Киров спортивный Киров в лицах Эксперименты Подкасты Красота и здоровье Кружки и секции Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Куда уходят вятские суда?

Автор:
21 сентября 2016, в 11:09
Просмотров: 3556

Как вятский пароходчик поссорился с земской управой? Почему Булычёв забрал не только свои суда, но и перевёз церковь за 300 км? Читайте в нашем историческом блоге.

В этом году посёлку Аркуль – столице вятских речников – исполняется 113 лет. А градообразующему судостроительно-ремонтному заводу – 104 года. Находится этот посёлок в Нолинском районе Кировской области. Началось всё с того, что почти в трёхстах километрах от устья реки Вятки появился залив. Там могло поместиться большое количество судов. Залив создала природа – это остаток старого русла реки.


Подарок природы решили использовать пароходовладельцы из Вятки.


Куда уходят вятские суда?


Аркуль – мешок с углем


Именно так с марийского переводится название посёлка. Ещё в 1982 году выходила газета «Речник Вятки», где ветераны вспоминали, что в месте основания Аркуля люди добывали древесный уголь и вывозили его в специальных больших кулях.


Есть другая версия. По мнению краеведа Валерия Папырина, название скорее удмуртское. «Ар» в переводе – удмурт, а «куль» – это озеро, а вместе «удмуртское озеро».


Любопытный факт: есть мнение, что Аркуль основал Тихон Булычёв – вятский пароходовладелец. Он скупил все земли в этом районе, потому что видел перспективу аркульского затона. Покупал быстро и не только за деньги. Например, мог рассчитаться ведром водки. Об этом говорит краевед и исследователь истории Вятского речного пароходства Евгений Березин.


При этом на начало прошлого века оплотом вятских пароходовладельцев был Иловатский затон. Он находится в Орловском районе. Там ремонтировали и строили суда, а также оставляли их на зимний «холодный» отстой.


Известно, что Булычёв вёл переговоры с властями Орловского уезда, чтобы расширить Иловатский затон. Суда там просто не помещались. Орловская земская управа запросила много денег, поэтому пароходовладельцы собрались вместе и отправились осматривать Аркульский затон. Они решили, что место для стоянки судов и для ремонта вполне подходящее.


В начале XX века Булычёв, Небогатиков, Тырышкин и Александров, самые крупные владельцы речной флотилии, вместе открыли Аркульский затон и построили там ремонтные мастерские. А потом из Иловатского затона перевезли церковь. В итоге уже через несколько лет Аркуль стал центром Вятско-Волжского речного пароходства.


Куда уходят вятские суда?

Фото 1940-х годов. В Вятской Епархии предполагают, что именно в этом здании была церковь.


Церковь-путешественница


Сейчас это кажется странным, но поскольку Тихон Булычёв так и не сумел договориться с властями Орловского уезда, он решил увезти из Иловатского затона буквально всё.


В 1907 году в Иловатке была построена церковь в честь Николая Чудотворца. В «Вятском вестнике» №160 писали, что храм возводили под наблюдением известного вятского архитектора Ивана Чарушина. Построили всего за несколько месяцев. Он был открыт специально для рабочих и служащих Вятско-Волжского пароходства, которые трудились на строительстве и ремонте речных судов.


Весной 1912 года Булычёв снарядил свой гражданский флот, разобрал храм, погрузил его на баржу и отправил за триста километров в Аркульский затон. Вскоре Иловатка как населённый пункт исчезла, а Аркуль стал столицей речников.


Церковь в Аркульском затоне собрали, освятили и отслужили молебен. В Аркуле население было небольшое, храм был приписан к Вознесенской церкви села Рождественское. С приходом новой власти и национализацией Аркульских мастерских всё церковное имущество было вывезено в Вознесенскую церковь, а оттуда бесследно исчезло.


В церкви пытались устроить школу, затем комсомольский клуб с кинотеатром и буфетом. В 60-е пожар уничтожил здание бывшего храма. В Вятской Епархии утверждают, что сегодня даже точно не известно, как выглядел храм. Так была потеряна церковь-путешественница.


Куда уходят вятские суда?

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Её место в 1995 году занял храм Покрова Пресвятой Богородицы. А в 2005 году совершенно случайно (хотя кто знает, случайно ли?) нашли крест с купола деревянной церкви-путешественницы. Его водрузили на купол нового каменного храма.


Когда река потеряла «хозяина»


Тихона Булычёва прозвали Хозяином Вятки неспроста. Современники говорили о пароходовладельце, что он похож на англичанина. Худощавый и высокий, но при этом волевой и жёсткий, Тихон Филиппович вызывал трепет у своих подчинённых.


После революции настроение у тех самых подчинённых изменилось. Трепет сменила ненависть. Досталось не только основателю Аркуля Тихону Булычёву, который после революции и национализации имущества просил кусок хлеба у своих же бывших сотрудников, но и всему руководящему составу.


Евгений Березин, исследователь истории Вятского речного пароходства, отыскал в архивах упоминание о таком случае в Аркуле. Осенью 1917 года рабочие под свист и улюлюканье вытащили с завода на тачке булычёвского управляющего Николая Ермолина, а вместо заведующего затоном Петра Лучинина избрали управляющий комитет. На этом власть «хозяина Вятки» закончилась.


Куда уходят вятские суда?

Рабочие Аркулевского судостроительного завода. 1940-е годы.

Уже к 20-м годам прошлого века оборудование судоремонтных заводов в Аркуле сильно износилось и требовало реконструкции. Денег не было, новая власть развивала железную дорогу. По счастливой случайности в народном комиссариате Москвы служил человек, который когда-то работал на Вятке, он и помог получить согласие на переоборудование ремонтных мастерских. К 30-м годам мастерские превратились в мощный судостроительно-ремонтный завод. Предприятие назвали «Памяти Кирова». А посёлок стали считать столицей вятских речников.


Уже в послевоенное время посёлок превратился в крупный населённый пункт. Но чтобы стать городом, Аркулю не хватило около двухсот человек местного населения. Посёлок стал особенным местом на Вятской земле со своими традициями, подчинёнными циклу реки.


Николай Васенев, краевед и литератор, заметил в одном из своих рассказов «Река меняется» такую деталь: «... Летом население Аркуля заметно убывает – речники уходят в плавание, зато зимой, когда в затоне стоит караван в сотню и больше судов, Аркуль снова становится многолюдным и шумным».


Куда уходят вятские суда?


Николай Третников, выпускник местной школы, говорит, что весной Аркуль сильно затопляет. Так происходит почти каждое половодье. Жители поселка уже привыкли к «большой воде» и встречают наводнение во всеоружии: с запасами пресной воды и продуктов на неделю. А в домашнем хозяйстве наравне с машиной или велосипедом имеется лодка.


Аркульские суда


Я нашла интересный документ: реестр всех когда-либо построенных судов на разных предприятиях в нашей стране. С 1950 по 1980 годы на Аркульском судоремонтном заводе спустили на воду более двухсот двадцати судов разных типов и предназначений. Отсюда отправлялись в Волгоград буксиры, в Московскую область малые пассажирские теплоходы, дебаркадеры – в Самару, баржи – в Нижний Новгород.


Куда уходят вятские суда?

Многие из них уже не эксплуатируются, другие разрезаны на металлолом.


Куда уходят вятские суда?

Куда уходят вятские суда?

Куда уходят вятские суда?

Куда уходят вятские суда?


Судьба некоторых судов сейчас остаётся неизвестной: то ли окончательно разрушились, то ли какой-то умелец вложил в ремонт столько денег, что ему удалось изменить судно до неузнаваемости.


Куда уходят вятские суда?

Куда уходят вятские суда?


Удивительно, что очень много судов, построенных в начале 50-х годов, до сих пор бороздят речные просторы в районе Уфы, Казани и Нижнего Новгорода.


Куда уходят вятские суда?Куда уходят вятские суда?


Сейчас Аркульский завод сотрудничает с Голландией. Вятские мастера успешно осваивают европейские деньги и строят для голландцев грузовые баржи, а для нашей страны продолжают делать высокоскоростные модели и сухогрузные суда.

Использованы фото fleetphoto.ru. Все суда, изображенные на снимках, сделаны на Аркульском судостроительно-ремонтном заводе.

 
Все соцсети
Комментарии
8
 
Комментарии (8)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 21 сентября 2016, в 21:34
Хороший материал. Бывал в Аркуле и на этом самом затоне, в народе "Широкий Аркуль" называют.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 19 ноября 2016, в 14:07
ШИРОКИЙ АРКУЛЬ - ОЗЕРО, соединяющееся с затоном протокой километров пять длиной место, куда обычно ездят на рыбалку
ОЛ
 
Ольга Ляпунова
Ссылка на комментарий 22 сентября 2016, в 09:37
offline polveka polveka, Здорово, а я так и не побывала, но всегда была интересна судьба этого поселка.
Машенька Медведева
 
Машенька Медведева
Ссылка на комментарий 22 сентября 2016, в 21:57
А моих учеников- выпускников туда отправляли на учёбу.
ОЛ
 
Ольга Ляпунова
Ссылка на комментарий 23 сентября 2016, в 09:17
Машенька Медведева, Точно, там ведь есть техникум, где учат судостроителей.
Машенька Медведева
 
Машенька Медведева
Ссылка на комментарий 23 сентября 2016, в 20:36
Ольга Ляпунова, да-да!
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 24 сентября 2016, в 13:29
При том что многие Аркульские выпускники работают сейчас по всей стране, к сожалению Вятка стала не судоходна, вот и разошлись кто-куда.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 января 2017, в 22:16
А еще есть такая информация, что в 30-е годы на нашем заводе работал Мирон Кочкин, который участвовал в строительстве Титаника. Кто то может об этом написать? Моя мама работала с 15 лет на РЭБ"Памяти Кирова", начало ее работы 43г. но она о нем ничего не слышала.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ