В 2025 году из кировских школ выпускается более 4,5 тысяч 11-классников. Среди них — дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти ребята завершают не только обучение в школе, но и покидают детские дома. Проект «Наставничество» помогает таким детям плавно адаптироваться ко взрослой самостоятельной жизни. Свойкировский поговорил с выпускниками детских домов о том, зачем нужны наставники, и почему так важна поддержка взрослых после выпуска из детского дома.
- Ольга
- Кирилл
- Мария
Ольга
«Меня зовут Оля, скоро мне исполнится 22 года. Этим летом я заканчиваю колледж по специальности повар-кондитер. Сейчас прохожу практику в кафе грузинской кухни, где и собираюсь работать дальше.
Начало проекта
Помню, как в детский дом приезжали кураторы проекта «Наставничество», рассказывали о программе. На тот момент прошёл год после смерти мамы, начались проблемы в общении с отцом, а у дяди и тёти своя семья, дети. Я понимала, что меня уже не заберут, поэтому и решила поучаствовать в проекте. В тот момент я представляла себе наставника, как взрослого человека, который будет морально помогать, и настраивалась на долгосрочное общение.
У нескольких ребят из нашего детского дома уже были наставники. Они мне рассказали про Асю — новую участницу проекта, которая только что прошла обучение. И всё говорили: напиши ей сама. А я думала, ну зачем навязываться? В итоге решилась и отправила сообщение в мессенджере. И вот так всё закрутилось. Потом Ася написала кураторам проекта, что мы начали общаться. Я поговорила с психологом проекта, Ася тоже, и после этого нас официально объявили парой «наставник-подопечный». Теперь этот наставник ближе, чем семья.
Ася — прекрасный человек, у неё трое детей, она просто чудо-мать. Это лёгкая, открытая и очень весёлая девушка. Мы никогда не ругаемся, а если возникают разногласия, решаем их. У мужа Аси, дяди Ромы, тоже есть подопечный из детского дома. Я считаю, у них идеальная семья. Смотрю и думаю, что хочу такую же. Только не троих детей, а одного (смеётся — прим.ред.).
Жизнь после выпуска
После выпуска из детского дома была одна мысль: я наконец-то свободна! Мне выплатили пособие. По меркам взрослых, это была не очень крупная сумма, но тогда мне казалось, что я могу вообще всё. Купила летнюю одежду, ездила на такси, ходила в кафе. Мы с подругой сняли квартиру сразу же на три месяца. Это была «убитая» двушка в центре. Ещё я предложила жить с нами моему папе, думала, что мы сможем наладить отношения. Также я решила съездить в Подольск к своим родным и на обратной дороге благополучно нарвалась на мошенников, перевела сумму за поездку, а нас никто не повёз. Примерно через месяц деньги закончились. Я пошла работать уборщицей в фитнес-клуб. В этот же период у нас начались серьёзные разногласия с отцом, мы сильно ругались, и я буквально заставила его съехать с квартиры. Тогда я поговорила с Асей, хотя до этого старалась особо не втягивать её в негативные моменты. Наверное, мы просто ещё не были с ней так близки.
Потом началась учёба. Так получилось, что я не знала о переоформлении пенсии после того, как поступаешь в колледж, и мне перестали её платить. В ноябре, благодаря асиной помощи мне сделали перерасчёт в Пенсионном фонде, и я получила всю сумму. Ася с мужем помогали мне с оформлением разных документов, договорились с общежитием, потому что при колледже его не было. В общем, к началу учёбы я всё-таки взялась за ум. Перестала общаться со старыми друзьями, у меня появился молодой человек, начала участвовать в мероприятиях колледжа, у нас образовалась дружная компания одногруппников.
В начале взрослая жизнь казалась сложной, но у меня есть прекрасный наставник, которая помогла мне адаптироваться. Сейчас я практически все вопросы стараюсь решать сама.
Про наставничество
С Асей мы в основном общаемся онлайн. У меня учёба, практика, молодой человек и, конечно, мы видимся не так часто. Недавно я наконец-то смогла к ней съездить на выходные, отдохнуть, поболтать. Но в целом мы общаемся постоянно. Конечно, бывают дни, когда можем написать друг другу только «доброе утро, как дела» и всё. Но я точно знаю, что если что-то произойдёт, я всегда могу рассказать об этом Асе. Иногда мы спорим, но в нашем общении не было кризисных моментов. Я всегда прислушиваюсь к её советам и доверяю ей.
Благодаря наставнику я научилась не бояться заходить куда-то, относить документы, общаться со взрослыми. Я вижу семью Аси и понимаю, что в будущем хотела бы именно такие взаимоотношения в своей семье. Моя наставница очень хорошо справляется с ролью многодетной мамы, но я бы, наверное, так не смогла. На её примере я поняла, что родительство — это нелегко. Ну и, конечно, благодаря Асе и её мужу я доучилась в колледже.
Считаю, что наставник больше нужен именно выпускнику. Потому что в детском доме тебя кормят, поят, обувают, за тобой присматривают. А когда ты выпускаешься, резко входишь во взрослую жизнь, где надо всё делать самостоятельно. Наставник может помочь с документами, может научить готовить, подсказать в каких-то вопросах. Ну и, конечно, наставник нужен для общения и поддержки. Это очень важно».
Кирилл
«Меня зовут Кирилл, мне 20 лет. Я учусь на системного администратора и подрабатываю.
В проект «Наставничество» попал в 2020 году. К нам в детский дом часто приезжали волонтёры, проводили разные мероприятия. Я думал: было бы здорово дружить с наставником. Но изначально большого желания не было, мне просто нравились эти мероприятия с волонтёрами, наше общение. Ещё нам организовывали выездные встречи на предприятия, где рассказывали про разные профессии. На одной из таких я познакомился с волонтёром проекта «Наставничество» Настей. У нас было много общих интересов. Тогда я решил подать анкету, чтобы участвовать в проекте.
С моей наставницей Настей мы начали общение на позитиве. Она работала преподавателем физики и математики в университете, а я увлекался этими предметами. Ещё мы слушали одинаковую музыку, нам нравились одни и те же музыканты. Всё было хорошо.
После выпуска
Я выпустился из детского дома и поступил в кировский колледж, но не в тот, который хотел. Обстановка сменилась, стало более шумно. Мне было непривычно и неприятно находиться в вечной суете после сельского детского дома, где была размеренная жизнь. Первый месяц я старался общаться с одногруппниками, гулял по городу, учился, ходил в гости к Насте. У меня не возникало особых проблем в быту, я умел готовить. Самые большие трудности были связаны с социализацией. Мне стало сложно общаться с людьми, пропало желание ходить на учёбу. Я, конечно, не врач, поэтому не могу сказать точно, была ли это депрессия. Но тогда я стал часто прогуливать пары, понял, что мне совсем не нравится моя специальность. Из-за этого у нас начался конфликт с наставницей. Для неё было важно, чтобы я учился. Она говорила об этом, но я не слушал. Так получилось, что наше общение резко прекратилось. Это не было её инициативой или моей, так произошло само собой.
Летом я забрал документы из колледжа, начал подрабатывать. Не могу точно вспомнить, как это было, но в какой-то момент мы начали общаться с Ириной Юрьевной. Это волонтёр проекта «Наставничество», которую я узнал на том же выездном мероприятии, где познакомился с Настей.
Второй наставник
Ирина Юрьевна очень добрая и умная. Ей можно задать вопросы по документам или быту. Она хорошо разбирается в проблемах выпускников детских домов, и я знаю, что многие обращаются к ней за помощью. Она рассказала кураторам проекта мою историю, и мы официально стали общаться в формате «наставник-подопечный».
Ирина Юрьевна помогала мне с подработкой, а позже предложила попробовать поступить куда-то ещё. Тогда у меня самого появилось это желание. В Киров на специальность, которую я хотел, поступить было сложно. И одна из моих подруг предложила подать документы в Йошкар-Олу. Вместе с Ириной Юрьевной мы электронно всё заполнили и отправили. Позже я поехал туда один, но был на связи с наставницей. Поступил.
Наше общение обычно происходит онлайн. Она пишет мне примерно раз в неделю, спрашивает «как дела, как самочувствие?». Бывает, я вижу сообщение, но забываю ответить и пишу на следующий день. К сожалению, у меня со всеми так работает. Но мне очень приятно, что есть человек, который заботится обо мне.
С появление наставников моя жизнь немного изменилась. В случае с Настей — у меня появился хороший друг, с которым можно было общаться по интересам, куда-то сходить. Она, конечно, тоже могла помочь в решении вопросов. Если бы я увидел её сейчас, извинился бы за своё поведение, за нервы, которые она потратила на меня. Настя — хороший человек.
В случае с Ириной Юрьевной, у нас особо не было общих интересов, но с ней тоже интересно разговаривать, рассказывать друг другу какие-то истории. Она помогает мне в бытовых и юридических вопросах. Благодаря ей я стал более социализированным, мне легче общаться с людьми.
Хорошо, когда у тебя есть взрослый друг, который уже прошёл многие этапы жизни, только предстоящие тебе. Он поможет преодолеть их легче, «не наступить на грабли». Наставники знают и подскажут как оплачивать услуги ЖКХ, правильно подать заявление и многое другое. Я знаю много выпускников детских домов, которые не умеют этого делать. Каждому нужен человек, который будет вести тебя за руку до условного момента взросления, пока ты не самореализуешься и не встанешь на ноги. А потом этот человек просто станет тебе хорошим другом».
Мария
«Меня зовут Мария, мне 18 лет. Я увлекаюсь изучением иностранных языков и хочу стать учителем английского. В проекте «Наставничество» участвую около двух лет. Со своей наставницей я познакомилась, когда заканчивала 9 класс.
Я родом из Донецка, в 2022 году нас вывезли оттуда. Изначально воспитатели говорили, что мы уезжаем буквально на три дня. А потом эти три дня сильно затянулись. Через полгода нас стали распределять по разным учреждениям, разным областям, не переставая говорить, что скоро вернут домой. Я посчитала это некоторым предательством. Меня и ещё пятерых ребят отправили в один из Центров помощи детям Кировской области. Было очень тяжело морально, много непривычного. Например, в Донецке мы были распределены по возрастам, а здесь группы семейного типа. То есть с тобой живут ребята разных возрастов. Но в целом, здесь больше свободы, лучше отношение к детям.
Начало проекта
С проектом «Наставничество» я познакомилась в Кировской области. Это были первые дни моего пребывания здесь. В детский дом приехали волонтёры, чтобы провести конкурсы. Большинство из них были действующими наставниками. Потом нам рассказали о проекте и правилах, как подать заявку на участие.
Конечно, у меня были некоторые сомнения, смогу ли я довериться чужому человеку. Это достаточно трудно, особенно если тебя уже предавал родной. Особо не ожидаешь, что кто-то может стать для тебя близким. С другой стороны, всё равно хотелось какого-то тепла. Чтобы был человек, который любит тебя не за что-то, а просто потому что ты есть, и он готов быть с тобой рядом, помогать. Я общалась с ребятами, у которых уже были наставники, большинству из них всё нравилось. Так я решилась заполнить анкету. Написала, что хотела бы активную наставницу, с которой смогу говорить на разные темы и быть честна.
Мою наставницу зовут Оля, ей 35 лет, она работает в автосалоне. Оля очень активная. Мне это нравится, потому что бывают периоды, когда я просто сижу дома, потому что никто меня никуда не вытаскивает. А когда она приезжает, мы сразу куда-то идём, при этом она учитывает мои пожелании. Кажется, я начала доверять ей с первого дня. Когда мы познакомились, пообщались, я поняла, что у нас много общего. Оля с первой встречи была со мной достаточно открыта. Я понимала, что меня не хотят обмануть, общаются как с равным.
Про наставницу
С Олей я могу быть полностью откровенна. У меня нет мамы, с которой можно обсудить какие-то женские темы, сейчас с такими вопросами я обращаюсь к Оле. Она всегда адекватно реагирует, всё объясняет, и я не боюсь осуждения с её стороны. Мне нравится, что она никогда не навязывает своё мнение. Это важно при общении с подростком. Когда мы что-то обсуждаем, я высказываю своё мнение, а она своё. И если мне откликаются её взгляды, я могу взять что-то для себя. Есть люди, которые любят поучать, Оля точно не из таких.
У нас нет сильной дистанции в общении, каких-то жёстких границ. Однако я понимаю, что это не подруга-ровесница, с которой можно взаимно подшучивать друг над другом. Оля для меня больше, чем друг. Она очень близкий мне человек. Ей я могу многое рассказать, именно к ней я прислушиваюсь больше, чем к остальным, потому что между нами доверие.
Мы общаемся в мессенджерах, списываемся пару раз в неделю, иногда чуть реже. Когда она приезжает в детский дом, мы пьём чай, разговариваем, играем в настолки, гуляем. Обсуждаем, как прошла неделя, какие планы на будущее. А если я приезжаю к ней, мы ходим в кафе, ездим в парк или просто гуляем по городу. У Оли есть дочка, мы вместе смотрим фильмы, играем в настолки — такое домашнее времяпрепровождения. Со своей наставницей я впервые прокатилась на канатной дороге и первый раз сходила в ресторан. Мне очень понравилось. Эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь.
Изменения
Раньше я остро реагировала на какие-то вещи, была агрессивной. Наверное, это связано с переходным возрастом и переездом в новый детский дом. Глядя на Олю, я стала более спокойной, стала принимать людей такими, какие они есть, без осуждения. Я стала увереннее в себе. Раньше считала, что критиковать себя — это правильно, но сейчас понимаю, что ошибалась. Всё время была собой недовольна, а Оля начала меня хвалить, приводила доводы и это повлияло на мою самооценку. Сейчас я занимаюсь художественной декламацией, читаю стихи на конкурсах.
Оля рассказывает мне вещи, которые могут пригодиться в быту и в жизни. Например, я научилась чистить овощи, готовить чизкейк. Ещё она стала для меня примером мамы, которой я хотела бы быть для своего ребёнка. Олиной дочке 14 лет и у них хорошие взаимоотношения. Она не нянчит её, разговаривает как со взрослым человеком, а главное, слышит.
В этом году я заканчиваю 11 класс и собираюсь поступать в другом городе. Оля поддерживает меня, говорит: если есть желание, надо пробовать. Я, конечно, планирую приезжать в Киров и знаю, что здесь есть человек, который меня ждёт.
Ближайший тренинг по программе федерального проекта по наставничеству «Мой старший друг» состоится 7 июня с 10.00 по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса 127, офис 600 (18+). Если вы готовы стать значимым взрослым для подростка из детского дома, заполните анкету на сайте nastavnichestvo.org и приходите на ознакомительную встречу.
Всероссийский проект «Наставничество» — совместный проект благотворительного фонда «Это чудо» (г. Киров) и благотворительного фонда «Солнечный Город» (г. Новосибирск). Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.