Выборы Ремонт дорог Дело Никиты Белых Отопление
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

О том, как проходило заселение на берегах крупной водной артерии региона и почему она перестала быть судоходной, читайте в нашем историческом блоге.

Автор:
28 сентября 2017, в 15:50
Просмотров: 3488

Вятка – главная река Кировской области. На её берегах расположена большая часть городов региона: Слободской, Кирово-Чепецк, Киров, Орлов, Котельнич и другие. И если раньше река была судоходной и активно использовалась не только для водозабора, то сейчас на ней можно увидеть всего пару небольших лодок и теплоходов, которые курсируют в навигационный период.

Этим летом в Кировской области вновь встал вопрос о судоходстве на Вятке. И уже в сентябре началось углубление русла реки силами Вятского района водных путей и судоходства. Приведут ли эти подвижки к желаемому результату, пока неизвестно, поэтому предлагаем вспомнить, какой Вятка была раньше.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас


Откуда взялось название?

Существуют три версии происхождения названия реки. По одной из версий, топоним «Вятка» появился от названия удмуртской этнической группы «ватка». Однако в этом национальном языке нет мягких звуков, а ударение всегда падает на последний слог. Поэтому река должна была бы называться ВаткА.

Ещё одна версия говорит о том, что слово «Вятка» родственно древнерусскому «больше». Вероятно, когда первые поселенцы добрались до реки по небольшим притокам и были впечатлены её полноводностью.

Татарское название Вятки – Нократ – представляет собой искажённое «Новгород», «Новгородская река». Ведь после древнерусского освоения на берега Вятки пришли жить именно новгородцы. Кстати, выведение татарского названия реки (noqrah – «серебро») является народной этимологией, так как вода в реке почти всегда была чистой.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас


Заселение и география

Своё начало Вятка берёт на Верхнекамской возвышенности Удмуртии. Затем течёт к северу, поворачивает на запад, юго-запад и юг, после чего впадает в Каму у деревни Грахань республики Татарстан. Вятка отличается резкими сменами направления течения, поэтому она довольно извилиста. Её длина 1314 километров. Своё водное питание Вятка получает из подземных источников, дождей и снеготаяния.

Доподлинно неизвестно, когда на Вятке поселился первый человек. Первоначально новгородские ушкуйники заселили берега Вятки для того, чтобы совершать набеги на низовья Волги. Позже к ним присоединились колонизаторы-переселенцы из Новгорода. С VII по X век район заселялся чудью, затем с востока пришли вотяки (удмурты), а к XIII веку – черемисы (мари). Русская же колонизация началась лишь со второй половины XIV века. Городища той поры были торговыми и административными центрами.

Постепенно река стала важной водной артерией, соединявшей Среднюю Волгу – территорию Волжской Булгарии, а впоследствии Казанского ханства – с Сухоно-Вычегодским речным путём и Новгородскими землями.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас


Использование реки

Судоходство

В начале XX века Вятка оказалась в десятке крупных рек европейской части нашей страны. Она стала одним из важнейших для нынешней центральной России торговых водных путей, по которому перевозили зерно, лес и каменную соль. По берегам реки были построены десятки предприятий: Кирсинский железоделательный завод (1729), Песковский чугуно-плавильный завод (1771), Спичечная фабрика (1873), Лесопильный завод (1913), Сосновский судостроительный завод (1924), Кирово-Чепецкий химический комбинат (1939) и другие. Кроме материалов, изготавливаемых на них, предметами вывоза были хлеб, лён, кожевенные товары и меха.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

Первое паровое судно на реке вятчане увидели в мае 1855 года, когда с Камы зашёл 120-сильный пароход «Любимый» пермского купца Любимова. В 1858 году вятскими купцами А. Куклиным, В. Столбовым и орловским купцом И. Чудиновских было организовано первое пароходное товарищество. Первым пароходом стал «Вятка», который предназначался для буксировки. После этого на реке началось регулярное движение.

В 1863 году своё пароходное дело начинает орловский купец Филипп Булычёв. В апреле 1871 года в Вятке он открывает контору пароходства, которую затем возглавляет его сын – Тихон. Уже через три года Тихон Булычёв открывает пассажирское сообщение между Вяткой и Казанью двумя суднами: «Ф.Булычёв» и «Почётный», а к 1900 году по Вятке курсирует уже 21 его пароход.

В это же время речными перевозками занимаются и другие судовладельцы. Один из них – Яков Тырышкин, в его собственности было 12 пароходов. С 1870 года на Вятке началось регулярное движение пароходов, и к пристаням Котельнича швартовались двухпалубные пассажирские пароходы «Москва», «Булычёв», а также однопалубные «Сын», «Дед», «Наследник».

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

В начале XX века на Вятке появляется уроженец из Слободского Пётр Александров, он предлагает Булычёву и Тырышкину объединиться в товарищество. Союз состоялся, и в декабре 1901 года образовывается самая крупная на Вятке речная монополия – «Товарищество Волжско-Камско-Вятского пароходства» с капиталом в 3 миллиона рублей и 36 пароходами. Правда, в 1918 году после декрета о национализации торгового флота имущество крупного товарищества стало общенациональной неделимой собственностью Советской Республики.

Вятка всегда считалась мелководной рекой, в основном из-за своих перекатов. Они образуются из-за рыхлых пород, формирующих берега и ложе реки. Именно они способствуют образованию отмели, песчаных кос и островов, которые препятствуют судоходству в летнее время. Средняя глубина Вятки - около 5 метров, но в верховьях и низовьях реки может быть всего 40-85 сантиметров. Областное министерство охраны окружающей среды в 2016 году зафиксировало, что глубина реки не менялась с начала XX века.

Ещё в 1910 году драматург Пётр Оленин-Волгарь написал «Путеводитель вятско-волжского пароходства», назвав Вятку «громадной рекой» и обозначив, что «мелководье – враг судоходства». Именно по этой причине летом туристам приходится стоять на мели, пережидать у перекатов проходов караванов, пересаживаться с парохода на пароход.

По словам Оленина-Волгаря, в мелководье по Вятке могли ходить только небольшие пароходы американского типа, а остальные курсировали до спада воды. По тем меркам тарифы на проезд были довольно низкими: от Вятки до Казани около тысячи километров, а стоимость билета составляла всего 3,75 - 12,6 рублей. Кроме того, в ресторанах судов можно было перекусить с царским размахом. Пассажирам за дополнительную плату предоставлялись горячие и холодные блюда, а также напитки и десерты.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас


Пароходство на Вятке продолжало развиваться, и к 1924 году на реке появилось 70 пристаней, 19 из них - дебаркадеры (плавучие пристани - ред.). Всего по Вятке ходило 88 судов, 11 из них – пассажирские пароходы.

На протяжении почти всего XX века река была основной транспортной артерией региона. В конце 80-х годов объёмы перевозок на Вятке превысили 1,5 миллиона человек. Но переориентация на рыночную экономику в 1990 году и перевод речного судоходства в частные руки уменьшили объём перевозок. В 2003 году Вятское речное пароходство и вовсе было объявлено банкротом.


Лесосплав

Навигационный период длится на Вятке около 6 месяцев. Весной вода прибывает на 3 - 5,5 метров, в июле и августе уровень воды понижается. Кроме весенних разливов есть и осенние. За счёт дождей вода в Вятке прибывает на 1 - 2 метра.

Сплав леса после ледохода всегда был ярким моментом начала навигации. Существовало три разновидности сплава: молевой – брёвна сплавлялись в хаотичном порядке; плотовой – из заготовленной древесины формировали плоты и отправляли с помощью буксира по рекам; кошельный – брёвна загоняли в особое ограждение и транспортировали теплоходами.

– Когда дожидались большой воды, на рейдах кипела работа. Только успевай поворачиваться, нужно все плоты отправить, и чтобы они на место прибыли целыми. По пути к месту назначения плот очень легко было посадить на мель. На плотах круглосуточно дежурили люди. Если плот коснётся берега, то его уже никакими тросами не вытащить. Нужно знать Вятку как свои пять пальцев, иначе плот «растащит» по пути, – рассказывают ветераны флота газете «Речник Вятки».

Однако многие бревна тонули, причиняя реке экологический ущерб: обмеление и загрязнение. В целях предотвращения дальнейших последствий молевой сплав леса по Вятке был прекращён в 1980-е годы, а плотовой – в начале 1990-х годов. Сейчас в Кировской области дешевле вывозить лес наземным транспортом.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

Рыболовство и туризм

Издавна рыболовство на Вятке было одним из самых популярных промыслов. Ловля происходит в любое время года, но популярным сезоном всё же остаются лето и весна. В основном в реке обитают щуки, судаки, налимы, стерлядь, чехонь, ёрш и окунь. В верхнем течении встречаются пескарь, елец, плотва, сопа, уклея, подкаменщик и щиповка. Иногда попадаются сом, сазан, подуст и берш. В среднем и верхнем течении встречаются серебряный карась, быстрянка, бычок. В низовьях в большом количестве обитают раки.

Кроме того, на Вятке находится заповедник «Нургуш», основанный в 1994 году, а также несколько санаториев-курортов – в Сосновке, Вятских Полянах, Русском Туреке и других, которые привлекают туристов.


Вятка сейчас

Сейчас Вятка лишь удовлетворяет хозяйственно-питьевые и промышленные нужды. Но в августе 2017 года губернатор Кировской области Игорь Васильев рассказал о планах, связанных с расчисткой русла Вятки и возобновлением судоходства. Для реализации проекта губернатор рассчитывает привлечь федеральные инвестиции. К слову, последние руслоочистительные работы были проведены в 2003 году.

– Считаю, что мы должны восстановить традицию, когда по Вятке ходили суда. Сейчас ведутся переговоры с Минтрансом России, чтобы получить федеральное финансирование и уже со следующего года начать чистить русло реки, – сказал Игорь Васильев.

Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас

В 2012 году в область вернулись речные круизы, которых не было с 70-х годов. Во время весеннего половодья по Вятке проходит теплоход «Василий Чапаев», а в навигационный период у Кирова можно заметить небольшие теплоходы «Кировчанка» и «Флагман».


Фото: vyatkawalks.ru, humus.dreamwidth.org, Сафронов А.В.
 
Все соцсети
Комментарии
15
 
Комментарии (15)
 
Комментарии
 
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 28 сентября 2017, в 19:19
Так и повеяло родным и близким!
Чем чаще будет освещаться тема реки, тем быстрее приблизится время работ на ней по оздоровлению.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 28 сентября 2017, в 20:54
Какое обширное поле для отмыва песка(денег)...Нужное подчеркнуть.
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 29 сентября 2017, в 05:34
Мил человек, всё может быть, но стараюсь видеть только положительные изменения, которые грядут на водной артерии города!
Не приходилось ли Вам путешествовать по р. Вятка на пароходе из Кирова, куда-нибудь в низовья нашей реки?
Красота неописуемая!!! Желаю увидеть и всего доброго!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 29 сентября 2017, в 08:54
Не будьте таким наивным.
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 29 сентября 2017, в 09:46
Оная черта характера у меня присутствует, согласен, но супруга любит и такого вот уже 50 лет, да + ещё 2 года до брака! Чего и Вам желаю!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 29 сентября 2017, в 14:50
Жаль, что не упомянули Аркульский ремонтно судостроительный завод и Речное училище, вся жизнь аркулян была связана с пароходством и Вяткой
Ульяна Колпакова
 
Ульяна Колпакова
Ссылка на комментарий 29 сентября 2017, в 14:57
А у нас есть подробный материал на эту тему. Он отмечен в материале кликабельной картинкой и называется "Куда уходят вятские суда?"
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 29 сентября 2017, в 15:28
От того, что углубят русло, река глубже не станет. Ведь этот объем чем то заполнить нужно. Чем? Хотите судоходную реку? Пожалуйста! Инженерные решения созданы давным-давно. Постройте на разных участках с крутыми берегами по обе стороны реки, плотины с системой шлюзов - судоходство гарантировано. Но оправдает ли эта цель потраченные средства? Через 100 - 150 лет на месте Вятки будет течь невзрачный ручеёк. Это исторический факт.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 октября 2017, в 09:04
С чего это вы так решили (про ручей) ?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 сентября 2017, в 14:19
Чтобы что-то сделать на Вятке, челом усердно надо бить в Москве. Когда же восторжествует КОРЕННОЕ ПРАВО в ОТЕЧЕСТВЕ ???
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 сентября 2017, в 14:57
Эк Вас, батенька, растреллюзило!!!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 октября 2017, в 09:08
Хороший, интересный материал.

Вятка не мелеет, её просто засоносит береговой породой и эту породу выносить на форватер. Все эти мероприятия стоит начинать с расчистки от мусора, топляка, и укрепления берегов.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 4 октября 2017, в 12:47
в районе Красных полян в Вятке чего только нет и бревна и проволока торчит ,это рядом где велось строительство моста ,видать загадили и уехали
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 5 октября 2017, в 01:09
Песок добывать можно и нужно! От этой добычи и экономика и карманы будут крепче! А русло может быть чуточку глубже. Только вот под ,а не над новым мостом!!! Тут поосторожней пожалуйста! На перекатах добы-намывайте сколько надо! Мои прадед, ДЕД Исупов Евгений Фёдорович , брат бабушки -"царство им небесное" , и дяди мои родные (в полном уме и здравии) "ХОДИЛИ" по Вятке до 90-х ,и я был частым пассажиром в рупке (кабина) (мостик если чё) , и в толкачах (буксирах) при буксировке барж и плотов- (с лесом) , и на пассажирских ЛУЧах и даже ЗАРЯх!!! Помните такие?!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 15 октября 2017, в 16:12
Совсем позабыли авторы комментариев, что основное назначение реки превратилось в утилизацию канализационных отходов. Глазов, Чепецк, Слободской, Нововятск с Радужным. Ниже Кирова песчаные косы забиты бурой массой слизи. Это основная проблема. Судоходство экономически не выгодно. Губернатор просто подыгрывает для престижу. Остается только организация баз отдыха типа бывшего Вишкиля. Такая возможность реальна, только нужен соответствующий сервис, то есть организаторская сноровка.