Мост через Молому Дом мечты Песочница Родительский чат Работа Наставничество
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • История кировчанки, которая стала наставником для 10-ти подростков из детского дома

История кировчанки, которая стала наставником для 10-ти подростков из детского дома

Автор:
30 апреля 2025, в 10:10
Просмотров: 1003

У подростков, оставшихся без попечения родителей, не так много шансов на приёмную семью. Большинство остаются в стенах учреждения до своего совершеннолетия. Подготовиться к самостоятельной жизни таким ребятам помогают, в том числе, и наставники. Более 2000 подростков из детских домов нашей страны обрели значимого взрослого благодаря Всероссийскому проекту «Наставничество».

О чем говорится в статье:
  • Попадание в «Наставничество»
  • Отношение семьи
  • Изменения в поведении подопечных
  • Восполнение энергии
  • Пожелание наставникам будущих выпускников

Эти ребята сталкиваются с большим количеством вопросов: как оплачивать проезд и квитанции за жильё, приготовить еду, распределить бюджет или выбрать профессию, которая будет нравиться и приносить доход.

Свойкировский пообщался с наставницей, которая сопровождает более 10 подопечных — выпускников Центров помощи детям. У каждого из этих детей своя история.

Попадание в «Наставничество»

«Меня зовут Ирина Васенина. Я дизайнер, уже много лет мы с мужем занимаемся изготовлением корпусной мебели. Люблю заниматься рукоделием, слушать хорошую музыку и обожаю свой сад.

Около восьми лет назад я случайно увидела ролик по телевизору. Это была видеовизитка мальчика из детского дома. Он был как две капли воды похож на моего родного сына. Невозможно было смотреть на это без эмоций. Как будто ты потерял родственника, а теперь его нашёл.

В ролике был указан номер телефона. Мы с мужем посоветовались, и я позвонила. Так я попала в проект, о котором раньше не знала ничего.

Артём

Это мой первый подопечный, тогда он заканчивал 9 класс, сейчас ему 25 лет. У нас достаточно быстро наладились отношения. Артём оказался очень отзывчивым. Он сразу сделает всё, о чём ты попросишь. Был случай, когда во время приготовления еды я обожглась и он сразу прибежал на кухню, отправил меня отдыхать, а сам доготовил ужин. Помню, как тяжело давалась ему учёба, но Артём всегда внимательно слушал объяснения, ценил эту помощь.

История кировчанки, которая стала наставником для 10-ти подростков из детского дома

Когда я пришла в проект, ничего особо не знала и периодически натыкалась на проблемы. Большинство из них были связаны с ограничениями. Например, Артём был вынужден жить в пустом общежитии в новогодние праздники, так как ему нет 18 лет. Я просила отпустить его к нам хотя бы на выходные, но нам отказали. Получается, что ребёнок вырос, но всё равно зависит от внешних обстоятельств. Сейчас я уже спокойно отношусь к таким ситуациям, а тогда — на старте своего наставничества — меня это жутко изматывало.

Но всё равно и я, и моя семья были в эйфории от Артёма. Из хулигана он превратился в хорошего, общительного, светлого человека. Когда он уехал, стало так пусто без его хохота и топота. Мне захотелось общаться с кем-то ещё.

Помимо наставничества, я часто езжу в детские дома на мероприятия как волонтёр. Там я и познакомилась ещё с двумя подопечными — Романом, который учился в 11-ом классе, и Полиной, девочкой из 9-го класса.

Роман

Наше общение начиналось хорошо, я поддерживала его, он был в моём доме. В какой-то момент он начал играть в компьютерные игры, перестал ходить в университет. Я знала, что у него просрочен паспорт, обрывала ему телефон, передавала через друзей сообщения, но реакции не было. Однажды он позвонил мне. В тот момент я стояла в ЗАГСе — оставалось пять минут до свадьбы дочери. Я сказала Роме, что перезвоню, но больше трубку он не взял. Я поговорила с психологами проекта, и мы приняли решение, что лучше закончить наше общение с Романом. Конечно, если он позвонит, я возьму трубку. Скорее всего, смогу…

Полина

На момент нашей встречи она только попала в Центр помощи детям. Полина была абсолютно домашняя, мне просто захотелось вырвать её из системы. Муж меня поддержал, и мы пошли в Школу приёмных родителей, чтобы забрать её домой. Но быстро оформить документы не получилось, вмешался ковид. В итоге вышло так, что весь 9-й класс мы общались с ней, как с подопечной в рамках проекта «Наставничество». Домой забрали уже летом. Она пошла учиться в класс, который закончил мой родный сын. А он пошёл в техникум, который только что закончил мой первый подопечный Артём. Получилось, что один окончил, пришёл второй. Вот такая преемственность (смеётся - прим.ред.).

Гера

Однажды у нас проходила встреча наставников с ребятами-выпускниками детских домов. Там я познакомилась с Герой. Очень интеллигентный, скромный молодой человек, студент университета. Он пришёл рассказать, как у него всё замечательно. А потом оказалось, что у него очень большие трудности с квартирой. Правда, Гера не понимал, что это действительно его проблемы. Долг только по одной из коммунальных услуг был больше миллиона. Тогда я предложила ему свою помощь. Это был первый подопечный, который на момент попадания в проект «Наставничество» был уже выпускником.

Мы начали решать вопрос с квартирой, ходили в управляющую компанию. Как оказалось, ему просто надо было выписаться из старой квартиры, отказаться от неё, поскольку долг был накоплен за время, когда он был в детском доме. Позже он получил свою квартиру, и, конечно, эта ситуация нас очень объединила. Он тоже стал для меня родным человеком, близким по духу. Сейчас Гера в армии, ждём его в ноябре.

Олег

Однажды мне позвонил Гера и сказал, что его другу нужна помощь. Договорились встретиться у меня на работе. Заходит мой подопечный и ведёт за руку буквально старичка. На входе была небольшая ступенька — сантиметров 15 высотой. Вот с этой ступеньки друг Геры не мог спуститься минут десять. Он передвигался с палочкой, ему трудно было ступать, потом я узнала, что он ещё и слабослышащий. Вообще не было ощущения, что это молодой парень.

У Олега очень непростая история. После детского дома он поступил в ВУЗ, но вскоре понял, что это не его специальность и отчислился. Сходил в армию, поступил в техникум, но серьёзно заболел. Во время ковида ему поставили тяжёлый диагноз. Он перенёс сложнейшую операцию, чудом остался жив, но последствия были серьёзные. Именно в тот момент Гера и привёл его ко мне.

История кировчанки, которая стала наставником для 10-ти подростков из детского дома

Я сразу поняла, что надо помочь оформить инвалидность. Мы начали ходить по больницам. Тогда все врачи были в масках, а Олег плохо слышит, поэтому мне приходилось заходить с ним в кабинеты. Конечно, врачам это не нравилось, но я объясняла, что мне надо слышать всё, чтобы задать вопросы и потом пересказать ему. Олег очень стеснялся переспрашивать врачей, просто стоял и кивал. В результате инвалидность мы оформили, Олег прошёл реабилитацию, начал восстанавливаться. На сегодняшний день всё хорошо, он большой молодец. Конечно, если сравнивать фото до болезни и сейчас — различие большое. Но есть и невероятная разница в том, как он выглядел до нашего знакомства и после.

Олег устроился на работу, у него специальная должность для инвалидов. Он активно занимается спортом, прошлым летом даже заявился на марафон. Мне удалось отговорить его от пяти километров, бежал три и отлично справился. Он постоянно себя развивает: окончил курсы массажа благодаря одной из наставниц нашей команды, и теперь это его дополнительный заработок. С другой наставницей Олег ходил на курсы жестового языка, поскольку плохо слышит. Он очень целеустремленный, умный молодой человек. Уверена, у него всё получится, а я всегда поддержу.

Юля

Сейчас у меня новая подопечная. Мы сразу вошли в проект «Наставничество», потому что обнаружились большие проблемы с квартирой. Первым делом подали обращение Уполномоченному по правам ребёнка в Кировской области. Ещё у Юли есть проблемы со здоровьем, пока разбираемся.

Почему я сразу предлагаю ребятам вступить в проект? Потому что у проекта большие возможности. К сожалению, наши ребята часто попадают в трудные ситуации и им не к кому обратиться. Мои подопечные могут просто дать номер телефона своим друзьям, я помогаю решить какую-то конкретную проблему и на этом наше общение заканчивается. К этому я привыкла.

История кировчанки, которая стала наставником для 10-ти подростков из детского дома

Я не раз ходила с выпускниками в ВУЗы и ССУЗы. Вроде бы взрослые люди, а им очень страшно. Хотя в приёмных комиссиях часто сидят студенты, помогают заполнять заявления, отвечают на все вопросы. Тем не менее, даже если я иду одна с четырьмя ребятами, они всё равно ощущают поддержку. Потом интересуюсь — как экзамены, поступили ли, как учёба, вовремя ли получают стипендию? Им становится спокойнее.

Когда я вошла в проект, о наставничестве ещё мало кто слышал. И почти никто понимал, зачем я пришла с каким-то чужим ребёнком оформлять документы или на приём к врачу. Если кто-то называл «мамочкой» – хорошо, буду ей, главное быть рядом с подопечным в нужный момент. Если не пускали, говорила что я волонтер благотворительного фонда. Теперь слово «наставник» уже на слуху. Я считаю, что это заслуга всей команды проекта.

Отношение семьи

У меня двое родных детей: старшая дочка и младший сынок. Я не могу кого-то из них любить больше. Так и с подопечными. Артём был первый и, конечно, там мы с мужем прочувствовали всё. Он замечательный парень, но проблем было много. Или Олег — его вообще всем миром поднимали, огромная благодарность наставникам за юридическую и финансовую помощь, за поддержку, за работу для него. Это замечательная история и он молодец. При этом тоже не могу сказать, что любимчик. Настолько они все разные и классные! Каждый интересен по-своему.

Мой муж очень хорошо относится ко всем ребятам. Но, в отличие от меня, он всегда говорит то, что думает. Первое время я переживала, а потом поняла, что эта правда для них очень важна. Ребята на него не обижаются, а наоборот, с каждой встречей относятся ещё более уважительно. Приходят ко мне и сразу спрашивают: «А где дядя Саша? Когда он придёт с работы?». Для парней, конечно, мужской взгляд на жизнь очень важен.

Мои двое детей тоже всегда с открытой душой относились к подопечным, были им рады. Со многими ребятами они поддерживают связь.

Изменения в поведении подопечных

Изменения я вижу у каждого подопечного. И это абсолютно разные ситуации. Один после моих просьб наконец-то надевает брюки, а не спортивные штаны, когда мы идём на какое-то мероприятие. Второй понимает, что в общественном транспорте надо вести себя прилично: убирать ноги из прохода, уступить место бабушке, подать руку на выходе. Или ситуации с документами — первое время просто берёшь подопечного за руку и ведёшь в МФЦ, показываешь, что это за цифры, которые называются «серия и номер паспорта». А через какое-то время ребёнок пишет: «я САМ сходил и всё заполнил». И это вызывает полный восторг.

У подростков из детских домов все эти этапы как будто протекают гораздо быстрее. Домашние дети до самого совершеннолетия привыкают ходить с родителями в поликлиники, какие-то учреждения, знакомятся с документами. А в ситуации с нашими ребятами я постоянно наблюдаю, как уже к концу первого учебного года вне детского дома они начинают самостоятельно решать большинство проблем.

Я спрашивала у своего первого подопечного Артёма: «Ну вас же учили многому, почему ты не помнишь? Может быть, ты даже записывал это». Он отвечал: «Ну они постоянно что-то говорили. Я что, всё помнить должен?». Это во-первых, а во-вторых, у детей действительно много занятий на развитие финансовой грамотности, навыков социализации. Но как объяснить ребёнку, как правильно потратить деньги, когда он этих денег не имеет?

Их учат готовить, но был у меня такой случай. Я попросила одного из подопечных помочь приготовить пюре. Картошку сварила, протягиваю ему толкушку. Он её взял и сидит. Согласитесь, для любого человека протянутая толкушка — это призыв к действию. А он, как оказалось, вообще первый раз в жизни увидел этот предмет.

Восполнение энергии

Мой ресурс восполняется сам собой, когда у ребят что-то получается. С первым подопечным я тяжело переживала промахи, а сейчас спокойно ко всему отношусь.

У Артёма не было квартиры, по документам путь к собственному жилью занял девять месяцев. Я как будто родила эту квартиру (смеётся - прим.ред). Мы разбирались в ситуации, прошли через суды, искали родственников, продавали старую квартиру и покупали новую. Когда мы зашли в его собственную квартиру — малюсенькую студию в черновой отделке — я испытала такое счастье! Это ни с чем не сравнить. Или Олег, который бежит марафон наравне со здоровыми людьми. Меня просто гордость разрывает, я готова кричать: «Ну посмотрите, какой он замечательный, какой классный!». А когда мне из армии звонит Гера, телефон от радости вываливается из рук. Вот от этого я заряжаюсь.

Бывают периоды, когда долгое время нет результатов. Начинается грусть, но сразу вспоминаешь про наставников, психологов проекта, супервизии. Очень помогают мероприятия, на которые ты можешь сходить бесплатно: концерты, экскурсии, тимбилдинги. Получаю ресурс от общения с командой.

Пожелание наставникам будущих выпускников

Сейчас у этих пар последние два-три месяца, когда надо выстроить максимально доверительные отношения. Это должен быть уровень, на котором ребёнок всегда знает, что есть близкий человек, который о нём, думает и поможет в любой ситуации.

Как это сделать? Даже для меня с моим опытом это загадка. Потому что каждый ребёнок индивидуален. Для одного надо в какой-то момент перелезть через забор и тогда он скажет: «Ух ты, какая классная!». Для другого — нарисовать шикарную картину и ребёнок будет в восторге. А кого-то достаточно просто обнять и сказать: «Я с тобой, друг». Ну и, как я говорю всегда, когда становлюсь наставником нового подопечного: «Ты думаешь, это на один год? Нет. Это навсегда. Я тебя уже никогда не отпущу: буду звонить, писать, спрашивать, как дела. Так что будь готов».

Да, иногда приходится быть навязчивой, хотя в обычной жизни я совсем не такая. Но почему мы боимся навязывать что-то хорошее, важное? Это совсем не значит, что мы должны догнать и причинить добро. Это про то, что к каждому свой подход. Нет понятия «все», есть понятие «каждый».


Ближайший тренинг по программе федерального проекта по наставничеству «Мой старший друг» состоится 11 мая с 10.00 по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса 127, офис 600 (18+). Если вы готовы стать значимым взрослым для подростка из детского дома, заполните анкету на сайте nastavnichestvo.org и приходите на ознакомительную встречу.

Всероссийский проект «Наставничество» — совместный проект благотворительного фонда «Это чудо» (г. Киров) и благотворительного фонда «Солнечный Город» (г. Новосибирск). Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото: предоставлено героем

Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
 
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 апреля 2025, в 10:31
Человек с большой буквы!!!
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!