Иногда с покупателями плачешь, а иногда их боишься. А ещё начальство считает, что если продавцы дружат, значит, воруют. О том, с какими сложностями приходится сталкиваться продавцам зоомагазина, - в нашем блоге «Изнанка профессии».
Мы продолжаем рассказывать о рабочих буднях кировчан, сознательно не называя их имён. Во-первых, опыт этих людей не уникален, во-вторых, мы хотим избавить наших героев от возможных проблем, которые могут возникнуть у них на работе после этого разговора. Сегодня мы рассказываем о том, что происходит за прилавками и в торговых залах магазинов, специализирующихся на продаже животных и товаров для них.
«Просрок выкупаем мы, причём даже не по оптовой цене»
«В профессию я пришла случайно, реальное образование у меня в другой сфере. Была открыта вакансия, а мне нужна была работа, вот я и оставила там своё резюме. Оказывается, в нашей сети постоянная текучка и нехватка кадров, но я тогда об этом не знала. Как-то втянулась, работаю уже лет 10, уходить пока некуда.
Когда к нам приходят соискатели заполнить анкету, то многие уверены, что мы просто сидим за прилавком всю смену и больше ничего не делаем. На самом деле это не так. У каждого из наших продавцов много обязанностей, и приходится бегать всю смену - по 10-12 часов, а то и больше. На работу мы приходим заранее, так как до открытия магазина нам нужно накормить зверей и птиц, вымыть все клетки - витрины должны иметь товарный вид.
Самые большие грязнули – это попугаи: они любят выкидывать корм из своей клетки. Промыть все прутья и витрину быстро не получается: у нас в магазине две больших и шесть маленьких клеток с попугаями. На уборку перед открытием уходит час, но это при условии, что прибираются сразу два-три человека. Если не уследить, птицы могут вылететь из клетки, и тогда начинается «веселье»: попугая нужно поймать и вернуть «на родину». Он в это время тоже веселится: перелетает с места на место, чирикает, может на витрину нагадить или спрятаться в стеллажах и затихнуть, а мы бегаем, ищем его. Ещё одни грязнули - это хомяки. Если полениться и не промыть вовремя клетку, начинает пахнуть, а это, естественно, отпугивает покупателей. А ещё они маленькие, вёрткие, и обращаться с ними надо аккуратно, а кусаются больно.
Дальше идёт мытьё аквариумов, а это уже более сложный процесс. В воде приходится барахтаться несколько часов: слил грязную, унёс, фильтры промыл, все стёкла промыл, новую залил. От этого иногда кожа на руках трескается, да и вёдра таскать - удовольствие небольшое.
Затем привозят товар. Коробки надо пересчитать и принять. Все должно быть строго по накладной, чтобы не допустить ошибки. Иногда склад «косячит» и может прислать или другой товар, или с дефектами. Если не заметить, то ошибка уже ляжет на коллектив магазина и платить будем мы. То же самое относится и к «просроку». Если не уследили, не смогли продать вовремя – выкупаем мы, причём даже не по оптовой цене.
Поддержание чистоты в магазине - ещё одна из наших обязанностей. Все полки, мешки, клетки должны быть чистыми. А товар у нас специфичный. Например, от наполнителя даже в упаковке всё равно пыли много. Снял с полки, протёр, обратно положил. Иногда после такой приборки нас самих помыть бы неплохо, но отряхиваемся в стронке - и за прилавок.
«И корм подделываем, и цены сами устанавливаем»
Самое приятное и неприятное одновременно – это работа с покупателями. Мы работаем с животными и товарами для них, а это требует определённых знаний. Часто люди приходят за советом: какой корм правильно подобрать, как ухаживать, какое животное ребёнку завести. Для меня очень важно не только продать товар, а проконсультировать правильно, чтобы человеку помочь. И когда потом заходят и благодарят, это очень приятно, что твои навыки пригодились.
Есть постоянные клиенты. К нам, например, на протяжении 10 лет приходит женщина, покупает корм для кошки и для рыбок, выбирает тщательно. Как-то пришла и пожаловалась, что кошка заболела, а ей 22 года - более чем солидный возраст для животного. А потом приходит и покупает только корм для рыбок и плачет. И нам тяжело, жалко так её. Многие люди становятся со временем родными, и ты сопереживаешь им.
Но не всегда так бывает. Попадаются и хамоватые, и буйные. Один раз двое пьяных мужчин требовали обменять сломанный аквариумный фильтр,
Ещё был случай очень показательный. Мужчина пришёл в магазин пьяный, с дочерью, купил аквариум и рыбок. Мы проконсультировали, объяснили всё подробно. Утром приходит с претензией – «рыбки сдохли, дайте новых, да бесплатно». Потом жена его разбираться пришла с криками, какие продавцы нехорошие, плохую рыбу продали. Оказалось, они дома запустили рыб в ледяную водопроводную воду. Менять мёртвых рыбок на живых мы отказались, скандал был, до директора дошло. Хоть и нет нашей вины, а всё равно неприятно. И рыбок жалко, и ребёнка – рыбки при ней и умерли.
Периодически цены на товары индексируют, и некоторые покупатели начинают скандалить. Но мы-то не виноваты. Или корма на складе нет, соответственно, нам не привезли, опять проблема, что любимый котик у кого-то голодный останется. Но ведь тут тоже зона ответственности должна быть у хозяев, чтобы запасы были на пару дней. Покупали бы заранее, не было бы проблем. Предлагаем варианты, например, купить дешевле, но менее качественный - опять начинают нас обвинять, что «фигню впариваем».
«Если коллектив начинает дружить, он начинает воровать»
Воровство покупателей - отдельная песня. Иногда и подумать не можешь, что украдут, и не уследишь. Вот стоит приличная вполне женщина, корм смотрит. Подходишь после неё к полке, а банки с кошачьими консервами нет. И шум поднимать из-за 100 рублей не хочется, и опять же из нашей зарплаты вычтут. Чаще по мелочи уносят, а к учёту может и крупная сумма набежать.
Ещё один пункт работы – документация и касса. Тоже на нас, на продавцах: надо знать систему, быть внимательным. Контролирующих органов много, отчёт мы должны быть готовы в любой момент предоставить.
А ещё надо распечатывать ценники, вовремя их менять, на каждый товар наклеивать. Это муторно и кажется нереально, но приходится быть просто супервнимательным, иначе напутаешь - потом от покупателей не оберёшься претензий: почему на витрине одна цена, а на кассе - другая. Зато стажёры так быстрее товар учат, очень полезно.
Вообще над нами очень много контролёров. Ветврач проверяет, как мы следим за животными. И это правильно, врачи - наши друзья, и в нашей сети много продавцов с ветеринарным образованием. Это здорово, это люди, любящие животных. Маркетологи учат нас, как продавать правильно. На каждом магазине есть план продаж, не выполнишь – штраф. Не расскажешь покупателю про все 15 акций – штраф. А если этот покупатель к нам 10 лет только за наполнителем приходит, то зачем ему собачья косточка по акции? Всё равно штраф. Не ответил сразу на звонок директора – как минимум выговор. Как максимум - приедет директор на магазин с проверкой, да не в духе. Крик на весь магазин, иногда и нецензурный. И опять штраф. И всегда можно найти, за что впаять штраф, к чему придраться, как бы продавцы ни старались. Поэтому большинство продавцов между собой общается мало, старается держать нейтралитет, чтобы не попасть в немилость начальства. В одном из магазинов девушка стояла на стуле, аквариум мыла, а начальству не понравилось, что продавец сверху вниз на это начальство смотрит. Из-под неё стул выбили, упала, ушиблась. Начальство боги, а мы «зажрались» - часто такую формулировку слышим.
Дружить коллективом не приветствуется. Если коллектив начинает дружить, он начинает воровать - это железное убеждение директората. Что воровать - непонятно: учёт регулярный, за недостачи вычитается из зарплаты, да и камеры стоят. Наверно, б/у наполнитель таскаем? А ещё сложившийся коллектив могут «перетасовать» по другим магазинам, и не важно, удобно тебе ездить из дома или нет.
Почти в каждом магазине есть «стукачок» - сотрудник, который доносит директору всё: кто что сказал, как посмотрел, ругает ли начальство. И не сразу таких стукачей вычислишь - они тихо по телефону докладывают. Противно, но что делать, приходится даже и с этим мириться.
Вот поэтому текучка в магазинах: не дают работать спокойно. Но я привыкла, терплю пока, да и смысла нет менять шило на мыло – работа продавца везде примерно одинакова. А тут я и работу знаю, и товар. И зверюшки наши, опять же, как от них уйдёшь. Так и работаем».
Фото: pixabay.com
Феодализм сплошной.