3 апреля вступил в силу закон, согласно которому собственники жилья смогут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Что теперь изменится для граждан и кто теперь будет отвечать перед жильцами за некачественную услугу, выяснял Свойкировский//
О чем говорится в статье:
- Затраты ресурсников вырастут, а тарифы?
- К кому придётся обращаться, если не будет воды, света или тепла?
3 апреля 2018 года Владимир Путин внёс изменения в Жилищный кодекс, по которым собственники жилья теперь могут платить за коммунальные услуги не УК, ТСЖ или ЖСК, как сейчас, а напрямую ресурсоснабжающим организациям. Закон нацелен на то, чтобы плата граждан за воду, отопление и электроснабжение не оседала в карманах посредников и чтобы больше не было случаев, когда жильцы дома исправно платят за коммуналку, а долги перед ресурсоснабжающими компаниями растут.
По теме
Одна из причин долгов в том, что отдельные обслуживающие организации несвоевременно перечисляют деньги, собранные с населения, расходуя их на свои нужды. Бывает и так, что недобросовестная обслуживающая организация просто пропадает с деньгами жильцов, как это было, например, осенью 2017 года в посёлке Ганино в доме на ул. Центральная, 15/1. Этот дом обслуживала УК «Стройснабтехнологии». Когда с началом отопительного сезона батареи в квартирах граждан так и не стали нагреваться, те пошли в свою УК, но по адресу, указанному в договоре управления домом, офиса фирмы не оказалось. Собственники квартир остались без обслуживающей компании и с долгами, так как УК, собирая деньги с жильцов, не расплачивалась за услуги с ресурсоснабжающими организациями.
По теме
К слову, и до принятия этого закона можно было платить за ресурсы напрямую. Например, платежи за электричество давно перечисляются непосредственно в кировский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». А вот случаи прямой оплаты за отопление или воду были, скорее, исключением, так как для перехода на прямые платежи необходимо было, чтобы у обслуживающей организации образовалась задолженность перед ресурсниками в размере более двух среднемесячных платежей. Компьютер ремонт acer
Закон оставил эту норму - как и прежде ресурсоснабжающие компании могут перевести дома-должники на прямой расчёт. Новшество лишь в том, что теперь жильцы, у домов которых нет долгов перед ресурсниками, тоже могут платить напрямую.
В кировском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ожидают, что в течение 2018 года на прямые расчёты за отопление и горячую воду перейдут порядка 150 тысяч квартир Кирова, в 2019 году ещё 50 тысяч. Такие прогнозы озвучивает врио генерального директора филиала Владимир Сураев.
Затраты ресурсников вырастут, а тарифы?
Тем не менее при внешней простоте новых норм непонятным остаётся множество вопросов. Их представители крупнейших ресурсоснабжающих организаций города и руководители управляющих компаний озвучили 4 апреля в ВТПП на круглом столе, посвящённом переходу на прямые расчёты. Например, кто теперь будет снимать показания с индивидуальных приборов учёта, установленных в квартирах? Кто и как будет работать с должниками? На каких условиях теперь будут взаимодействовать УК и ресурсоснабжающие организации? Как разделить ответственность между ресурсоснабжающей организацией и управдомом?
Первое, в чём сошлись обе стороны, - это то, что ресурсники получат дополнительную статью расходов. Теперь им придётся содержать штат сотрудников, которые будут вести расчёт квартплаты. Но говорить о том, сколько человек придётся нанимать и сколько денег уйдёт им на зарплату, пока никто не берётся
- Конечно, новшества приведут к дополнительным затратам. Сейчас мы как раз верстаем бюджет компании, в котором данные изменения будут учтены, так что пока делать выводы рано. Говорить о росте тарифов тоже, - отметил врио генерального директора кировского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» Владимир Сураев.
Переход на прямые платежи будет постепенным, но в «ЭнергосбыТ Плюс» уже определили круг обслуживающих компаний, дома которых будут переводить на прямые расчёты за тепло и горячую воду в первую очередь
- Сначала «распакуем» УК, по которым есть долги, - говорит Владимир Сураев. - Но понятно, что если какой-то дом уже принял решение на собрании о переходе, конечно, их будем переводить.
Если учесть, что по данным «ЭнергосбыТ Плюс» основные долги за ресурсы у самых крупных обслуживающих организаций города - ООО «УК Октябрьского района Кирова», ООО «УЖХ» и ТСЖ «Заречное ДСК» - то выходит, что около трети всего жилого фонда Кирова ресурсники «распакуют» автоматически. Ведь дома-должники не должны проводить собраний и принимать решений по переходу на прямые платежи. Поставщики ресурсов просто переведут их плату за коммуналку на свой счёт.
К кому придётся обращаться, если не будет воды, света или тепла?
Сейчас все обслуживающие организации выступают посредниками между жильцами и ресурсоснабжающими компаниям. Именно поэтому в свою УК мы обращаемся, если нет воды, света или тепла. А ресурсоснабжающие организации предъявляют долги по дому за коммунальные услуги УК, а не жильцам дома. Как эта система будет работать теперь, до конца не понятно.
Как отмечают эксперты в сфере ЖКХ, для жильцов в этом плане ничего не изменится - как и прежде со всеми проблемами они будут обращаться в свою управляющую компанию.
- В нормативную документацию к закону уже внесены изменения, - говорит Владимир Сураев. - По ним за управляющими компаниями оставлены обязанности снимать и передавать показания индивидуальных приборов учёта, два раза в год проводить поверку счётчиков, отвечать за качество ресурса перед жильцами. Так что выходит, что исполнителем коммунальных услуг остаются управляющие компании. Мы только выставляем квитанции и напрямую получаем средства.
Вот только взаимодействие «управляек» и ресурсников в этом вопросе пока никак не отрегулировано. По закону выходит, что у управляющих компаний с жильцами остаётся взаимодействие только в части обслуживания общедомового имущества, а у ресурсников - в части оплаты. А на основании каких документов будут договариваться между собой УК и поставщики ресурсов, пока неясно.
- У нас есть договор с гражданами, а с вами не будет. На каком основании мы будем вам предъявлять претензии по качеству ресурса? - спросил юрист УК «Омега Люкс» Андрей Шайко у представителей ресурсоснабжающих организаций.
- Работать будем на основании закона. Как в законе прописано, так и будем поступать, - ответил Владимир Сураев. - К тому же у нас с вами пока будет договор на общедомовые нужды. Ведь вы тоже должны оплачивать ресурс на общедомовые и на какие-то свои нужды. Но мы очень рассчитываем на плотное взаимодействие с вами в вопросах снятия показаний индивидуальных приборов учёта, сверки этих данных.
Ещё один важный момент, который стоит помнить жильцам дома, которые перейдут на прямой расчёт: действие закона распространяется только на коммунальные ресурсы, поставляемые в квартиры. За расходование ресурсов на общедомовые нужды жильцы всё равно будут платить управляющим компаниям. И пока выходит, что граждане рискуют получать ворох платёжек, а вместе с ними - и дополнительные расходы
- Выходит, что от каждой ресурсоснабжающей организации будет отдельная платёжка по каждому ресурсу: за холодную воду, горячую воду, отопление, электричество, газ. И ещё платежка от управляющей организации за ОДН, - говорит эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев. - А если учесть, что по каждому платежу банки берут комиссию, то к неудобствам добавляются и дополнительные траты.
Как будет решён вопрос с изготовлением квитанций, пока не ясно. Но на встрече представители УК и ресурсоснабжающие организации обсуждали вариант изготовления общей платёжки, в которой будут отображены все услуги, но разные расчётные счета. В этом случае платежи будут «расщепляться» в банке автоматически: плата за ресурсы - ресурсникам, а за содержание – управляющим компаниям.
Как считать расходы на общедомовые нужды?
Сейчас собственники жилья оплачивают не только ресурсы, которые поступают к ним в квартиру, но платят также за свет, тепло и воду в подъезде и в других общих местах. Эта плата проходит по статье «общедомовые нужды». Сумма ОДН в целом за дом складывается из разницы показаний общедомового и индивидуальных приборов учёта. Перейдя на прямые платежи, жильцы за свою квартиру будут платить ресурсникам, а за ОДН, как и прежде, - обслуживающей организации.
- Как теперь обслуживающие организации смогут понять, правильно ли им выставили счета за ОДН, если у них теперь не будет показаний индивидуальных приборов учёта? Ресурсники смогут выставлять любую сумму бесконтрольно, - высказывает опасение эксперт Андрей Воробьев.
Представители УК опасаются этого же. И просят ресурсников делиться информацией с индивидуальных приборов учёта, переданной жильцами.
- Нам с вами нужно наладить взаимодействие, чтобы мы понимали, кто из жильцов не передаёт показания, и мы могли затем обходить эти квартиры, снимать показания счётчиков, передавать вам. А для этого нужно каким-то образом обмениваться информацией. Это наше общее пожелание к вам, - сказала директор ООО «Лепсе-быт» Лариса Шмырова.
Представители РСО пообещали, что готовы к обменам.
- Мы для себя уже решили, что создадим на нашем сайте Личный кабинет для обслуживающих организаций. Здесь будут собраны данные по показаниям индивидуальных приборов учёта, которые предоставляют жильцы. Сейчас этот опыт обкатывают в Екатеринбурге. Если этот тест пройдёт успешно, то это будет внедрено и в Кирове. И наша работа будет более удобной и прозрачной, - пообещал Владимир Сураев.
- Небаланс часто возникает потому, что люди снимают показания счётчиков в разное время. Кто-то делает это 10-го, а кто-то 30-го числа. Одномоментный съём решил бы большую часть этой проблемы. Или нужна автоматизированная система, которая позволит удалённо снимать показания приборов учёта, - высказал предложение юрист УК «Омега Люкс» Андрей Шайко.
- Налаживать процесс снятия показателей надо, давайте вместе с вами этим займёмся, - ответил Владимир Сураев. - Сейчас есть разные законодательные инициативы: и по внедрению единой системы доступа ко всем счётчикам, и автоматизированной системы контроля учёта. Но вы же понимаете, что всё это приведёт к росту тарифа. Никто на это не пойдёт. А заменить все системы учёта на автоматизированные - это перспектива лет пятидесяти, не раньше. А если говорить о приборах учёта воды - это вообще отдельная песня. Там альтернативы, кроме ручного сбора данных, вообще нет. Все предложения на рынке, которые существуют, либо нежизнеспособны, либо дороги. Мы несколько домов в городе Кирове давным давно полностью автоматизировали, по всем ресурсам. Но дальше не пошло. Это дорого. По электричеству автоматику можно внедрить, по холодной и горячей воде - это слишком трудоёмко, по отоплению - автоматика вообще невозможна.
Кто выиграет от нововведения
Как считает эксперт в сфере ЖКХ Андрей Воробьев, для жителей нет серьёзной необходимости переходить на прямые расчёты
- Процедура очень непростая, - говорит Воробьев. - Организовать людей на общее собрание очень сложно. Плюс необходимо подготовить реестр собственников, который в МФЦ стоит 400 рублей за каждую квартиру, реестр извещений на проведение собрания, протокол собрания. Не думаю, что жильцам всё это вообще нужно. Если вас устраивает ваша обслуживающая организация, то платите ей, как и прежде. Если же у вашей УК есть долги, то ресурсоснабжающая организация переведёт дом на прямую оплату без собраний. По большому счёту, жильцам должно быть всё равно, кому платить. Если вы честно оплачиваете квитанции, то ваши обязательства на этом заканчиваются. Даже если УК после этого куда-то дела собранные с жильцов деньги, это не ваша проблема. Ресурсоснабжающие и обслуживающие организации будут выяснять отношения сами.
А вот представители обслуживающих организаций видят для себя в новшестве как плюсы, так и минусы.
- Мы выпускаем квитанции сами, - рассказал директор УК «Уютный дом» Сергей Михеев. - У нас 80% рабочего времени бухгалтера занимает разноска квитанций и сверка показаний. Это тот ещё ребус. Потому что кто-то из жильцов не сдаёт показания, кто-то сдаёт как попало. Когда мы видим, что разница приборов учёта растёт и всё больше перекладывается на общедомовые нужды, мы ходим по квартирам и выявляем неплательщиков. Это сложнейшая работа. Так что я обеими руками «за» перейти на прямые расчёты. С меня снимается головная боль.
Разделяет это мнение и директор некоммерческого партнёрства «Союз управляющих компаний» Владимир Ширшиков. Но у него есть и опасения.
- Вопросов ещё много, - говорит Владимир Викторович. - Например, ресурсные организации и до принятия этого закона могли перейти на прямые договора с жильцами, если долги составляли более двух месяцев. Но ведь они не спешили этого делать. Потому что им было выгодно все эти годы говорить, что долги образуются из-за недобросовестных управляющих компаний, мол, это УК воруют. А вот сейчас они поймут, что проблема с недобросовестными УК – это, по большому счёту, вымысел. Что делать, когда жильцы не платят? Сейчас им придётся решать этот вопрос. Для этого придётся нанимать штат сотрудников, платить им зарплаты. Но я обеими руками за эти изменения. Нам выгодно, чтобы жильцы напрямую платили ресурсникам. Мы сразу высвобождаем человеческий ресурс: эти люди раньше занимались сбором долгов, тратили время в походах по прокуратурам.
Немного оптимизма и со стороны представителей РСО. Директор МУП «Нововятский Водоканал», депутат Кировской гордумы Алексей Анисимов тоже считает, что вопросов, на которые пока нет ответов, ещё много.
- Закон написан для идеальных условий, когда всё отлажено, всё работает и все стороны выполняют свои функции честно. Но в жизни всё немного не так, - говорит Алексей Геннадьевич. - Пока слишком много неизвестных: как наладить работу по сбору долгов, как собрать актуальные данные приборов учёта, как будет налажено взаимодействие между УК и ресурсниками? Закон нужно обкатать и опробовать.