«QR-кодами нас опять тянут вниз»: кировские бизнесмены о новых ограничениях, падении выручки и недостаточной господдержке

С первых дней введения QR-кодов в Кировской области предприниматели были вынуждены «держать оборону»: постоянные посетители кафе, кинотеатров и фитнес-центров начали обвинять владельцев бизнеса в «фашизме», «дискриминации» и «продовольственной проституции».

Портал Свойкировский решил узнать у представителей бизнеса, как ограничения отразились на выручке и клиентах, хватает ли предпринимателям поддержки от государства и как им удаётся пережить очередную тёмную полосу в экономике?

Ограничения и компенсации

Из-за напряжённой эпидемиологической обстановки в Кировской области с 25 октября ввели QR-коды, подтверждающие вакцинацию от коронавируса. Кроме того, в регионе запретили работать в ночное время заведениям общепита, кинотеатрам и концетным площадкам.

Также неделю с 30 октября по 7 ноября в Кировской области объявили нерабочей. Сотрудникам бюджетных организаций на этот период сохранили заработную плату, а представителям малого и среднего бизнеса президент РФ пообещал организовать временные меры поддержки.

Так, предприниматели до конца года могут получить разовые выплаты в размере одной МРОТ на одного работника. Претендовать на гранты смогут компании из сфер спорта, гостиничного бизнеса, общепита, образования, культуры и некоторых других.

Помимо этого, в правительстве вновь введут льготные кредиты для предпринимателей по программе «ФОТ 3.0».

Максимальный размер такого кредита – один МРОТ на одного занятого, помноженный на 12 месяцев. По этой программе кредит будет предоставляться по льготной ставке 3% годовых только тем компаниям, в которых количество сотрудников работников сохранится на прежнем уровне.

«Это не цифры на бумаге, это люди»

Однако многих предпринимателей такие меры поддержки не устроили. По их мнению, выплаты и кредиты могут лишь временно помочь в закрытии бюджетных дыр.

Недавно в соцсетях рестораторы всех городов запустили флешмоб под говорящим названием #янемрот. В рамках этой акции предприниматели хотят привлечь внимание властей и добиться реальной компенсации убытков по зарплате сотрудников.


– Мы не согласны, что власти, лишая нас возможности полноценного заработка, выплачивают нам компенсации в размере МРОТ. Это не цифры на бумаге, это люди. Им нужна полноценная заработная плата, – считает управляющий сети «Сели-Поели» Пётр Кочетов. – Наши сотрудники не виноваты, что их ограничивают в праве работать, когда другие имеют такую возможность. Также не стоит забывать, что 43% с оплаты труда идёт на налоги, и по факту работникам приходят другие суммы.

– Поддержка должна соответствовать наносимому ущербу. В идеале она должна его перекрывать. Потому что с одной стороны наносится финансовый ущерб, с другой – репутационный. Если финансовый ущерб можно измерить в обозримых сроках, то репутационный ущерб требует более длительного восстановления и также требует финансовых ресурсов, – считает генеральный директор сети «Прядки в порядке» Дмитрий Кочев. – Мы можем констатировать, что введенные ограничения только за неделю привели к 50%-ой потере выручки по нашей отрасли. Кировчане стричься меньше не стали, просто они начали уходить к кому-то на дом, в теневой сектор. Поэтому компенсация одного МРОТа не перекроет издержек на фоне прежних расходов.

По мнению многих предпринимателей, прошлые выплаты и меры поддержки помогли лишь частично и не всем. Например, существенную помощь государство оказало организациям в сфере услуг. Другим представителям малого и среднего бизнеса повезло меньше: они либо вообще не получили никаких выплат, либо едва покрыли убытки.

Кредиты, считают кировские бизнесмены, тоже сомнительная помощь – несмотря на невысокий процент, его нужно в любом случае нужно возвращать. А выход на допандемийный уровень пострадавших от ограничений предприятий обычно занимает не один месяц, иногда даже годы.

– Однозначно, в прошлом году меры были не лишними. Плохо то, что их обозначили конкретно только к концу мая. Многие сотрудники не стали ждать и увольнялись, ушли в другие отрасли. В итоге мы испытываем колоссальный дефицит персонала, с трудом прошли летний сезон, а сейчас очередной удар, – поделился Пётр Кочетов.

– Меры поддержки малого и среднего бизнеса нас не устраивают. Я считаю, что каждую отрасль нужно разбирать отдельно, и вводить разные для всех ограничения, – комментирует ситуацию управляющий гастробара «Инженер» Дмитрий Северюхин. – Я вижу конструктивные меры поддержки для нашего сегмента: нужно ввести выплаты по 30 тысяч рублей в месяц на каждого официально оформленного сотрудника и беспроцентные кредиты сроком до двух лет от одного миллиона рублей.

«QR-коды – это не выдумки бизнеса»

Введение QR-кодов в Кировской области удивило и застало врасплох предпринимателей не меньше, чем обычных жителей. Хотя последние, столкнувшись с ограничениями, начали во всём винить владельцев бизнеса.

– Введение QR-кодов для гостей общепита сразу же нанесло удар по выручке заведений. В среднем по отрасли доходы упали до 80-90% (конечно, всё зависит от брендов и форматов), – объясняет управляющий сети «Сели-Поели» Пётр Кочетов. – Люди на нововведение реагируют неоднозначно, но благодарим всех, кто адекватен и понимает – это не выдумки бизнеса, это требования властей. Не было такого, что предприниматели с губернатором собрались и решили ввести QR-коды. Мы были поставлены перед фактом: либо QR-коды, либо локдаун. В соцсетях бизнес обвиняют в фашизме, в «продовольственной проституции», не понимая, что нам тоже как-то нужно «прокормить» 300 сотрудников.

Комментарии под постом о введении QR-кодов в кафе «Книжный клуб 12»

При этом большинство предпринимателей и без возмущений кировчан понимали, что QR-коды – не лучшее решение правительства. И основные недовольства в бизнес-кругах звучали чаще всего не в адрес обязательной вакцинации. По мнению предпринимателей, сами по себе любые ограничительные мероприятия, введенные на этапе восстановления экономики, могут нанести по организациям новый удар.

– Самым сложным за пандемию был апрель-май 2020 года. В условиях полного локдауна мы выживали на онлайн-тренировках, пришлось сократить штат. Покупали в магазине лишь самое необходимое, многие взяли кредиты, – рассказывает руководитель частной детской футбольной школы «Юниор» Максим Кочкин. – Сейчас из-за отсутствия QR-кодов родители не могут приводить ребенка на занятия. На период нерабочих дней некоторые уже уехали в отпуск в другой город или страну. Поэтому доходность уже упала, количество занятий уменьшилось.

– Самый сложный период был весной прошлого года, когда нам запретили работать, а коммунальные платежи всё равно надо платить, да и клиенты атаковали телефонными звонками, требуя открыть салон. Штат сокращать было некуда, итак работаем в минимальном коллективе, но потери персонала всё равно были, – делится владелец имидж-студии «Olastyle» Ольга Шабалина. – Новые ограничения безусловно отразятся на нас. Запись клиентов уже сокращена, чтобы не создавать большого скопления. Да и между клиентами у мастера должен быть получасовой перерыв для дезинфекции рабочего места.

– Уже сейчас у нас наблюдается спад по количеству гостей минимум 30-40%, такой же показатель прогнозируем по падению выручки, – считает управляющий гастробара «Инженер» Дмитрий Северюхин. – При этом введение QR-кодов на посещение ресторанов и ограничение по режиму работы до 23:00 – нонсенс для меня, масло масляное. Люди всё равно продолжают после закрытия ресторана собираться на квартирах, в лофтах и т.д. А мы тем временем теряем выручку.

– За время пандемии мы потеряли большое количество персонала и клиентов. Только за 2020 год убыток предприятия измеряется миллионами рублей. Если нынешние ограничения продлятся месяц, то восстановление прибыли займет 1-2 квартала, – поделился гендиректор сети «Прядки в порядке» Дмитрий Кочев. – За год работы после локдауна мы почти восстановились и вышли на уровень 2019 года. А сейчас нас QR-кодами опять вниз тянут. Это непрекращающаяся борьба.

Двойные стандарты, доставка и скидки

Несмотря на то, что многие предприниматели смирились с новыми ограничениями, владельцев кафе и ресторанов до сих пор не устраивает, что при ухудшении эпид.обстановки самые жёсткие ограничения в первую очередь вводятся именно в сфере общепита. По их мнению, есть и более опасные места, где кировчане уже перестали соблюдать элементарные профилактические требования – продовольственные магазины, ТЦ, общественный транспорт, аптеки и медучреждения.

– Заведения общепита являются самыми чистыми – в них всегда высокий уровень гигиены. Соблюдение СанПин обязательно, поэтому у всех сотрудников есть мед.книжки, в помещениях оборудована современная вытяжка и вентиляция. Персонал всегда в масках и перчатках, у них есть возможность обработать стол после каждого гостя, – рассуждает управляющий сети «Сели-Поели» Пётр Кочетов. – Несмотря на это, ограничения всегда вводят в первую очередь для общепита, при этом игнорируется основной источник заражения – транспорт, где большие скопления людей без масок. Как правило, там нет антисептиков, и после пассажиров обработка не проводится. Общепит в разы безопаснее.


Однако если вспомнить об основной цели ограничений – остановить распространение коронавируса, то можно увидеть и другую, более оптимистичную сторону нововведений.

– Сейчас появилось свободное время и нужно посвятить его той работе, до которой в суете руки не добирались: грамотно сократить расходы, освежить меню, предложить принципиально новые позиции, – написал в соцсетях руководитель пельмень-бара «Хлебное Ухо». – Вскоре обязательно увидите изменения. А пока поддержите нас: доставками, заходите в гости с кодами и отличным настроением!

Некоторые фитнес-центры и тренажёрные залы Кирова, вводя QR-коды, решили продлить абонементы клиентов до момента получения сертификата о вакцинации или отмены ограничений в регионе. Например, фитнес-клуб FITTS решил замотивировать кировчан и запустил акцию – при предъявлении QR-кода о вакцинации можно получить дополнительный месяц тренировок в подарок. Некоторые вместо скидок и бонусов решили просто поговорить с клиентами по душам и объяснить ситуацию с позиции бизнеса.

– Наша команда и в принципе всё сообщество фитнес-предпринимателей делает всё возможное и невозможное, чтобы как можно большее количество кировчан вновь встретились с любимыми тренерами, – обратилась к клиентам основательница сети женских фитнес-клубов Monroe Елизавета Ермолина. – Однако, надо принять тот факт, что временно мы не можем оказывать услуги всем. Не имеем морального права. Ведь штрафные санкции для нас – это закрытие на 90 дней. На 3 месяца могут остаться без работы десятки сотрудников только в нашей сети. Поэтому я прошу каждого из Вас относиться с пониманием к тому, что сейчас происходит.

Многие кафе, рестораны и чайные Кирова из-за ограничений вновь (а кто-то впервые) организовали доставку еды. Полностью на самовывоз и доставку вышло веганское кафе «Брокколи», а в кафе FABRIKA 3.0 теперь для привитых гостей делают скидку 25% на обед и ужин.

На компромисс в пользу кировчан пошли и некоторые заведения для отдыха детей. Например, в «Динки парке» в прежнем режиме могут развлекаться дети. Ограничения действуют для взрослых – вход на территорию развлекательного центра и фуд-корта только по QR-кодам. Семейный парк приключений ZАМАНИЯ на период нерабочих дней закрылся, но его сотрудники продолжают организовывать выездные мероприятия.


– Мы призываем хорошо подумать, прежде чем пойти в заведения, которые нарушают правила. Где гарантия, что они вообще хоть что-то соблюдают?! Мы формируем запись с 7 ноября для тех, кто ещё не получил QR-код. Мы верим, что к этому времени, совместными усилиями, ситуация будет улучшаться и ограничения будут сняты, – обратилось к клиентам руководство детской парикмахерской «Какаду».

Семейному центру MIVILIFE, где детей обучают плаванию, и вовсе удалось избежать введения QR-кодов. Вместо них должны соблюдаться жёсткие требования: всем посетителям нужно находиться на территории центра строго в маске, сопровождать ребенка может только один взрослый, в самом зале бассейна на индивидуальных занятиях разрешено находиться только родителям грудничков до 1 года и родителям малышей в группах, остальные родители должны ждать детей в зоне рецепции, а дети 8-10 лет обязаны заходить в центр самостоятельно.

Вспоминая о вакцинации

Какой же в целом настрой у кировских предпринимателей? Многих последствия ограничений (и возможность их продления) уже не пугают, но, мягко говоря, расстраивают. Все понимают, что QR-коды – это компромисс во имя общей борьбы с пандемией. Правда, со своими серьёзными издержками.


– Откровенно говоря, после прошлогоднего локдауна бизнес думал, что самое ужасное позади. За текущий год предприниматели постарались как-то оправиться от потерь и даже подумать о росте. Но государство сказало – не ищите лёгких путей. Мы тут «завалили» программу по вакцинации населения, и поэтому у нас очередная ковидная волна, которая уже накрыла всю страну, – считает кировский блогер Лев Саламатов. – Поэтому единственное, что мы можем сделать для малого бизнеса – это небольшой грант в размера МРОТ и льготный кредит. Дальше сами – выживайте, а мы вам ещё QR-кодами «поможем». Всё как обычно. За ошибки и просчёты государства и чиновников рассчитывается бизнес и население.

– У области из-за высокой заболеваемости есть два решения: либо QR-коды, либо локдаун. Конечно, QR-коды лучше, чем локдаун – они позволяют работать, – считает предприниматель Дмитрий Кочев. – Но бизнесу QR-коды не помогают, а мешают. Они отнимают выручку, прибыль, ухудшают отношения с клиентами и работу с персоналом. В то же время из-за увеличения темпов вакцинации введение QR-кодов влияет на снижение заболеваемости. Даже по официальной статистике видно, насколько эта мера эффективна.

Фото: Свойкировский.рф