«Для народа она осталась «Центральной»: как кировчане отреагировали на переименование гостиницы в честь архитектора Чарушина

В выходные кировчане узнали о том, что гостиницу «Центральную» впервые за всю историю переименовали. Новая вывеска – Hotel Charushin – спровоцировала многочисленные споры и целую волну негативных комментариев в соцсетях. Портал Свойкировский собрал самые горячие мнения неравнодушных горожан и активистов.

Последняя работа Чарушина

Новое название гостиница «Центральная» получила официально 22 января 2022 года. В социальных сетях ребрендинг руководство объяснило двумя значимыми событиями – 85-летием самого здания и 160-летием со дня рождения его архитектора Ивана Чарушина.

Напомним, проект гостиницы на месте Воскресенского собора был утверждён в 1935 году, а полностью объект ввели в эксплуатацию в 1937-м. В строительство было вложено около 3 млн рублей, сроки сдачи постоянно переносились. Помимо номеров для постояльцев, здесь были открыты парикмахерская, почта, продуктовый магазин и ресторан.


Фото: ЦГАКО

В 1957 году к крылу по улице Коммуны (сейчас – Московская) по проекту архитектора Бориса Александрова сделали пристройку, благодаря которой число номеров в гостинице увеличилось, хотя симметрия здания была утрачена.

Как сообщает проект «Пешком по Вятке», для Чарушина строительство «Центральной» гостиницы стало одной из финальных работ. Свои последние годы он провёл в доме на углу улиц Большевиков и Коммуны (ныне Московская, 3) и мог каждый день смотреть на своё детище.

Нет даже памятника

Ещё в декабре 2021 года внимательные кировчане заметили, что с фасада четырёхзвёздочной гостиницы пропала вывеска. Тогда руководство решило не раскрывать настоящую причину. Журналистам представители будущего Hotel Charushin ответили, что вывеску сняли для того, чтобы заменить её на новую: «это не связано со сменой собственника или какими-то иными факторами».

Как выяснила журналист портала Свойкировский, одними из первых о переименовании гостиницы «Центральная» узнали родственники Ивана Чарушина, которые сейчас живут в Санкт-Петербурге.


– Несколько месяцев назад мне писали представители гостиницы, рассказывали о том, что 160-летию со дня рождения Ивана Аполлоновича собираются переименовать гостиницу, – рассказала автор и иллюстратор детских книг, праправнучка Ивана Чарушина, Евгения Чарушина-Капустина. – Мы с Натальей Никитичной (моей мамой, правнучкой архитектора) считаем, что подобная инициатива вполне уместна. Хороший пример сохранения памяти о человеке – назвать в его честь его же произведение. Привлечь внимание общества к имени великого человека. Тем более что в Кирове по-прежнему нет ни памятника Ивану Аполлоновичу, ни улицы, названной в его честь, ни музея.

Также, по словам Евгении, согласовывать новое название гостиницы с родственниками архитектора было необязательно – срок действия авторского права уже истёк.

– Сегодня именно от общественности Кирова зависит сохранение наследия архитектора в городе. И, на мой взгляд, необходимо поддерживать инициативы, действительно имеющие серьёзные цели и ведущие к видимым результатам. Важно разными путями сохранять наследие предков и память о них, а не только обсуждать проблемы и идеи, – считает праправнучка архитектора.

«С вывеской совсем беда»

Большинство кировских активистов, узнав о переименовании гостиницы, с одной стороны, обрадовались тому, что в Кирове наконец-то увековечат память о великом архитекторе, а с другой – задумались о том, насколько взвешенным и продуманным решением это было.

– Неплохо, что турист заселится в гостиницу с фамилией её архитектора. Единственное «но» – почему не русскими буквами? Можно предложить собственнику в холле разместить фото и биографию архитектора, фотографии его зданий, – считает руководитель кировского отделения фонда «Городские проекты» Ксения Логинова. – А вот у нас, местных, будет некая путаница: остановка остаётся «Центральной» на противоположной стороне. Неплохо было бы, конечно, остановку вместо парковки сделать и переход.

Другие участники «Горпроектов» тоже поддержали эту мысль, но решили особое внимание уделить написанию вывески.

– Мне не нравится этот ребрендинг. Мало того, что это историческое название, которое есть во всех поисковиках и агрегаторах, так ещё и если верить Google-переводчику, слово Charushin читается как «Чарашин». Правильнее его было бы транслитерировать в Charoushin, – высказался Владимир Клабуков.

– Если иностранцы приехали заселяться, они легко узнают здание по его виду, – поддержал Сева Полушин. – В транслитерации действительно должно быть Charoushin и писаться только в соцсетях/документах/сервисах бронирования/табличке у входа. Но вывеска – только Чарушин.


Другие активисты также сошлись во мнении, что вывеска в европейском стиле может, наоборот, насторожить туристов, а кировчан окончательно разочаровать в таланте местных дизайнеров (и недальновидности заказчика).

– «Центральная» гостиница так была названа изначально, и менять название не стоит. Кроме того, считаю, что переименовывать такого рода знаковые места города надо было спросив горожан, – считает общественник Николай Пихтин. – На Вятке давать название английскими Charushin Hotel – это совсем неприемлемо. Такое впечатление, что «переименователи» постеснялись русскими буквами написать.

– На моей памяти это первое закрепление имени нашего великого архитектора в названии крупного городского объекта, что не может не радовать, – отреагировал на переименование общественник, создатель движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. – Но вот с вывеской совсем беда. Непонятен англицизм. Он тут совсем лишний. Видимо, какое-то местечковое мышление помешало довести хорошую идею до отличного результата.

«Чарушин бы посмеялся»

Вероятно, руководство гостиницы рассчитывало на общественный резонанс, выбрав новое название для заведения. Но масштаб дискуссий, от которых ломились комментарии в кировских пабликах и СМИ, превзошёл все ожидания.

Только за сутки в Сети появились сотни преимущественно негативных высказываний обычных кировчан. Новая «английская» вывеска взбудоражила горожан всех возрастов и статусов.


Фото: vk.com/kirovonline

Основные претензии заключались в том, что иностранное название едва ли одобрил бы сам великий архитектор. К тому же прежняя вывеска была всё-таки частью истории.

– Чарушин бы посмеялся. Зачем ему эта иностранщина, он для русских творил и жил в русском городе. Не смешили бы народ, англоязычные у нас редкие гости, – считает кировчанка Елена.

– Какое неблагозвучное название стало у этого здания! Для меня эта гостиница всегда будет «Центральной», – написала Марина.

Но были и категории горожан, которые, несмотря на «иностранщину», увидели в переименовании более значимое событие.


Фото: vk.com/kirovonline

– Что все прицепились к названиям и буквам. Разве это важно в данном случае? Раньше собственник-купец называл своё заведение исключительно своим именем, а здесь отдали дань уважения известному архитектору… Пусть и с прицелом на туристов, которых пока в нашем городе, в отличие от соседей, очень мало, – высказался кировчанин Владимир. – Радуйтесь, что написано по-английски, так как это несёт за собой повышенные требования к содержанию отеля. И, кроме того, это хорошая реклама для подрастающего поколения: стань уважаемым человеком и твоим именем что-нибудь назовут или памятную доску на твой дом повесят, будут тобой гордиться в веках. Это разве плохо?

Напомним, осенью кировские активисты и историки решили посвятить 2022 год архитектору Чарушину. К 160-летию со дня рождения Ивана Аполлоновича инициативные горожане хотят организовать масштабные мероприятия и запустить знаковые медиапроекты, чтобы познакомить жителей с уникальной архитектурой и личностью великого архитектора.
Фото на главной и в тексте: vk.com/central_hotel_kirov