В 2021 году в Кирове работает два муниципальных унитарных предприятия (МУПа): «Водоканал» и «Кировские тепловые сети». Ещё один МУП закрылся буквально на днях – муниципальная прачечная «Кристалл».
Свойкировский разбирался, что происходит с кировскими МУПами и почему их проще закрыть, чем реорганизовать.
- Действующие, ликвидированные и объединённые
- Новые законы, неэффективное управление и воровство
- «За такие деньги ничего и не получится»
- «Муниципалитет должен контролировать монополистов»
Действующие, ликвидированные и объединённые
В администрации города порталу Свойкировский сообщили, что за последние 10 лет, с 2010 года, МУПы в Кирове не создавались. На 1 июня 2021 года в Кирове помимо двух МУПов функционируют четыре акционерных общества, пять обществ с ограниченной ответственностью и одно муниципальное казённое предприятие, единственным акционером которых является горадминистрация.
По информации горадминистрации, в 2010 году ликвидировали два муниципальных унитарных предприятия: МУП Торг «Кировский» (занимался неспециализированной оптовой торговлей пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия) и МУП Жилищного хозяйства №7 (организовывалоуправление эксплуатацией жилого фонда).
Также в период с 2010 по 2021 годы четыре МУПа реорганизовали за счёт присоединения к другому муниципальному предприятию:
в 2010 году МУП «Север» присоединили к МУП «Латунские бани»;
в 2013-м МУП Ателье «Чародейка» присоединили к МУП «Вяткомторг»;
в 2016 году МУП «Резон» присоединили к МУП «Гордормостстрой»;
в 2018 году МУМП «Лянгасово» присоединили к МУП «Водоканал».
В мае 2019 года в отношении МУП «ЦКС» ввели процедуру банкротства – наблюдение. А в феврале 2020 года вместо банкротящихся «УК Ленинского района» (ещё одна муниципальная управляющая компания) и МУП «ЦКС» создали «Единую управляющую компанию города Кирова».
В администрации заверили, что чистая прибыль, полученная МУПами по итогам работы за год, распределяется в соответствии с постановлением администрации Кирова и направляется в бюджет города, а также на развитие предприятия. Однако депутаты, с которыми нам удалось поговорить, уверены, что обычно всё совсем наоборот и чаще всего администрация вынуждена платить «по счетам» унитарных предприятий. От таких расходов городской бюджет чаще страдает, чем приумножается.
Новые законы, неэффективное управление и воровство
По существующему законодательству, все МУПы кроме ресурсоснабжающих организаций должны быть преобразованы или ликвидированы к 2025 году. На рынках, которые находятся в условиях конкуренции, деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать устанавливаемым требованиям, а выручка от такой коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год.
Поэтому создавать новые государственные унитарные предприятия (ГУПы) и МУПы на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, с 2019 года нельзя. Исключениями будут только те предприятия, которые создали благодаря актам президента или правительства, а также для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств.
Те предприятия, которые к 2025 году не ликвидируют или не реорганизуют, будут ликвидированы в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Однако, по мнению депутата Кировской гордумы Дениса Ерохина, закрытию МУПов в городе кроме законодательства способствуют неэффективное управление и воровство.
– В случае с МУП «Кристалл» дело однозначно не только в законе. В последние годы предприятие просто-напросто разворовывалось. В 2018 году, по-моему, даже было заведено уголовное дело, когда директор мунпрачечных брала заказы на ИП, а стирали их в «Кристалле». Зато в то время, когда предприятие могло набирать крепость – покупать новое оборудование, улучшать сервис, чтобы быть конкурентоспособным, – деньги растаскивались. Дальше «Кристалл» погряз бы в долгах, как МУП «ЦКС». Ведь сейчас, несмотря на продажу всего имущества коммунальной службы, они по-прежнему должны 40 млн рублей, – рассказал депутат.
Денис Ерохин уверен, что долги ЦКС теперь лягут на бюджет города в виде субсидиарной ответственности, а из-за Ленинской УК наверняка пострадает АТП.
– Представляете, от того, что кто-то сидел и воровал в Ленинской [управляющей] компании, приставы будут забирать городские автобусы и продавать их, а вырученными деньгами закрывать какие-то долги энергетикам, – отметил Ерохин.

Фото: yandex.ru/maps
Также депутат не совсем понимает, зачем Кирову нужна комиссионка в лице «Вяткомторга».
– Как-то у нас всё странно в городе: мы отдаём в концессию сети, важные для жизнеобеспечения кировчан (КТК) и другие весомые предприятия, но комиссионку оставляем. Кому она нужна, зачем? – озадачен Ерохин.
Он припомнил, что и с этим МУПом тоже связана тёмная история. По словам Ерохина, в своё время «Вяткоморг» разворовали, как и мунпрачечную: на компанию был взят кредит, который предназначался футбольному клубу, но эти деньги просто истратили. В итоге Киров остался и без футбола, и без «Вяткомторга».
– Взять кредит и украсть его [кредит] – гениальная схема времён Быкова, там умнее никто ничего не придумывал, – отметил депутат.
Фото: Олег Опарин
По словам Ерохина, похожая история произошла и с муниципальным магазином «Детский мир». Чтобы отремонтировать детский центр на втором этаже, взяли кредит под залог помещения. На проект потратили 1,6 млн рублей, хотя он заключался лишь в выборе цвета стены.
– Я также не совсем понимаю, зачем муниципалитету нужны спорттовары. Несмотря на то, что это достаточно не плохой магазин, я думаю, что это чисто бизнесовая история, которой никак не должен заниматься муниципалитет, – считает депутат.
На вопрос о том, есть ли будущее у МУПов-ресурсников, Ерохин ответил достаточно пессимистично:
– Я не думаю, что что-то сохранится лет через 5 или 10. Сейчас у нас и так работают только те муниципальные предприятия, которые в принципе неубиваемые. Но и у них не за горами та же участь.
Ерохин также уверен, что МУПы в Кирове исчезают ещё и потому, что муниципалитет не поддерживает свои предприятия.
– Есть Центральный рынок, который на 100% акционерное общество и принадлежит муниципалитету. Но тем не менее они уже шесть раз подают заявление на строительство Октябрьского рынка. То у них там количество парковочных мест не совпадает, то ещё какие-то истории. Муниципалитет должен помогать своим предприятиям, а он им в ногу стреляет, чтобы они вообще померли, – считает Ерохин.
«За такие деньги ничего и не получится»
По мнению депутата Гордумы и зампреда комиссии по ЖКХ Михаила Ковязина, существующий закон по реорганизации МУПов – больше формальный повод для ликвидации городских предприятий, а их главные проблемы – команда и её мотивация.
– Предприятие всегда можно реорганизовать. В основе любого предприятия стоят люди, и у них есть некая мотивация, которая заложена, как правило, владельцами этого бизнеса, – предположил депутат.
Михаил Ковязин считает, что сама система муниципальных предприятий недостаточно мотивирует руководство компаний достигать каких-то результатов, поэтому МУПы зачастую выполняют лишь социальную функцию и чаще всего сходят на нет.
– Исключением можно назвать «Латунские бани». Они достаточно неплохо поработали в предыдущие годы именно за счёт того, что у них был хороший руководитель. В том же «Кристалле», который собираются ликвидировать сейчас, отсутствие сильной команды привело к тому, что доминирующий с советских времён бизнес постепенно перешёл частному сектору, – сообщил депутат. – В последнее время у них даже не было заказов из детсадов, хотя вроде бы сам бог велел. «Кристалл» проигрывал все торги из-за того, что не мог выставлять минимальную цену. По итогу мунпрачечные оказались вне рынка.
Он уверен, что в случае с МУПами на рынке могут существовать только монополисты или ресурсники.
– Ни одна мункомпания не выдержит конкуренции с коммерческой УК. Нам в пример всегда ставят Москву, но там нет коммерции – там монополизм. И в Кирове, к счастью, пока этот рынок не закрыт для коммерческих организаций. И любая мункомпания будет проигрывать, потому что у них в приоритете – социальная инициатива, поддержка «неудачных» предаварийных домов, а у коммерческих УК главная задача – чтобы жильцы от них не уходили и давали им хороший источник дохода. Именно поэтому от муниципальных УК хорошие дома будут убегать, а плохие никуда не денутся, – предположил Ковязин.
По мнению депутата, тарифные сетки для управленцев муниципальных предприятий сделаны таким образом, что очень низкую окладную часть дополняет не совсем прозрачная система бонусирования.
– Я сейчас конкретно говорю про муниципальные УК, они в этом плане хорошо ограничены законами. Поэтому не всегда сильные управленцы идут на эти должности. Мы все видим, какая зарплата у директора «Водоканала». Это значит, что, к сожалению, управленец из Москвы не готов работать здесь за другую зарплату. А теперь посмотрите, сколько получили остальные директора МУПов. Понятно, что они убыточные и вроде как платить им не за что, но за такие деньги, на мой взгляд, ничего и не получится, – уверен Михаил Ковязин.
«Муниципалитет должен контролировать монополистов»
Депутат Городской думы и член постоянной комиссии по финансам Владимир Журавлёв считает, что в исчезновении городских МУПов нет никакой тайны – «просто они должны быть полноценными участниками рынка».
– Другого никакого смысла нет, единственное, что у нас как всегда всё затягивается. Соответствующий закон вышел в 2019 году, а у нас на дворе уже 2021-й. Допереводим, условно говоря, – отметил Владимир Журавлёв.
По словам депутата, есть рекомендация от Минфина о том, что муниципальные предприятия должны сохранить только в той сфере, где есть социальная значимость поставляемой услуги. А там, где есть рынок, МУПы содержать нецелесообразно.
– Наши госуправленцы, к сожалению, не хорошие организаторы бизнес-процессов. Почему у нас там везде долги? Потому что всё оказалось непросчитанным, какие-то контракты в минус вообще работали или с маленькой рентабельностью, не позволяющей выживать. Плюс у предприятия всегда ограниченная самостоятельность и оно даже не может на свои какие-то нужды взять кредит, – считает депутат.
По словам Журавлёва, чтобы привести помещения «Кристалла» в порядок и закупить новое оборудование, нужно 30–50 млн рублей. Так как у предприятия нет активов, нагрузка фактически ляжет на бюджет города, также непонятно, когда окупится такое вложение.
Фото: Свойкировский.рф
– Мне кажется, что необходимо вернуть в казну все ресурсоснабжающие организации. Я не доверяю частным компаниям, которые сегодня апеллируют на рынке. Уверен, что они завышают тарифы искусственно. Каждый год тариф повышается на процент инфляции. По закону муниципалитет, вроде бы, не владеет теплоснабжением, например, но отвечает за него. Нам удалось вернуть «Водоканал», предприятие сегодня работает совершенно по-другому: тариф уравняли, в компании идёт развитие, туда вкладываются деньги, – отметил Владимир Журавлёв.
Депутат считает, что не следовало отдавать теплосети в концессию КТК. По его словам, у муниципалитета в собственности более 70% труб, подводящих горячую воду.
Фото на главной: kirovreg.ru– Пусть генерацией тепловой энергии занимается ПАО «Т Плюс» – частная компания, а транспортировка (КТК) должна быть в руках муниципалитета. Таким образом администрация могла бы получать деньги из тарифа на ремонт сетей, с этой задачей мы вполне бы справились. Муниципалитет должен монополистов контролировать. Они сейчас цены гнут, потому что их никто не контролирует: ни Общественная палата, ни комиссия по тарифам. Во всяком случае, нет никакой тщательной экспертной проверки, – заключил Владимир Журавлёв.
До сих пор даже нет личного кабинета для ИП и Юр.лиц.
Конкретный шаг назад!!!!
Т.е.власть всё улучшает, всё для людей, извините забыл ковычки поставить
Редакция, вы откуда взяли 300 млрд?
В доступных онлайн-базах проверки всё есть!
НЕ 8 млн руб как указала редакция
В семь раз больше нарисовали цифру