Четыре тысячи за жизнь. К чему может привести «отговаривание» женщин от абортов

По данным Минздрава России, в 2018 году в России было сделано более 500 тысяч абортов - эта цифра сопоставима с численностью населения Кирова. Государство не на шутку обеспокоено демографической ситуацией, ведь рождаемость у нас снижается уже пятый год подряд. РПЦ связывает эту тенденцию в том числе с правом женщин прервать беременность. Официально государство в этом праве пока не отказывает, но позволяет регионам экспериментировать с мерами по борьбе против абортов. Такой эксперимент планируют реализовать и в Кировской области: для сотрудников кризисных центров вводят стимулирующие выплаты за каждую сохранённую беременность. Насколько эффективна такая мера и нужна ли она, разбирался портал Свойкировский.

Как работают кризисные центры и почему женщины решаются на аборт

Дискуссия о праве женщины на аборт ведётся в современной России постоянно. Чуть ли не каждый год различные общественные организации и депутаты Госдумы выступают с инициативами либо полностью запретить аборты, либо вывести их из базовой части системы обязательного медстрахования. Снижение количества абортов и их профилактика является одним из приоритетов нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография». Минздрав выступает против исключения абортов из ОМС, а президент Владимир Путин считает, что «ничего нельзя ломать через колено». С другой стороны, светская власть в этом вопросе тесно сотрудничает с РПЦ, ведётся пропаганда традиционных ценностей и борьба с абортами. Чиновники на местах экспериментируют в пределах своих полномочий.


Сбор подписей против абортов во время Великорецкого крестного хода в 2016 году

Например, в Белгородской области женщинам рекомендуется получить разрешение на аборт от священника, в Пензенской области предлагается побеседовать с чиновником, который расскажет о льготах и выплатах для матерей, в Приморском крае в течение четырёх дней в году действует временный мораторий на проведение абортов.

В Кировской области решили подойти к решению проблемы с другой стороны: у нас сотрудникам кризисных центров предлагается выплачивать по 4 000 рублей за каждую сохранённую беременность. Изобретательность кировского Минздрава не осталась без внимания федеральных СМИ и пользователей соцсетей. В группах пролайферов (противников абортов, от англ. life - жизнь) и прочойсеров (сторонников движения за репродуктивный выбор, от англ. choice - выбор) на этом фоне вновь разгорелись дискуссии.


Дискуссия под опросом в группе радиостанции «Эхо Кирова» во «ВКонтакте»

Впрочем, сами по себе кризисные центры - это не какое-то новшество. В Кировской области они работают ещё с 2011 года, на данный момент их 30 на весь регион. В кризисных центрах работает целая команда специалистов: врачи акушеры-гинекологи, психологи, социальные работники, юристы. Их задача - понять, что подтолкнуло женщину к решению прервать беременность, рассказать о последствиях аборта и предоставить информацию, которая позволит ей принять то или иное решение. В случае, если она откажется от аборта, сумму в размере 4 тысяч получит не один врач - её «раскинут» на всех сотрудников кризисного центра. Само посещение центра - дело добровольное. Пациентку, которая планирует сделать аборт, отправляет на консультацию в центр врач-гинеколог.

Руководитель кировской региональной общественной организации «Центр Защиты Материнства и Детства «Моя Семья», автор проекта «Киров - город без абортов» Ольга Устюжанина уверена, что именно от врача во многом зависит отношение женщины к аборту:

- Очень часто молодые девочки, которые не собираются делать аборт, в кабинете врача слышат вопрос: «Ну что, аборт?». Доктор - это большой авторитет для женщины, он реально формирует желание делать аборт. Но доктор может сформировать и другое мнение. Ведь вместо этого можно сказать: «Поздравляю, ты беременна! Ты - мама». Я считаю, что ситуация с абортами может реально измениться, если с женщиной будет работать команда - врачи, психологи, юристы, социальные работники, и они будут заинтересованы в результатах своей работы. Тогда отношение у женщины к беременности изменится.

Согласно федеральному закону «Об охране здоровья», каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Однако врач должен предоставить женщине так называемые дни тишины (48 часов), чтобы она обдумала своё решение. Именно в это время женщина и может обратиться в кризисный центр.

Помимо бесед со специалистами женщины заполняют специальную анкету, которая позволяет оценить, по каким причинам они решаются на аборты и в каком виде поддержки нуждаются. Данных анкетирования в публичном доступе нет. Но о причинах абортов позволяет судить отчёт Росстата и Минздрава «Репродуктивное здоровье населения России» за 2011 год. Как видно, в большинстве случаев это либо нежелание иметь ещё одного ребёнка, либо отсутствие средств на его содержание.

Действительно, в подавляющем большинстве случаев на аборт решаются женщины, у которых уже есть дети, а не те, которые забеременели впервые. Но есть и другой взгляд на причины абортов: виноват кризис ценностей.

- Причин для аборта у женщин бывает несколько. Самая главная - ребёнок не является ценностью. У неё другие приоритеты: карьера, учёба, собственный комфорт. Это культ, - уверена Ольга Устюжанина. - Женщина воспринимает ребёнка как помеху в осуществлении своих планов. На это накладываются различные мифы. Например, установка «не плодить нищету». Но нищета, наоборот, наступает в результате аборта. Так работают духовные законы: если ты убиваешь ребёнка, тебе это обязательно вернётся бумерангом. Что-то у тебя отнимут в ответ: здоровье, мужа, работу... Кроме того, в 50% случаев женщина решается на аборт, если мужчина говорит ей: «Не моя проблема, иди и делай». То есть отсутствует поддержка со стороны мужчины, осознание личной ответственности.


Эффективна ли работа кризисных центров

По данным за 2015 год (более актуальная статистика в публичном доступе отсутствует) предабортное консультирование в кризисных центрах Кировской области прошли 3 100 женщин. 10% из них сохранили беременность. В результате родилось порядка 300 детей (точную цифру мы не знаем, так как беременности могли закончиться выкидышами, мертворождениями, рождениями двоен и троен). Для сравнения: всего в Кировской области за 2015 год родилось 16 544 детей, абортов проведено 8 519. То есть вклад кризисных центров в рождаемость составил примерно 1,8%.

Эффективность работы кризисных центров в разных районах Кировской области сильно различается, рассказал на условиях анонимности сотрудник одного из медучреждений Кировской области. Плановый показатель составляет порядка 10 - 12%. В Кирове некоторым больницам удаётся предотвратить до 40% абортов, в районах же эта цифра может зависеть от социально-экономической ситуации: чем она хуже, тем ниже процент сохранённых беременностей.

В целом же в Кировской области абортов проводится больше, чем в среднем по стране. По статистике Минздрава РФ за 2018 год, на 1 000 кировчанок фертильного возраста (15 - 49 лет) приходится по 22,1 аборта - на 5,9 больше, чем в среднем по России. По этому показателю мы находимся на 29-м месте в стране. Но не всё так плохо: число абортов устойчиво снижается уже несколько лет подряд, с 2005 года в нашем регионе их стало вдвое меньше. Тем временем рождаемость тоже падает, но это уже тенденция последних лет. Если число абортов начало сокращаться задолго до начала работы кризисных центров, то рождаемость снижается лишь с 2014 года.

Демографы связывают резкое снижение абортов по сравнению с советским периодом (в 70 - 80-е годы на одну женщину репродуктивного возраста приходилось по 3,4 аборта, в 2009 году - 1 аборт) с доступностью средств контрацепции, которая появилась с введением рыночной экономики. Несмотря на это, аборт в современной России до сих пор остаётся одним из инструментов регулирования рождаемости, и общество, судя по опросам, считает аборты более или менее приемлемыми, даже если нежеланный ребёнок зачат в браке. При этом 78% россиян уверены, что рождение детей нужно планировать, используя методы контрацепции.


Деньги - не панацея?

По данным опроса ВЦИОМ, 51% россиян уверены, что на аборт женщин толкает именно бедность. 57%, согласно опросу «Левада-центра» (организация включена в список иностранных агентов - прим. ред.), считают, что предотвратить аборт можно, повысив пособие по уходу за ребёнком до прожиточного минимума. Многие также высказываются за уроки полового воспитания и выделение денег на средства контрацепции за счёт ОМС. За полный запрет абортов - включая те, что проводятся по медицинским показаниям - выступают 2% опрошенных.

На совещании в правительстве, где обсуждалась стимулирующая выплата для медиков, зампред Дмитрий Курдюмов заключил, что многие женщины, принимая решение об аборте, попросту не знают о мерах социальной поддержки семей с детьми.


Источник фото: augustnews.ru

Впрочем, материальный стимул в вопросах деторождения не бесспорен. Уже упомянутый нами сотрудник одного из медучреждений Кировской области считает, что если женщина приняла взвешенное решение, то информация о выплатах её вряд ли остановит.

- Я считаю, что вряд ли какая-либо выплата повлияет на решение женщины. Исходя из нашей практики, мы видим, что даже если женщина принимает решение не делать аборт, потом беременность может протекать неправильно, - считает специалист. - Если женщина психологически, подсознательно не хотела этого ребёнка, в итоге у него бывают либо отклонения, либо случаются выкидыши, в том числе из-за безответственного отношения женщины к нежелательной беременности. Доля таких случаев высока. Также есть риск социального сиротства. Среди врачей-гинекологов есть устойчивое мнение: если женщина решилась на аборт, то переубеждать её бесполезно. На данный момент мы не отговариваем женщин от абортов в буквальном смысле этого слова. Мы информируем о медицинских последствиях аборта, как и в случае с любой операцией. Смотрим, является ли желание женщины сделать аборт импульсивным или обдуманным. Если оно импульсивное (допустим, она поссорилась с мужчиной), возможно, меры поддержки действительно помогут ей решиться на сохранение беременности. Если это желание взвешенное, то информация о выплатах тут не поможет.

Демографы и социологи говорят о прямой связи между числом криминальных абортов (они проводятся вне медучреждений. Это, например, провоцирование выкидыша с помощью специальных упражнений или таблеток, вытягивание плода спицами и так далее) и количестве «отказников» - детей, от которых мамы отказываются в роддомах. Они делают вывод о том, что сокращение числа абортов при нежелательной беременности ведёт к росту числа социальных сирот с рождения.

Так, среди всех социальных сирот «отказником» является почти каждый десятый ребёнок. Как правило, новорождённых оставляют в родильных домах незамужние женщины 23 - 25 лет с неполным средним образованием и временной работой. Большинство из них имеет вредные привычки во время беременности и уже воспитывает старших детей.

При этом до 2003 года так называемых социальных показаний для аборта на поздних сроках было больше, чем сейчас: например, развод или многодетность. Однако государство сократило список, оставив только экстремальные случаи. Например, если беременность наступила в результате изнасилования. В итоге женщины, которые раньше могли сделать аборт по социальным показаниям в государственных клиниках, начали либо рожать незапланированных детей, либо делать криминальные аборты. Поэтому и существует корреляция последних с социальным сиротством.


На какие выплаты может рассчитывать мать с ребёнком

Руководитель Ассоциации защиты прав многодетных семей Кировской области Алёна Чеснокова согласна с Дмитрием Курдюмовым в том, что женщины зачастую не знают о льготах и выплатах, которые может получить семья с ребёнком.

- Неинформированность о льготах и выплатах имеет место быть, - считает она. - До женщин нужно донести информацию о том, какую помощь они могут получить. Недавно была ситуация: девушка в достаточно сознательном возрасте забеременела двойняшками. Ко мне обратилась женщина, которая лежала с ней в больнице, и попросила помочь. У этой мамы вообще ничего не было, помощи её ждать неоткуда, она не знала, куда идти и что делать. Буквально за неделю мы собрали всё необходимое: пелёнки, кроватку, коляску. В каждой больнице - и в детских поликлиниках, и в женских консультациях - должны быть информационные стенды о льготах и выплатах. Я об этом не раз говорила в Министерстве соцразвития и здравоохранения. Говорят, такие стенды где-то есть, но я ни разу не видела. В любом случае информация должна быть в доступной форме. Не надо вывешивать приказ на 50 листах, его никто не прочтёт. Нужно выхватить из него самую суть: какие конкретно суммы, на что, кто может получить и снабдить текст привлекающей внимание картинкой.


Алёна Чеснокова заявила, что не против стимулирующих выплат для сотрудников кризисных центров, но материальная помощь прежде всего должна оказываться матери с ребёнком. Однако сейчас критерии нуждаемости не позволяют добиться помощи многим семьям. Кроме того, выплаты далеко не всегда приходят вовремя.

- Если не соответствуешь хотя бы одному критерию, льготы ты уже не получишь. Например, льготный проезд школьнику предоставят только в том случае, если оба родителя официально трудоустроены. Но ситуации бывают разные, не всегда и не у всех есть возможность работать официально. В итоге страдает ребёнок: он не сможет лишний раз съездить на дополнительные занятия, к бабушке, к друзьям и так далее. Вообще я выступаю за натуральные льготы, необязательно кому-то что-то платить. Предоставьте ребёнку льготный проезд, питание, спортивную форму и школьную форму для многодетных малообеспеченных семей, - убеждена Алёна Чеснокова. - Когда мамы и папы увидят, что рожать нестрашно, будут знать, что ребёнок вовремя пойдёт в садик, а потом - в школу рядом с домом, что будет доступная бесплатная медицина, что в будущем ребёнок сможет найти работу, которая будет его кормить, только тогда у нас не будет абортов и начнёт расти рождаемость.

Ольга Устюжанина также добавляет, что необходимо на государственном уровне предусмотреть поддержку занятости для мужчин. А для профилактики абортов - проводить уроки нравственности со школьниками и студентами, пробуждая в них осознанное отношение к семье.

Стоит отметить, что большинство льгот и выплат мамы получают, пока ребёнку не исполнится полтора года, а затем - три года. Для детей-школьников и студентов льгот мало. Между тем именно семьи с детьми-школьниками находятся в зоне риска по уровню бедности. К такому выводу пришли учёные Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в ходе исследования мер поддержки рождаемости в России. Четверть детей в России находятся за чертой бедности уже сейчас. В сельской местности в малоимущих семьях живёт больше половины детей.

Итак, на что же может рассчитывать женщина с ребёнком? Допустим, женщина забеременела первым ребёнком, когда училась в колледже. Сидела в декрете до трёх лет, первый ребёнок пошёл в садик, мама вышла на работу, трудилась ровно год, официально получая «минималку»- 11 163 рублей, поэтому признана малообеспеченной. Забеременела вторым ребёнком, он появится на свет в 2020 году. Ипотеку женщина не платит, живёт у мамы, алиментов не получает. Вот примерный список положенных семье выплат:

После того, как ребёнку исполнится три года, двух детей женщина будет содержать на свою зарплату (допустим, в конверте она получает ещё 11 163 рублей). Но ей также положены некоторые льготы и выплаты:


Профилактика абортов нужна до наступления беременности

По данным анализа специалистов Всемирной организации здравоохранения, для снижения распространённости абортов до уровня экономически развитых стран необходимо обеспечение доступности современных методов контрацепции 70 - 75% женщин детородного возраста. Насколько распространена контрацепция в современной России, судить сложно: у нас давно не проводилось масштабных исследований на эту тему.

По данным врачей, всего 22 - 24% российских женщин используют современные методы контрацепции (оральные контрацептивы и внутриматочные спирали), в Европе таких женщин 70%. Уровень абортов в наиболее развитых странах Европы ниже. Так, в России на каждую тысячу женщин репродуктивного возраста приходится по 20 абортов, во Франции - 15, в Норвегии и Дании - 12, в Финляндии и Нидерландах - 8, в Швейцарии - 5.

Замужние женщины в России тоже не отличаются желанием предохраняться. По данным опроса, проведённого в ходе исследования репродуктивного здоровья россиян в 2011 году, среди замужних женщин современными методами контрацепции пользуются всего 55%. Более половины респонденток посчитали оральные контрацептивы и внутриматочные спирали опасными для женского здоровья. Мужчин об методах предохранения и вовсе не спрашивали.


Как заявил Агентству социальной информации учредитель пермского фонда «Дедморозим», при котором работает Служба сохранения семей, Дмитрий Жебелев, профилактикой абортов нужно заниматься до зачатия.

- Есть большая опасность профилактики абортов на этапе, когда женщина уже беременна. Если мы говорим о профилактике, то нужно стараться её проводить до того, как женщина забеременеет. Чтобы и она, и её партнёр, и члены семьи разбирались в этих вопросах и могли подходить к сексуальной жизни и к решению завести ребёнка более ответственно и осознанно. Но выбор всегда остаётся за женщиной. Любой специалист должен это уважать, - считает он.

В рамках такой профилактики можно было бы проводить уроки полового просвещения или половой безопасности, а в женских консультациях своевременно информировать женщин о современных способах контрацепции. Однако в государственных и региональных программах, которые ставят целью снижение абортов, практически отсутствуют меры, направленные на профилактику абортов до зачатия. Речь идёт об информационной работе с женщинами, у которых уже наступила нежелательная беременность, либо просто о пропаганде отказа от абортов. В 1994 году была запущена государственная программа «Планирование семьи». Одной из её целей было обеспечить россиян современными знаниями в вопросах сексуального и репродуктивного поведения и использования средств контрацепции. Наряду с появившимся на рынке широким ассортиментом средств контрацепции программа быстро дала результат. С 1990 по 2000 годы число абортов сократилось вдвое. Но всего через четыре года государство свернуло её финансирование. Не последнюю роль здесь сыграло отношение общества - люди были против. С тех пор последовательная работа по планированию семьи на уровне всей страны не ведётся, а законодательство, защищающее репродуктивные права россиян, так и не было принято.