выборы-2022 Дело Быкова Автолюбителям Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Автор:
21 июня 2017, в 16:35
Просмотров: 5294

На улицах Кирова идут масштабные работы по укладке асфальта - осваивается миллиард, выделенный областному центру на ремонт дорог из федерального бюджета. При этом всё чаще вскрываются уже ставшие системными «косяки» - дорожное полотно обновляется без установки бордюров, без отсыпки обочин, канализационные люки закатываются в асфальт, не оборудуются съезды и пропускаются целые участки улиц. Почему так происходит, выяснял Свойкировский.

О чем говорится в статье:
  • Не вина подрядчика
  • 1200 рублей и не больше
  • Нет ливнёвки - нет гарантии

20 июня, разгар рабочего дня. Вместе с представителями Дирекции дорожного хозяйства и группы общественного контроля за ремонтом дорог мы идём по улице Труда. Подрядчик - московская компания «Агентство развития перспективных технологий» - сдаёт полуторакилометровый участок дороги от улицы Горбуновой до набережной Грина. Многолюдная процессия из чиновников, дорожников, общественников и журналистов, бодро шагающая по улице, привлекает внимание прохожих и автомобилистов.

- Как попало положили асфальт, проверяйте лучше! - кричит нам из окна проезжающей иномарки молодой водитель. Ему вторит мужчина лет тридцати из припаркованной на обочине легковушки. Говорит, что на участке от Свободы до Ленина новый асфальт положили так, что складывается ощущение, будто едешь по ступеням.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Прохожие тоже живо реагируют на толпу чиновников в ярких жилетках.

- Труда закатали, а когда Милицейскую сделаете? Ведь невозможно на автобусах ездить, как трясёт! А у меня спина больная! - возмущённо кричит женщина-пенсионерка.

- Будет вам в этом году Милицейская, не переживайте, - отвечает ей замдиректора «ДДХ» Марина Бармина, идущая во главе приёмочной группы с дорожным измерительным колесом.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Другая женщина останавливается на тротуаре и пытается объяснить проверяющим, что не нашла рядом со своим домом прежней ливнёвки.

- Я живу на этой улице, знаю тут каждый квадратный метр. Вот здесь - у 37-го дома и вот там дальше у 39-го - были люки ливневой канализации. Сейчас их нет, всё закатали, - жалуется она. Её слова подхватывает гражданский активист Багир Шарифов. Он говорит, что раньше на этой улице было более сотни люков, теперь их осталось пять.

- Люки должны будут поднять и восстановить следующим этапом, это будет отдельный контракт, - объясняет руководитель «Дирекции дорожного хозяйства» Андрей Менькин.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Один за другим проходим два перекрёстка - с улицей Володарского и улицей Свободы. На обоих большое количество люков и полное отсутствие свежего асфальта. Но если на пересечении Труда – Володарского старое дорожное полотно находится ещё в сносном состоянии, то перекрёсток Труда – Свободы весь в жутких ямах и заплатках. Проезжающие мимо автомобилисты, подскакивая на кочках, матерятся и недоумевают, почему на только что отремонтированной дороге остался нетронутым этот адский участок.

- Эти перекрёстки мы пропустили сознательно, - поясняет этот удивительный момент Марина Бармина. - Асфальтирование перекрёстка Труда – Свободы входит в техническое задание по ремонту улицы Свободы, он будет перекрываться в этом году. А ремонт улицы Володарского запланирован на 2018 год. Потому что пока здесь хороший перекресток, а во-вторых, здесь ещё будет реконструкция тепловых камер.

На большей части улицы Труда нет ни бордюров, ни отсыпки обочин щебнем. Вместо них - грязь и лужи, образовавшиеся после сильного дождя.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Естественно, автомобилисты паркуются кто во что горазд, заезжая на газоны и разнося грязь с обочин по всей дороге.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

На перекрёстке с улицей Свободы свежий асфальт, возвышающийся над проезжей частью, образовал две ступеньки: съезда на тротуар нет, прохожие с колясками и в колясках уже мучаются.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Новое дорожное полотно заканчивается в 50 метрах от улицы Ленина и дальше продолжается уже за перекрёстком. По словам Марины Барминой, так и было задумано: этот участок пока в удовлетворительном состоянии и ещё находится на гарантии, поэтому его решено не ремонтировать.

По итогам осмотра замдиректора «ДДХ» выносит вердикт: участок от Карла Маркса до Ленина выполнен с оценкой «хорошо». Небольшие замечания к подрядчику есть и они уже предъявлены: в частности, необходимо залить битумом спаечные соединения между старым и новым асфальтом.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Отсутствие бордюров, признаёт Марина Бармина, действительно проблема, но это не вина подрядчика.

- Установка бордюрного камня не была учтена в техническом задании. Будем изыскивать деньги и ставить бордюры за счёт другого муниципального контракта, - поясняет она.

Кто-то из присутствующих жалуется на воду, стоящую на дороге и большие лужи по обочинам. В ответ на это Марина Юрьевна только разводит руками:

- Если бы у нас был капитальный ремонт по проекту, тогда бы всё было включено в стоимость. Но у нас идёт только замена существующего асфальтобетонного покрытия, при которой мы стараемся в полном объёме обеспечить отсутствие воды на проезжей части, - говорит она. - При всём при том, на улице Труда нет ни одного ливневого колодца, здесь отсутствует сеть ливневой канализации. А ливневая канализация для начала требует разработки проектно-сметной документации, это большие суммы, которых в администрации города в настоящий момент нет.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа


Не вина подрядчика

Примеров, когда «Дирекция дорожного хозяйства» не учла в техническом задании на ремонт дорог каких-то важных моментов, по городу уже насчитывается масса.

Например, отремонтированная и сданная на днях улица Пушкина в Нововятске была принята без оборудованных съездов и отсыпанных обочин - ни те, ни другие работы не были предусмотрены контрактом.

На Филейке при ремонте улицы Василия Жуковского бордюры в смету заложили, но при их установке совершенно не учли, что у знаменитого «самолёта» ещё в 2014 году в документации по планировке развязки на перекрестке улиц Жуковского и Подгорной запланирован пешеходный переход.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Филейка. Фото: Александр Галушко

- Когда начались ремонтные работы, я написал в управление благоустройства и транспорта с просьбой в рамках ремонта улицы сделать задел под пешеходный переход, а именно - установить бордюры с учётом безбарьерной среды, понизить их уровень, - рассказал в группе «Культурная Филейка» местный житель и активист Александр Галушко. - Освещение там есть, осталось бы сделать подходы и установить знаки. Но мне ответили, что эти работы не предусмотрены условиями контракта. Конечно, это же абсолютно невозможная задача - бордюры уложить немного по-другому. Этот переход вот уже больше трёх лет после ремонта сквера у самолёта организован как попало - это дыра в заборе с выходом через метр вытоптанного «газона», читай грязи, на середину перекрёстка. Это очень «комфортно», «удобно» и «безопасно», как, видимо, считают власти. Понятно, что после ремонта оживлённость движения на этом перекрёстке увеличится, а значит и переходить дорогу будет сложнее. Занятно, что федеральная программа «Безопасные и качественные дороги» не может предусмотреть небольшой пешеходный переход. Получилось опять отсутствие комплексного подхода, о чём так часто говорится.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Ганино. Фото: кировский штаб ОНФ

На улице Центральной в Ганино, где ремонт дороги должен завершиться уже к 1 июля, возникли вполне ожидаемые проблемы с водоотведением. По словам местных жителей, дорожное полотно подтапливает регулярно, что приводит к быстрому разрушению асфальта. Таких проблемных участков на улице Центральной три. Самый большой имеет длину около 100 метров, остальные – по 20-30 метров. По мнению жителей, решить проблему на мелких участках можно, вырыв дренажные рвы вдоль дороги. На крупном же участке необходимо монтировать водоотводную трубу. Однако все эти моменты никак не учтены при составлении техзадания и заключении контракта.

- В этом году по программе «Безопасные и качественные дороги» на ремонт улицы Центральная выделено более 30 млн рублей, – рассказывает эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в регионе Егор Поспелов. - Но ремонт предусматривает только асфальтовое покрытие. Однако если здесь вовремя не сделать водоотведение, новая дорога весной убежит вместе со снегом, и деньги на ремонт будут потрачены впустую.

Всё в том же Нововятском районе на улице Молодой Гвардии вместо запланированного ремонта до дома № 16 асфальт положили только до дома № 12, оставив нетронутым разбитый участок длиной около 70 метров. В «ДДХ» говорят, что ремонт оставшейся части дороги и оборудование съездов будут осуществляться в рамках дополнительного контракта.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Нововятск, ул. Молодой Гвардии

Но, пожалуй, самый серьёзный «косяк» выявился на этой неделе при ремонте дороги Киров – Русское. Там неверно посчитали объём щебня, который требуется для ликвидации неровностей перед укладкой асфальта. Руководитель «ДДХ» Андрей Менькин в беседе с журналистом портала Свойкировский сообщил, что из-за недоработок в составлении сметы на дорожные работы на этом участке не хватает около 16 млн. рублей. Это произошло потому, что специалисты дирекции составляли смету зимой, многие ямы были занесены снегом, поэтому в аукционной документации был указан недостаточный объём щебня.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Дорога Киров-Русское. Фото: vk.com/delaidorogi

Все эти моменты, разумеется, не отменяют недоработок самих подрядчиков, к работе которых также возникает немало претензий. Чего стоит только укладка подстилающего слоя чёрного щебня всё на той же дороге Киров – Русское, которая, по свидетельствам очевидцев, производилась на поверхность, обработанную битумом за сутки до укладки, а сам щебень на неперекрытом участке дороги за ночь превратился в месиво. Но серьёзные «косяки» в аукционной документации даже при добросовестном подходе исполнителей делают качественный дорожный ремонт в принципе невозможным.


1200 рублей и не больше

Почему так происходит, у участников процесса мнения разнятся. Общественники полагают, что дело в недостатке компетенции и мотивации со стороны заказчика. Плюс сыграл роль фактор времени - слишком сжатые сроки отводились на разработку документации. У городской администрации, конечно, был определённый план ремонта дорог на 2017 год, но федеральные деньги свалились слишком неожиданно и раза в два превысили тот объём, на который рассчитывали в муниципалитете.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

- Почему у кого-то в Москве зимой стукнуло, что у нас в России нет дорог и надо срочно выделять деньги на их ремонт? Почему не летом? - говорит член региональной группы общественного контроля за ремонтом дорог Виталий Брамм. - То есть о том, что на дороги Кирова будет выделен миллиард рублей, мы узнали только в декабре, и был короткий период на то, чтобы сформировать сметы и технические задания. А если нет актуальных дефектных ведомостей, нет паспортов дорог вообще - на основании чего зимой можно составить адекватное техзадание?

В «Дирекции дорожного хозяйства» отсутствие в сметах работ по устройству бордюров, поднятию люков и оборудованию ливнёвки объясняют по-другому.

- При составлении смет, по условиям программы, мы должны уложиться в стоимость ремонта 1200 рублей за квадратный метр. Сюда входят все подготовительные работы, щебёночное основание, выравнивающий и верхний защитный слои асфальта плюс поднятие люков. Мы должны были соблюсти эту цену, иначе бы сметы не прошли госэкспертизу, - комментирует Марина Бармина. - К городским дорогам почему-то предъявляют такие же требования, как и к автотрассам. Но городская улица не может быть приравнена к автодороге, потому что здесь есть пешеходные переходы, искусственные неровности, тротуары, бордюры, те же колодцы, наконец. Мы неоднократно писали об этом и в городскую администрацию, и в минтранс, обосновывали, что реально ремонт одного квадратного метра дороги в городе стоит 1600-1700 рублей, а не 1200 рублей, которые нам дают. Тогда были бы сделаны и колодцы, и бордюры, и тротуары.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

Теперь же городу приходится изыскивать дополнительные деньги на то, чтобы «довести до ума» уже отремонтированные дороги. В «ДДХ» посчитали, что на устройство недостающих бордюров и поднятие закатанных в асфальт люков необходимо чуть более 1 млн. рублей.

- Сумма хоть и небольшая, но в условиях плохой собираемости бюджета сложно изыскать даже эти деньги, - говорит Бармина. - Мы выходили с предложением изыскать эти деньги за счет экономии, полученной на дорожных аукционах, - там было порядка 116 млн. рублей. Но нам сказали, что эти деньги можно тратить только на ремонт новых квадратных метров. Так что теперь вопрос о выделении дополнительных средств на люки и бордюры будет вынесен на гордуму.

На вопрос, почему нельзя было сначала предусмотреть установку бордюров, а потом уже ремонт дорожного полотна - ведь так более логично, Марина Юрьевна ответила, что в отсутствие бюджетных ассигнований объявлять аукцион по поиску подрядчика на установку бордюров нельзя - это уголовно наказуемо. Так что пока средства не найдены, «ДДХ» не может даже искать исполнителя, не говоря уже о том, чтобы сделать эти работы до укладки асфальта.


Нет ливнёвки - нет гарантии

Такой подход к организации дорожных работ вызывает критику со стороны общественников. Во-первых, говорят они, отдельные контракты на поднятие люков и установку бордюров могут привести к удорожанию, поскольку потребуют дополнительных работ. Например, новым подрядчикам придется за свой счёт восстанавливать повреждённое дорожное полотно. Во-вторых, отсутствие ливневой канализации и прочие существенные недостатки в технической документации позволят исполнителям контрактов уйти от гарантийных обязательств.

Сизифов труд. Почему в Кирове не получается безопасных и качественных дорог, как того требует федеральная программа

- Любая претензия в адрес подрядчика в суде рассыплется, потому что отсутствие той же ливневой канализации нивелируют гарантийные обязательства, - отмечает Багир Шарифов. - Такие прецеденты уже были неоднократно в предыдущие годы, когда «ДДХ» подавала претензии подрядчику и проигрывала в суде. Потому что подрядчик объяснял, что вода разрушила основание, поэтому разрушился верхний слой, а причина - в отсутствии ливневой канализации. Вы не в состоянии содержать дорогу или вы с нарушениями её запроектировали, поэтому гарантийные обязательства мы нести не будем. И суд принимал сторону подрядчика. Такая практика наблюдается и в Кировской области, и в целом по стране. То есть асфальт они положат, но гарантии никакой не будет. На ливнёвку у города денег нет, и это проблема. Это как если вы бесконечно будете ставить заплатки на штаны вместо того, чтобы взять и купить новые.

В «Дирекции дорожного хозяйства» тем временем уже пообещали, что учтут ошибки нынешнего сезона. В частности, как пояснил Андрей Менькин, первые обследования улиц, запланированных к ремонту на следующий год, уже начаты.

- В планах – паспортизация всех дорог города Кирова, которая даст нам полную информацию и позволит правильно ставить «диагноз» каждой дороге: в каком году она ремонтировалась, в каком состоянии основание и так далее. Соответственно, все работы будут учтены. Но паспортизация - трудоёмкий процесс, который проводят инженеры специализированных институтов. Пока готовим сметы по самым сложным участкам дорог. Полностью вся работа должна быть завершена в начале 2018 года, - заключил он.

Все соцсети
Комментарии
14
 
Комментарии (14)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
АКЦИИ И СКИДКИ КИРОВА
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!