Сколько зарабатывают таксисты, сколько денег отдают службам вызова и почему берут в дорогу биты - в нашем материале.
Мы продолжаем рассказывать о рабочих буднях кировчан, сознательно не называя их имён. Во-первых, опыт этих людей не уникален, во-вторых, мы хотим избавить наших героев от возможных проблем, которые могут возникнуть у них на работе после этого разговора. Сегодня, в Международный день таксиста, в рамках рубрики «Изнанка профессии», мы рассказываем об изнурительной работе одного из кировских «извозчиков».
Про то, как таксисты работали 10 лет назад
«Я с пелёнок за рулём. Когда был маленьким, ездил на машине у отца на коленях. Как подрос - катался с ним за городом. Мой отец работал начальником в одном из дорожно-строительных управлений в Кировской области, я мог прийти к нему из школы и попросить у рабочих покататься на любой машине. К 20-ти годам, когда я получил водительские права, навык был уже отточен.
Кстати, экзамен я сдавал при очень удивительных обстоятельствах. Это было сразу после новогодних каникул. Мы с другом сидим, заполняем карточки по теории. Вдруг открывается дверь в кабинет, входит пьяный офицер и говорит принимающему экзамен: «Чтоб этот сдал», - и показывает на меня. Потом я сдаю эти карточки, всё - у экзаменатора ко мне вопросов нет. До сих пор не знаю, что это был за офицер. Может, конечно, за меня кто-то слово замолвил.
Сейчас я работаю на трёх работах: таксую, занимаюсь отделкой помещений и ещё на доставке. А диплом получал по специальности «Организация коммерческой деятельности и делопроизводства». В такси начал работать около десяти лет назад, когда в Кирове была всего одна служба вызова. Когда приехал в областной центр из района, податься было особо некуда, зарплаты, которые предлагали в местных фирмах, не устраивали, и я пошёл таксовать. К тому же это был самый простой способ заработать. Машину приходилось брать в аренду. Условия были такие: берёшь машину с полным баком, через сутки возвращаешь её точно также с полным баком, плюс платишь за аренду.
Когда устраивался, город, честно говоря, не знал - только улицу Воровского и Октябрьский проспект. Мне повезло, что мне поверили на слово. Поначалу работал так: пассажир садился в машину и показывал мне дорогу. Но у меня ещё с юности такой подход, что всему можно научиться. Например, я как-то раз устраивался сварщиком, ничего не знал, а выучился за два дня и даже «корочки» потом получил. Так же и в такси: в перерывах между заказами я изучал карту Кирова и постепенно всё запомнил. Сейчас, конечно, проще: в каждом телефоне есть навигатор.
С другой стороны, работы для таксистов раньше было больше, потому что услуги такси не были так популярны. По городу работало, может быть, всего 30 - 40 машин, да и личных автомобилей у людей было гораздо меньше. Зарабатывал я неплохо, мог в любое время дать кому-нибудь в долг 10 тысяч рублей. Работать в целом было веселее. Заказы мы принимали по рациям, и все таксисты таким же образом общались между собой, много шутили.
Был смешной случай: как-то раз проезжаю мимо заправки, а там стоят сотрудники ГИБДД. Мы, таксисты, всегда предупреждали друг друга по рации о постах. И я тоже «просигналил» всем: «Пацаны, у заправки работают мальчики». Пошутил так. А у этих «мальчиков», как оказалось, в рациях тоже был включен эфир, и они мне отвечают: «Это кто здесь такой умный?» Я рацию сразу выключил от греха подальше.
С диспетчерами мы тоже много шутили. Например, если знаем, что пришла новенькая девочка, которая город ещё не знает, таксист ей звонил с телефона как бы от имени пассажира и говорил: «Девушка, а можно машину на улицу Погибших Космонавтов, дом 10?» И она в рацию всем объявляет: «Машину на улицу Погибших Космонавтов», а мы смеёмся. Кстати, с рацией вообще было удобнее работать. Кто первый назвал свой позывной в ответ на заявку, тот и выезжал. А сейчас нужно смотреть заявки в телефоне, что-то нажимать - голова идёт кругом.
Про условия работы и заработок
Никакого графика как такового в такси нет. В будние дни в такси обычно работаю с 6 - 6:30 до семи вечера, в пятницу и субботу - до 23 часов. По воскресеньям, правда, очень редко, бывают выходные. Некоторые вообще работают на износ. Я знаю двух братьев, которые соревнуются между собой - кто из них больше заработает в такси. Ездят весь день, потом спят по три часа, и снова на смену. Но я считаю, так работать нельзя, ведь мы не дрова возим.
У меня тоже был случай с переработкой, когда я только начинал. Мой напарник возил какого-то начальника из «Газпрома», повёз его в Москву и попросил выйти вместо него. Я трудился и за него, и за себя и доработался до галлюцинаций. Помню, стою на светофоре у ЦУМа, а передо мной был «Лексус». Мне привиделось, что загорелся зелёный сигнал. Я, не видя, что передо мной стоит «Лексус», включил первую передачу и въехал ему в бампер. Благо, водитель попался без понтов, не стал устраивать разборок: я объяснил свою ситуацию, отдал деньги на ремонт, а потом отсыпался полтора дня.
В разных службах вызова разные расценки за пользование их услугами. Например, в «**0 -**0» берут по 10% с каждой заявки. Если таксист успевает выполнить в день 10 заявок по 100 рублей, значит, служба получит 1000 рублей. В «**7-**7» действует несколько тарифов. Например, у меня «Максимальный». Пять дней в неделю я фиксировано плачу по 270 рублей ежедневно, вне зависимости от количества заказов, плюс два дня подарочных - в эти дни ты ничего не платишь. Либо можно каждую неделю платить по 1350 рублей.
С точки зрения заработка такси - это лотерея. Сегодня ты заработаешь 500 рублей, а завтра - 5 тысяч. В среднем за день я зарабатываю около 2400 рублей. Из них 600 рублей уходит на бензин, 300 - на обслуживание автомобиля. То есть домой «чистыми» я приношу по 1500 рублей.
Сейчас самый лучший день для работы - это понедельник, так как это начало рабочей недели, все активно ездят по делам. Но надо сказать, что услуги такси в Кирове сейчас неадекватно низкие - в среднем 100 рублей по городу. Даже приезжие очень удивляются. Когда я начинал работать, цены были такие же, но с тех пор бензин подорожал в три раза. Так что на самом деле услуги такси в Кирове должны стоить как минимум 150 рублей за поездку, плюс должно учитываться расстояние. Например, от Зонального до Филейки - 250 рублей, а сейчас возим за сотню.
Цены на услуги такси сбивают федеральные службы вызова такси. Причём, в отличие от таксистов, деньги гребут лопатами. Давайте посчитаем. В программе службы вызова такси «**7-**7» зарегистрировано примерно 15 тысяч машин по городу. Если бы все они работали на постоянной основе и выплачивали конторе по тысяче рублей в неделю, получается, эта служба зарабатывала бы по 15 миллионов рублей - только за одну неделю!
Вообще в плане перевозок для таксистов выгоднее межгород - выехал на трассу и рули себе без ожиданий, суеты и пробок. Самые дальние расстояния, куда я возил пассажиров, - это Нижний Новгород, Москва, Сыктывкар. А самое маленькое расстояние - до соседнего подъезда. Вышла девушка, вся при параде, с цветами. Я даже не постеснялся спросить: «А дойти?» А она мне: «Ну как же? Я на каблуках...»
Самая большая сумма, которую я заработал за один день, - 30 тысяч рублей, причём с одного пассажира. Возил по делам военного подполковника на пенсии. Он рассказал, что написал книгу, возможно, это был гонорар: у него с собой была целая пачка денег. Ещё более щедрые пассажиры - те, кто едет домой из сауны. В основном, конечно, пьяные: выгребают деньги из карманов, далеко не всегда пересчитывают - лишь бы расплатиться. Они потом и не вспомнят, сколько дали.
Про пассажиров - опасных и пьяных
В целом на пассажиров мне везёт, люди у нас нормальные, весёлые. Так, чтобы мне не платили за поездку, бывает нечасто. Случается, что пассажир, доехав до адреса, говорит, что сейчас сбегает домой за деньгами, и не возвращается. Но на что надеются эти люди - непонятно. У меня очень хорошая зрительная память. Тем более Киров - это деревня, и я такого клиента всё равно запомню и больше не повезу. Ни к какой ответственности привлечь его нельзя, разве что заблокировать номер в службе такси.
Но бывают более серьёзные случаи. В прошлом году таксисты заставили умыться зелёнкой пассажира, который отказался платить. Никакой уважительной причины у него не было - просто хотел прокатиться бесплатно. Об этом даже в новостях рассказывали. Я считаю, что ребята всё правильно сделали.
Единственный серьёзный инцидент за десять лет моей работы был, когда меня ограбили. Я ехал поздно вечером, уже возвращался домой, выключил программу. Увидел двух «голосующих» мужчин на дороге: они в пуховиках, в капюшонах, лиц не видно. Оба сели сзади, приехали на улицу Сормовскую, и вдруг один из них приставил мне нож к горлу и сказал: «Медленно доставай деньги, бежать за нами не советую». У меня под сидением хоть и лежит бита, но достать её уже не получилось бы, бежать за ними тоже не вариант - слишком темно, плюс большие сугробы. Я отдал им всё, что заработал за день - 2300 рублей.
К сожалению, бывают нападения и с летальными исходами. В 2013 году в Слободском убили таксист - зарезали совсем молодые парни. Так что эта работа может быть опасной. В программах для таксистов даже есть специальная тревожная кнопка, с помощью которой можно сообщить о буйных пассажирах. На сигнал мгновенно отреагируют таксисты, которые находятся рядом с местом происшествия, приедут и помогут решить проблему. По выходным постоянно бывает тревога. Мне в плане безопасности ещё очень помогает моя любимая жена: она мне звонит в течение дня, спрашивает, как дела, куда я еду.
Вообще работа в такси - это дело привычки. Со временем уже начинаешь видеть людей насквозь: кто любит поговорить, кого лучше не беспокоить. В принципе у меня больших претензий к культуре кировских пассажиров нет. Единственное, не очень люблю возить очень пьяных и разговорчивых, особенно с одного конца города на другой. Человек тебе что-то рассказывает, тут же забывает, и опять по новой.
Отдельная тема - когда оставляют вещи в машине. Я всегда возвращаю, причём лично, не через контору. Но тут уже люди реагируют по-разному. Был случай, у меня пассажир обронил бумажник, я привёз кошелёк к нему на работу, он мне 1000 рублей вручил. В другой раз вёз мужчину - одет был очень дорого. Оставил в салоне шестой айфон. Потом звонит мне, спрашивает, могу ли я завезти. Спрашиваю, как его узнать. Говорит, подъезжай, увидишь белый «бумер». Я автомобиль увидел: машина сверкает, как новенькая. Спасибо, конечно, тот мужчина сказал. Ну, хоть бы сто рублей дал. Даже бабушки, у которых денег на проезд иногда не бывает, хотя бы конфет насыпают: мол, спасибо, внучек, дай бог здоровья.
Про культуру вождения и дороги
В плане вождения в Кирове в последнее время стало получше. Но до культуры вождения нам пока, как до Китая. Была ситуация недавно: «крузак» подрезал меня с другим водителем, обогнал по встречке и поехал на красный. У нас в городе есть такой стереотип: «У меня большая машина - мне всё можно». Есть и обратные случаи. Я как-то выруливал из двора. Слева ехал белый «Рэндж Ровер». Видно, что у водителя жизнь удалась, он никуда не торопится. Он поморгал мне фарами, пропустил. Я готов был выскочить, расплакаться от радости. Вот есть же нормальные люди!
Дороги десять лет назад в Кирове были лучше. Дорога, которую делал мой отец в ДСУ, до сих пор хорошо сохранилась, а сейчас я не знаю, из чего их лепят. Я сейчас постоянно слушаю радио: в новостях недавно передали, что будут делать участок от «Грин Хауса» до Нововятска. Участок дороги - 5 км, запланировано 86 миллионов рублей. Откуда такие суммы? Или вот мост через Чистые Пруды уже сколько делают? Каждый год на него выделяют по миллиарду рублей с лишним. Он что, бриллиантовый?
Про беззаконие в сфере услуг такси
Работа в такси сейчас устроена очень просто: есть машина, есть смартфон - всё, можно приступать. Никто ни за что не отвечает, в том числе за безопасность: ни пассажиров, ни таксистов. Когда я устраивался, хотя бы смотрели на водительский стаж - минимум 5 лет. Сейчас ничего такого нет. Один мой знакомый устраивался в такси три года назад: только в мае получил водительские права, в июле уже возил пассажиров.
Договоров с таксистами по большому счёту нет. Я устраивался давно, вроде бы что-то подписывал. Но всё это филькина грамота. У скольких таксистов есть лицензия на осуществление деятельности - неизвестно. Но если её нет и водитель ездит без «шашек», привлечь его к ответственности всё равно проблематично. Допустим, останавливает гаишник для проверки документов. Ты просто выключаешь программу - и какая там разница, кого ты везёшь.
«Что-то не нравится? Вот дверь. На твоё место придут десять других», - вот такой сейчас подход в службах вызова такси, в том числе по тарифам. И это недалеко от истины: в такси идут все, даже женщины. В основном, конечно, от безысходности. Разве это нормально? Говорят, что у нас поднимается уровень жизни. Это у них в Кремле он поднимается.
В школе я, конечно, не мечтал, что в 44 года буду извозчиком. Честно говоря, в такси работать уже надоело. Я недавно заметил, что когда я работаю в такси, а не занимаюсь отделкой помещений, становлюсь очень нервным. Вся эта толкотня в пробках, поведение водителей на дорогах... Это сказывается на самоощущении. Но у меня сейчас маленький ребёнок, нужно кормить семью. Конечно, жене хочется, чтобы я почаще бывал дома. Я ей говорю: «Хорошо, давай я пойду на завод. Зарабатывать буду максимум 25 тысяч рублей, но зато пятидневка, вечером и в выходные я дома. Устраивает такой вариант?».
У меня есть планы заняться строительным бизнесом, в такси продолжаю работать, потому что другого выхода пока нет. Я благодарен этой профессии за то, что стал трудоголиком. Я не могу дома сидеть. Ненавижу мужиков, которые сидят дома и говорят, что нет работы. Любой работы полно. Если руки растут из нужного места, можно научиться всему.
Кировчанам, которые пользуются услугами такси, хочу пожелать: уважайте чужой труд. Если ты чем-то недоволен, не надо срываться на других».
Фото: wikimedia.org
Вообще говоря, агрегаторов стоило бы запретить, только свой автопарк. Полный беспредел в сфере, ни медосмотров, ни контроля состояния ТС, ни контроля режима труда и отдыха, ни охраны труда, ни безопасности дорожного движения, нет никаких гарантий, что вас не везет туберкулезник с открытой формой.
Правильно Шестаков сказал, нужен свой агрегатор со своими водителями, автопарком служебных машин, ремонтниками, медиком и т.п. И работатать полный рабочий день, кому в день, кому в ночь. А то хочу еду, хочу в носу ковыряюсь, а с другого конца провода, люди на поезд опаздывают. Ну бардак это в общем.