Зампред правительства Дмитрий Матвеев и министр здравоохранения Елена Утемова - о гриппе, дефиците лекарств, алчности докторов и многом другом.
9 февраля в здании Правительства Кировской области зампред Дмитрий Матвеев и министр здравоохранения Елена Утемова в ходе пресс-тайма ответили на самые важные вопросы. Необычный формат мероприятия позволил исключить "воду" и получить наиболее точную информацию из самых достоверных источников. Конечно, не обошлось без вопросов о непонятном до сих пор кировчанам аутсорсинге, ситуации с дефицитом бюджетных жизненно важных лекарств и эпидемии гриппа. Мы выбрали самые интересные ответы чиновников, в нашем материале - все то, о чем вы давно хотели знать, но боялись спросить.
О "перетягивании" пациентов в частные клиники
Дмитрий Матвеев:
- Это недопустимо, когда частные клиники, которые по большому счету паразитируют на государственной системе здравоохранения, начинают переманивать пациентов из госклиник любыми обманными путями. К сожалению, это случается все чаще и чаще. Сейчас мы просто заключили неформальные договоренности со всеми нашими медиками, чтобы все совместительства в частных центрах наших работников госучреждений осуществлялись только по согласованию с администрацией. Мы не имеем ничего против того, что доктора и медработники где-то подрабатывают дополнительно. Но при этом не должно быть никакого конфликта интересов. То есть врач не должен с рабочего места под любым предлогом перетаскивать пациента в частный центр. Платные клиники должны придумать какую-то иную стратегию: большее удобство, новое оборудование, более вежливые и улыбчивые люди - все что угодно. Но не так, что "... в нашей государственной клинике мы вам помочь не можем, но вот за углом я же тебе сделаю это, но только платно". Вот с этим мы будем категорически бороться. Плюсом, все наши главные специалисты свои совместительства тоже будут согласовывать, но уже с министром здравоохранения. Я не против функционирования частных клиник, но в рамках разумной конкуренции, без обмана наших пациентов. О каждом факте я прошу немедленно информировать министерство.
Об аутсорсинге автопарка "скорой" помощи
Дмитрий Матвеев:
- Почему мы перешли на аутсорсинг? У нас затраты сократились на аренду машин "скорой" по сравнению с тем, что было раньше. Если у машин в бюджетном учреждении пробег был в 2-3 раза больше, по известным причинам, то сейчас мы платим просто за час работы. Неважно - меняли масло или нет, если машина сломается - это проблема частного аутсорсера. А когда машина принадлежит бюджетному учреждению, то поступают так: "Ай, сломалась, напишем министру - пусть новую покупает". Я уже устал от ситуации, когда мы даем больнице новые машины, и через 2-3 дня они оказываются в кювете. Потому что такое вот отношение к бюджетной собственности. Вы же меняете масло в своей машине? Вы, наверняка, не обдираете ее, на дороге внимательнее себя ведете. И меня удивляют жалобы водителей: "Вот нас в организации заставляют оплачивать царапины на машине". Ну, так если царапины - это результат твоей неправильной эксплуатации, почему за это министр должен отвечать?
И вот конкретный пример. В одной из наших больниц на балансе стояли два автомобиля УАЗ. На каждом из них в сутки работали посменно два водителя. Каждый водитель по документам в день проезжал 180 км, то есть 720 км в сутки - на две машины. После перехода на аутсорсинг выяснилось, что реальная потребность медучреждения составляет всего 30 км в день.
Об аутсорсинге лабораторных услуг
Дмитрий Матвеев:
- Что такое лабораторное исследование? Это взятие биоматериала: крови и мочи, его доставка до лаборатории, анализатор и расходные материалы. Какая ситуация была в области? Во всех небольших больницах стояли небольшие маломощные анализаторы, которые имели небольшой набор тестов при очень дорогой себестоимости анализов. И еще в 2010 году мы стали часть анализов переводить на аутсорсинг. То есть, если больница не могла сделать какой-либо анализ, она заключала договор. Начинали мы все с областной больницы. Постепенно на этот рынок начали заходить частные медицинские организации. Наши больницы платили за анализы в 10-20 раз ниже обычного прайса любой платной клиники. Этот аутсорсинг развивался, и в прошлом году мы поняли, что тот запас лабораторного оборудования, который, в основном, был получен по нацпроекту в 2006 году, свой ресурс исчерпывает, а затраты на анализы увеличиваются. И мы посчитали: чтобы все это обновить, нужно от 400 миллионов за китайское оборудование до 800 за европейское оборудование. Где в условиях финансового кризиса взять эти средства?
Соответственно, параллельно мы провели обсчет, сколько лаборатории тратят на зарплату лаборантам, на расходку, на ремонт, пробирки и так далее. Затем совместно с нашим главным лаборантом предложили частникам взять эти затраты и делать эти же самые тесты. Сейчас в программе аутсорсинга участвуют 7 районов и Центр травматологии. Экстренные анализы в этих лабораториях делаются в течение часа, все остальное - в течение 24 часов. Экспресс-лаборатории с новым оборудованием работают круглосуточно. После трех месяцев работы мы проанализировали результаты. Во-первых, номенклатура тестов расширилась, больницы стали делать в два раза больше тестов. Но самое главное - денег больницы стали тратить меньше. У некоторых больниц итоговые затраты сохранились на прежнем уровне, а у некоторых упали на 15-20% за счет сокращения штата, в первую очередь.
О расселении больничного городка за Алыми Парусами
Дмитрий Матвеев:
- Кардиодиспансер мы уже перевели на Октябрьский проспект в бывшую косметологию, потому что правильно министерство расценило - не дело государственных учреждений заниматься косметологическими услугами, нам надо решать вопросы жизни и смерти. Медицинский информационно-аналитический центр переехал в бывшее здание гостиницы. Самая большая проблема, которую мы сейчас должны решать, - это вопрос нашего кожвендиспансера. У нас есть варианты, но пока окончательного понимания всей финансовой схемы у нас нет.
Елена Утемова:
- Еще в городке осталось одно отделение наркодиспансера - они завершили ремонт и в ближайшее время переедут на Студенческий проезд. Для психдиспансера к лету мы подготовим помещение по месту расположения основной больницы. В течение последних нескольких лет мы проводим очень активную работу по внедрению в практику современных препаратов, которые используются в лечении психических заболеваний. Сегодня вся работа нашего психодиспансера направлена на возвращение пациентов к активной социальной жизни, поэтому присоединение к основной больнице принесет только пользу.
Об эпидемии гриппа в Кирове и о том, почему врачи всем пациентам ставят ОРВИ
Дмитрий Матвеев:
- Грипп доктор имеет право поставить только при лабораторном подтверждении конкретного вируса. Все остальное - это ОРВИ. Лечение и диагностика - абсолютно одинаковые. Эпидемия всегда идет по респираторным заболеваниям с преимущественным преобладанием того или иного штамма. У нас нет законодательной обязанности у каждого брать анализ на грипп, тем более, что лечение ничем не отличается.
Елена Утемова:
- Проходят тестирование только те люди, которые поступают в стационар со средне-тяжелыми и тяжелыми проявлениями ОРВИ. Результаты анализов бывают готовы, как правило, через 2-3 дня. И, понятно, что мы не ждем результатов анализов, а по умолчанию лечим пациента с использованием противовирусных препаратов. Я думаю, что каждому из нас не важно, ОРВИ нам поставят или грипп. То и другое - острая вирусная инфекция. Соответственно, в период эпидемического подъема заболеваемости всех пациентов по умолчанию начинают лечить с назначения противовирусных препаратов, включая препараты, которые воздействуют на вирус гриппа. Но это не значит, что всех пациентов амбулаторного звена нужно поголовно направлять на вирусологическое исследование, так как стоимость теста - достаточно высокая, а если лечение уже начато, то анализ может ничего не показать.
О дефиците дешевых противовирусных препаратов
Дмитрий Матвеев:
- Что касается реальных препаратов, которые входят в ЖНВЛП и используются в стандартах лечения, насколько я знаю, дефицита как для стационара, так и для розничного сегмента нет. За исключением, так скажем, дефектуры и "Тамифлю", четырехмесячный запас которого раскупили за неделю после шумихи в СМИ. Объяснить эту ситуацию можно одним тезисом - ценовые войны.
Елена Утемова:
- У нас очень любят заниматься самолечением. Люди любят назначать себе дешевые препараты: витаминки Е, витаминки С. Потому что где-то в детстве у нас заложилось, что любое острое респираторное заболевание нужно лечить большим количеством жидкости и горой витамина С. Сегодня к любому лекарственному препарату нужно относиться очень осторожно. Бесконтрольный прием может приводить к очень серьезным последствиям. Любое назначение лекарственного препарата нужно обсудить с врачом.
Расскажу о лекарственных препаратах низкой ценовой категории. Сегодня те лекарственные препараты, которые важны с точки зрения специалиста, присутствуют в аптечной сети. Это тот же самый парацетамол, нитроглицерин и так далее. От того, что в аптеках вдруг исчезла оксолиновая мазь, никому хуже не станет. Этот препарат зарегистрирован в 1970 году. Действительно, в те времена, может быть, это было ноу-хау. Сегодня четко доказано, что вирус гриппа чувствителен к серьезным противовирусным препаратам, и они не относятся к дешевой ценовой категории. Тот же самый "Тамифлю" стоит более тысячи рублей. Препарат "Реленза" стоит более 2 тысяч рублей. Наверное, приятно купить дешевый "Ремантадин", съесть, получить иллюзию того, что мы полечились, но не получить эффекта. На сегодняшний день я вижу только одну реальную проблему - из аптечной сети пропал "Преднизолон". Это препарат, который используется при лечении ряда системных заболеваний, мощное лекарство с противовоспалительным эффектом. Проблемы, в первую очередь, возникли у тех, кто по своей глупости отказался от льготы - у серьезно болеющих пациентов с группой инвалидности. У нас в министерстве для льготников "Преднизолон" есть, а в свободной продаже нет. И нам обрывают все телефоны.
Беседа с Дмитрием Матвеевым и Еленой Утемовой длилась около полутора часов. Разумеется, все ответы не могли войти в материал. Так, помимо прочего, чиновники прокомментировали ситуацию с задержкой зарплаты сотрудникам "скорой", скандал с лабораторией Северной больницы, а также проблему травли врачей за их "ошибки".
Фото: Свойкировский.рф